ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-23984/19 от 26.05.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-23984/2019

26 мая 2020 года

      Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года.

      Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Н.Л.Коваленко

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Ю.Лихачевым,

рассмотрел в заседании суда дело по иску акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

  к обществу с ограниченной ответственностью «ТРАНСРЕСТОРАНСЕРВИС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 105005, <...>) 

о взыскании неустойки в размере 95 000 руб. 

  при участии в судебном заседании

       от истца: ФИО1, представитель по доверенности  № 487-Д                       от 24.12.2019;

       от ответчика: не явился.

        Акционерное общество  «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК», истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансРесторанСервис» (далее - ООО «ТРС», ответчик) о взыскании 95 000 руб. штрафной неустойки за ненадлежащее исполнение договора аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО «ФПК» от 30.04.2018                                                   № ФПК-18-143.

      Определением от 09.12.2019 исковое заявление акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ.

      Иск обоснован ненадлежащим исполнением обязательств по договору, в связи с чем, ответчику начислена неустойка. Нормативно иск обоснован положениями статей 309, 330 ГК РФ.

       Определением суда от 29.01.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

       Истцом представлены уточнения в части верного указания Актов формы ЛУ-4фпк по данному иску.

         Уточнение иска принято судом в связи с наличием технической опечатки в тексте искового заявления, при этом, расчет, просительная часть искового заявления Акты (№№ ЛУ-4 фпк от 141339 - 10 000 руб., ЛУ-4 фпк 141339 - 25 000 руб.,  ЛУ-4 фпк 159557- 10 000 руб., ЛУ-4 фпк 163498- 25 000 руб., ЛУ-4 фпк 175726- 25 000 руб.), договор, приложенный к исковому заявлению, соответствует уточненному содержанию искового заявления.

     Ответчик  к предварительному судебному заседанию направил в суд ходатайство  о прекращении производства по делу, ссылаясь на наличие спора по тем же предмету и основанию (дело № А73-22781/2019).

     Судом ходатайство ответчика о прекращении производства по делу отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных положениями статьи 150 АПК РФ.     

        В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования с учетом уточнения, настаивал на удовлетворении иска.

       Ответчик, уведомленный  о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ,  отзыв по существу исковых требований не представил.

   На основании статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело по существу в отсутствие ответчика.

       Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 30.04.2018 между АО «ФПК» (Компания) и ООО «ТрансРесторанСервис» (Предприятие) заключен договор аренды торговых и служебных площадей вагонах-ресторанах АО «ФПК»                       № ФПК-18-143.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Компания обязуется передать за плату во временное пользование Предприятию торговые и служебные площади (далее - ТСП) вагонов-ресторанов. ТСП вагонов-ресторанов используются предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах (пункт 2.2 договора).

Согласно пункту 4.3.22 договора Компания вправе осуществлять проверки, а Предприятие обязуется предоставить возможность Компании и его уполномоченным подразделениям, и должностным лицам беспрепятственно производить проверку соблюдения пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических норм, правил технической эксплуатации, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа, а также соблюдения других требований, установленных законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с п. 4.3.12 Договора Предприятие обязуется соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО «ФПК».

В ходе проведенных проверок работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» составов пассажирских поездов, формирования Дальневосточного филиала АО «ФПК» выявлены и документально оформлены нарушения ответчиком договорных обязательств.

Указанные истцом нарушения зафиксированы Актами.

Актом № ЛУ-4 фпк № 141339 от 08.08.2019 зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана № 096/63634 пассажирского поезда № 76 сообщением «Москва-Нерюнгри», а именно: в служебном удостоверении ДВР ФИО2 и повара ФИО3, отсутствует отметка о своевременной проверке знаний по пожарно-техническому минимуму.

Согласно п. 11.9СТО ФПК 1.21.001-2016 все работники вагона-ресторана (кафе-буфета) обязаны: проходить проверку знаний правил технической эксплуатации, требований охраны труда, требований пожарной безопасности в соответствии с приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. № 28Ц и Инструкцией по охране труда для рейсовой бригады вагона-ресторана в пути следования.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, представила пояснение, в котором выявленное нарушение подтвердила, кроме того имеется фотофиксация.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 4 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за отсутствие служебных удостоверений, санитарных книжек, отметок в удостоверении о своевременной проверке знаний требований охраны труда, норм и правил по электробезопасности (у директора вагона-ресторана, повара и кухонного рабочего), о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму, знаний Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта в размере 5 000,00 рублей в отношении каждого сотрудника в рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов, итого за два случая 10 000,00 рублей.

Актом формы ЛУ-4 фпк № 141339 от 08.08.2019 зафиксировано
нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана
№ 096/63634 пассажирского поезда № 76 сообщением
«Москва-Нерюнгри», а именно: нарушение численности состава бригады
вагона-ресторана (официант ФИО4 в рейсе отсутствует).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, подписал без замечаний, от дачи пояснений отказался.

 В соответствии с п. 4.3.11 Договора предприятие обязуется предоставлять начальнику поезда приказ-наряд рейсового состава работников вагона-ресторана, заверенный печатью. Предприятия. Не включать в приказ-наряд работников сверх согласованного с Компанией количества работников рейсовой бригады, не допускать провоза лиц, не указанных в приказе-наряде.

Согласованная численность состава бригад вагонов-ресторанов поездов формирования Дальневосточного филиала АО «ФПК» п/п № 75/76 «Тында-Москва» составляет 3-5 человек. Однако количество бригады составило 2 человека. Таким образом, установленная численность со стороны Предприятия была нарушена.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 44 приложения № 4 к Договору № ФПК-18-143 от 30.04.2018) установлена штрафная неустойка за несоблюдение численности состава бригады вагона-ресторана (кафе-Буфета) в размере 25 000, 00 рублей за каждый факт выявленного нарушения.

Актом формы ЛУ-4 фпк № 159557 от 01.08.2019 годазафиксировано
нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана                             № 096-63675 пассажирского поезда № 099 сообщением «Владивосток-Москва», а именно: книга жалоб и предложений ведется ненадлежащим образом, (ответ заявителю по указанному адресу о принятых мерах не направлен в установленный срок,  отсутствует дата направления ответа заявителю, отсутствует запись о принятых мерах).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, подписал без возражений.

В соответствии с п. 8 Приказа № 346 от 28.09.1973 г. «Об утверждении инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», руководитель предприятия или его заместитель обязаны в двухдневный срок рассмотреть внесенную в Книгу жалоб и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений.

Жалоба или заявление покупателя (посетителя) рассматривается администрацией совместно с профсоюзной организацией и в необходимом случае выносится на обсуждение коллектива предприятия, отдела, секции, цеха в присутствии виновного работника.

Для сведения лица, написавшего жалобу, и контролирующих лиц администрация делает в Книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления отметку о принятых мерах и в пятидневный срок в обязательном порядке направляет письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.

Копии отчетов покупателям (посетителям) хранятся у администрации предприятия в специальном деле до конца текущего года. В соответствии с Распоряжением № 755 р от 06.09.2010 Об утверждении инструкции о порядке и оформления ведения Книги жалоб и предложений в вагонах-ресторанах, кафе-буфетах пассажирских поездов п. 6 руководство структурного подразделения, либо организации, арендующей BP, КБ обязано рассмотреть внесенную в книгу жалоб и предложный запись, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе рейсового состава BP, КБ или к осуществлению приемлемых для внедрения и улучшения работы предложений.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 29 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений в размере 10 000 рублей за каждый факт данного нарушения.

Актом формы ЛУ-4 фпк № 163498 от 10.08.2019зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО «ТРС» выявленное в вагоне-ресторане № 096/08863128 пассажирского поезда № 97 сообщением «Кисловодск-Тында», а именно: выявлен провоз алкогольной продукции Вино «Домашнее» красное полусладкое 1 л.-24 бутылки, вино «Домашнее» белое полусладкое 1 л. 8 - бутылок, шампанское «Российское» 0,75 л. белое полусладкое - 25 бутылок, минеральная вода «Ессентуки» 1,5 л. — 54 бутылки, «Славянская»1.5 л. - 36 бутылок, Лимонад «Родник Аква» 1,5 л. «Груша - 90 бутылок.

Данный акт подписан со стороны ДВР ООО «ТРС» без замечаний, в объяснительной ДВР указывает, что данная продукция была приобретена им в личных целях, так нарушения подтверждены.

В соответствии с п. 2.2 Договора ТСП вагонов-ресторанов используются Предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах.

В соответствии с п. 4.3.2. Договора Предприятие обязуется использовать ТСП вагонов ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО «ФПК», технических условий, санитарных правил, локальных актов АО «ФПК» и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

В соответствии с п. 6.10 Договора в случае несоблюдения ключевых параметров контроля качества перечень которых приведен в Приложении № 4 к Договору, Предприятие несет ответственность по соответствующим нарушениям в размере, установленном Приложением № 4 к Договору.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 8 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, перевозка в арендованных вагона-ресторанах и выделенных работникам вагонов-ресторанов купе коммерческих грузов (вне зависимости от количества и объема), посторонних лиц (в отношении каждого лица, на которое отсутствует разрешительная документация) - 25 ООО (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек.

Актом формы ЛУ-4 фпк № 175726 от 16.08.2019 годазафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана № 096/63881 пассажирского поезда № 076 сообщением «Москва-Нерюнгри», а именно: несоблюдение срока годности товара, реализуемого при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане (в холодильной витрине находилась продукция для реализации пассажирам с истекшим сроком годности (9 бутылок газированного напитка «Спрайт» 0,25 л).

Согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, от письменных пояснений отказался.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 34 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за несоблюдение срока годности реализуемых товаров промышленного производства в размере                      25 000,00 рублей за каждый факт данного нарушения.

Общая сумма штрафных санкций по всем выявленным нарушениям договорных обязательств составила 95 000 руб.

В целях досудебного урегулирования спора, АО «ФПК» в адрес ответчика направлены претензии за исх. № 11679/ФПКФДВОСТ от 26.09.2019 и от 25.09.2019 за исх. № 11562/ ФПКФДВОСТ.

Претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО «ФПК» в арбитражный суд с настоящим иском.

          Оценив доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ,  арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Правоотношения сторон  в рассматриваемом случае суд квалифицирует как отношения, возникшие из договора возмездного оказания услуг, регулируемые главой 39 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).

  По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

 Договор аренды содержит согласованные сторонами положения о неустойке в предусмотренных случаях.

АО «ФПК» является перевозчиком пассажиров в пассажирских поездах дальнего следования, в связи с чем, ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по договору влечет за собой некачественное оказание услуг по договору перевозки истцом.

Материалами дела подтверждены факты ненадлежащего исполнения со стороны ответчика договора аренды, в результате проведенных проверок выявлены нарушения, за которые арендатор несет ответственность  в виде штрафных санкций.

У суда отсутствуют основания считать факт ненадлежащего исполнения условий договора со стороны ответчика недоказанным, истец в обоснование заявленных требований в порядке статьи 65 АПК РФ представил надлежащие доказательства нарушения ответчиком обязательств по договору № ФПК-18-143 от 30.04.2018.

Выявленные в ходе проверок нарушения по указанным в описательной части актам соответствуют положениям договора и являются основанием для начисления неустойки.

Следовательно, требования о взыскании неустойки в сумме                           95 000 руб. подлежат удовлетворению. Расчет неустойки судом проверен и признан верным.

В силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся                        на ответчика, при этом учитывается, что истцом государственная пошлина уплачена при обращении с иском в суд в установленном законом порядке и размере.        

     Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

        Иск удовлетворить.

       Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТРАНСРЕСТОРАНСЕРВИС» в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО «ФПК»  № ФПК-18-143 от 30.04.2018, зафиксированных в  Актах формы ЛУ-4фпк: № 141339 от 08.08.2019,                           № 159557 от 01.08.2019, № 163498 от 10.08.2019, № 175726 от 16.08.2019,                   в общей сумме 95 000 руб., судебные расходы по государственной пошлине в размере 3 800 руб.

      Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

       По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

       Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

      Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                              Н.Л.Коваленко