АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-2304/2013
13 мая 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций»
об оспаривании постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 13.02.2013г. № 08-13/205 о назначении административного наказания,
Сущность спора: закрытое акционерное общество «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций» (далее – ЗАО «ХЗСАК», Общество, заявитель), обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным постановление Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, административный орган) от 13.02.2013г. № 08-13/205, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования Общество указывает на отсутствие в его действиях события и состава вменяемого административного правонарушения.
Во исполнение определения суда от 13.03.2013г. административным органом представлены материалы административного производства и отзыв, согласно которому МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае с заявленным требованием не согласно, полагает, что факт административного правонарушения и вина Общества полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
14.10.2011г. между ЗАО «ХЗСАК» (Арендодатель) и компанией с ограниченной ответственностью «Текникас ФИО1.» (Испания) (Арендатор) заключен договор аренды №8485-11-178-КВ (далее – Договор), предметом которого является предоставление объектов недвижимости Арендодателем Арендатору во временное владение и пользование объектов недвижимости, принадлежащих Арендодателю на праве собственности. Арендная плата за объекты исчисляется из расчета 235,00 рублей в месяц за 1 (один) кв.м. Арендатор должен оплачивать 100% общей стоимости ежемесячной арендной платы в течение 22 рабочих дней с даты получения от Арендодателя правильно оформленного счета. Общая сумма Договора – 5 990 220,50 рублей. Дата завершения исполнения обязательств по Договору – 20.09.2012г.
25.11.2011г. в Дальневосточном банке ОАО «Сбербанк России» (далее – банк ПС) оформлен Паспорт сделки № 11110001/1481/1654/3/0.
По данным ведомости банковского контроля, в счет исполнения условий Договора компания-нерезидент в период с ноября 2011 года по август 2012 года перечислила на счет ЗАО «ХЗСАК» денежные средства в общей сумме 6 177 932,44 рубля, ЗАО «ХЗСАК» в период с ноября 2011 года по январь 2012 года оказало услуг на общую сумму 1 826 929,42 рублей, в том числе Сторонами подписан Акт № 69 от 31.01.2012г. за услуги по аренде помещений за январь 2012 года на сумму 544565,50 рублей.
В соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», ЗАО «ХЗСАК» обязано было предоставить в банк паспорта сделки документы, подтверждающие факт оказания услуг, в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы. Следовательно, учитывая, что акт № 69 об оказании услуг по аренде помещений за январь 2012 года на сумму 544565,50 рублей был составлен 31.01.2012г., подтверждающие документы должны были быть представлены в банк ПС не позднее 15.02.2012г. Фактически справка о подтверждающих документах была представлена в уполномоченный банк только 20.04.2012г., то есть с превышением установленного законодательством срока на 65 календарных дней.
08.02.2013г. по факту несоблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям контролером-ревизором отдела валютного контроля МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае ФИО2 в отношении ЗАО «ХЗСАК», с участием представителя ФИО3, действующей на основании конкретной доверенности № 19 от 08.02.2013г., составлен протокол №08-13/205 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 08.02.2013г. рассмотрение дела об административном правонарушении № 08-13/205 в отношении ЗАО «ХЗСАК» было назначено на 13.02.2013г. в 15 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. 323.
13.02.2013г. заместителем руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае ФИО4 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 08-13/205 вынесено постановление, которым ЗАО «ХЗСАК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, Обществу назначен административный штраф в размере 40 000 руб. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя Общества ФИО3, действующей на основании доверенности от 13.02.2013г., выданной генеральным директором ЗАО «ХЗСАК» ФИО5 на участие данного представителя в конкретном деле.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлены обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции. В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В силу статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г., резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ предусмотрено право агентов валютного контроля в пределах своей компетенции и в целях осуществления валютного контроля запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
На момент совершения административного правонарушения порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций регулировался Положением Центрального банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П).
Согласно пункту 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Формы учета и отчетности по валютным операциям, а также сроки их представления в спорный период были установлены Положением № 258-П, а также Указанием Центрального Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляющим резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж».
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указания № 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является, в частности, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению № 258-П.
Согласно пункту 2.2 Положения № 258-П, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П, с учетом изменений, внесенных Указанием ЦБ РФ № 2080-У от 26.09.2008, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Как следует из материалов дела, в счет исполнения условий Договора от 14.10.2011г. №8485-11-178-КВ, заключенного между ЗАО «ХЗСАК» и КОО «Текникас ФИО1.» (Испания), в период с ноября 2011 года по август 2012 года компания-нерезидент перечислила на счет ЗАО «ХЗСАК» денежные средства в общей сумме 6 177 932,44 рубля, ЗАО «ХЗСАК» в период с ноября 2011 года по январь 2012 года оказало услуг на общую сумму 1 826 929,42 рублей, в том числе сторонами Договора подписан Акт № 69 от 31.01.2012 за услуги по аренде помещений за январь 2012 года на сумму 544565,50 рублей.
Таким образом, с учетом положений пункта 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004, ЗАО «ХЗСАК» обязано было предоставить в банк паспорта сделки документы, подтверждающие факт оказания услуг, в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, то есть, учитывая, что акт № 69 об оказании услуг по аренде помещений за январь 2012 года на сумму 544565,50 рублей был составлен 31.01.2012г., подтверждающие документы должны были быть представлены в банк ПС не позднее 15.02.2012г.
Вместе с тем, с 01.10.2012г. Положение ЦБ РФ № 258-П признано утратившим силу. Однако, правовое положение Общества, как резидента, имеющего обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, не изменилось.
Обязанность представления резидентами справки о подтверждающих документах закреплена Инструкцией ЦБ РФ № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 04.06.2012 (далее - Инструкция ЦБ РФ № 138-И), вступившей в силу с 01.10.2012г.
В силу требований, установленных пунктами 9.1.3, 9.2.2 и 9.3 главы 9 Инструкции ЦБ РФ № 138-И, при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
Исходя из вышеизложенного, обязанность по представлению в банк ПС подтверждающих документов возникает у резидента с момента оформления подтверждающих документов и должна быть исполнена в срок, установленный вышеуказанными пунктами главы 9 Инструкции ЦБ РФ № 138-И. При этом окончание срока подачи в уполномоченный банк подтверждающих документов напрямую зависит от даты оформления подтверждающих документов, которая может определяться датой подписания документа, датой вступления его в силу либо в случае отсутствия вышеуказанных дат – датой составления подтверждающего документа.
Учитывая, что в рассматриваемом случае установить дату подписания акта №69 от 31.01.2012г. об оказании услуг по аренде помещений за январь 2012 года не представлялось возможным, административный орган обоснованно признал датой оформления указанного акта дату его составления – 31.01.2012г., от которой и был исчислен срок представления в банк ПС подтверждающих документов.
При этом, суд полагает обоснованным применение административным органом при вынесении оспариваемого постановления положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в силу которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Так, в соответствии с пунктом 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ №138-И, вступившей в силу с 01.10.2012г., срок для представления СПД в уполномоченный банк, по сравнению со сроком, установленным пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П (действовавшего в период совершения правонарушения), увеличился на 6 календарных дней, то есть в связи со вступлением в законную силу Инструкции ЦБ РФ № 138-И, положение ЗАО «ХЗСАК» улучшилось в части увеличения срока для представления справки о подтверждающих документах в банк ПС.
Таким образом, с учетом требований пункта 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И, Общество обязано было представить справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт оказания услуг, не позднее 21.02.2012г.
Вместе с тем, согласно информации уполномоченного банка, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы были представлены Обществом в банк ПС только 20.04.2012г., то есть с превышением установленного законодательством срока на 59 календарных дней.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, в силу части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ЗАО «ХЗСАК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного обществом, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 08.02.2013г., объяснением к протоколу от 08.02.2013г. представителя ЗАО «ХЗСАК» ФИО3, контрактом от 14.10.2011г. №8485-11-178-КВ, паспортом сделки от 25.11.2011г. № 11110001/1481/1654/3/0, справкой о подтверждающих документах от 20.04.2012, ведомостью банковского контроля по паспорту сделки № 11110001/1481/1654/3/0, актом № 69 от 31.01.2012г. об оказании услуг по аренде помещений за январь 2012г., выписками по операциям на счете организации.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В целях соблюдения требований пунктов 9.1.3 и 9.2.2 главы 9 Инструкции ЦБ РФ № 138-И ЗАО «ХЗСАК» могло представить справку о подтверждающих документах с надлежащим образом заверенной копией Акта № 69 от 31.01.2012г.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у заявителя обстоятельств, препятствующих исполнению Обществом обязанностей, возложенных на него валютным законодательством. Такими обстоятельствами могут быть признаны обстоятельства объективного характера, не зависящие от юридического лица, находящиеся вне его контроля. В данном случае Обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях выполнения требований валютного законодательства, не был осуществлен должный контроль за соблюдением обязанности по своевременному представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.
По своей юридической конструкции данное правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт оказания услуг, фактически блокирует нормальную деятельность уполномоченного банка как агента валютного контроля, препятствует осуществлению им контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений при нарушении валютного законодательства, суд не находит оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом всесторонне, полно и объективно. Не установив обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность правонарушителя, административный орган обоснованно применил в отношении общества минимальный размер штрафа, установленный частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования ЗАО «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций» о признании недействительным постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 13.02.2013г. № 08-13/205 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, отказать.
Возвратить ЗАО «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 07.03.2013г. № 287.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак