ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-24917/19 от 06.02.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-24917/2019

07 февраля 2020 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 06 февраля 2020 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи С.М. Изосимова,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.И. Кирпач,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства  сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680000, <...> д 19)

к автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680000, <...>)

о взыскании 2 394 524,76 рублей.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности

от ответчика: представитель не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с правилами статей 121-123 АПК РФ.

  У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» (далее – АНО «КСФ», ответчик) о взыскании субсидии, предоставленной по договору о предоставлении субсидии виде имущественного взноса № 42 от 19 июня 2017 года (далее - Договор) в размере 2 394 524,76 рублей.

Исковое заявление обосновано нарушением положений Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд». Утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.10.2015 № 331-пр (далее - Порядок) и мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком условий Договора.

Определением от 26.12.2019 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу № А73-24917/2019, назначено предварительное судебное заседание на 22.01.2020 в 12 часов 00 минут. Определением от 22.01.2020 предварительное судебное разбирательство отложено на 06.02.2020 в 11 часов 00 минут. При отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании пункта 4 статьи 137 АПК РФ 06.02.2020 предварительное судебное заседание завершено, открыто судебное заседание в первой инстанции.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с правилами статей 121-123АПК РФ, отзыв не представил.

В силу части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, в обоснование привёл обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд». Утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.10.2015 № 331-пр, министерством с АНО «СКФ» 19.06.2017 заключен договор о предоставлении субсидии № 42.

Согласно пункту 1.2. раздела 1 Порядка предоставления субсидии и пункту 1.2 Договора субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения видов деятельности АНО «КСФ», предусмотренных уставом АНО «КСФ», не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности АНО «СКФ», утвержденной наблюдательным советом АНО «КСФ».

Смета расходов на ведение уставной деятельности АНО «КСФ» на 2017 год утверждена решением наблюдательного совета АНО «КСФ» от 12.05.2017, оформленного протоколом № 12/НС. Решением наблюдательного совета АНО «КСФ» от 11.12.2017, оформленным протоколом № 15/НС, утверждена смета расходов на ведение уставной деятельности на 2017 год в уточненной редакции.

На основании и во исполнение Договора, действующего в редакции дополнительного соглашения № 1 от 27.09.2017 министерство  платежными поручениями от 21 июня 2017 № 300419 и от 28.09.2017 № 465400 перечислило ответчику субсидию в общем размере  140 000 000 рублей.

Пунктом 2.2.2 Договора предусмотрено ежеквартальное предоставление АНО «КСФ» в министерство отчета об использовании субсидии, с приложением пояснительной записки, копий первичных учетных документов.

Окончательная редакция отчета об использовании субсидии за 2017 год представлена АНО «КСФ» 13.11.2018 (письмо от 09.11.2018 № 580/2018)

В дальнейшем в ходе проверки проведенной истцом в период с 18.03.2019 по 12.04.2019 проверки соблюдения АНО «КСФ» условий, целей и порядка предоставления субсидии выявлено, что: сведения об установленном размере субсидии (графа 5 Отчета) не соответствуют смете, не достоверны; кассовые расходы в 2017 году не соответствую плановым, по состоянию на 31.12.2017 по ряду статей сметы имеется неиспользованный остаток средств субсидии в размере 2 394 524,76 рублей; указанный неиспользованный остаток средств субсидии израсходован АНО «КСФ» по статьям сметы, по которым образовался т бюджетных средств в ходе реализации проектов, при этом решение о корректировке плановых значений сметы, утверждении уточненной редакции сметы наблюдательным  советом АНО «КСФ» не принималось (п. 4.1.1., стр. 18 Акта проверки № 1 от 26.04.2019); сделан вывод о нецелевом использовании средств субсидии в размере 2 394 524,76 рублей (п. 5.8., стр. 26 Акта проверки № 1 от 26.04.2019).

АНО «СКФ» представлены возражения на акт проверки (письмо № 875/2019 от 03.07.2019) которые сводятся к следующему. АНО «СКФ» представлен отчет об использовании субсидии за 2017 год, согласно которому по п. 1 сметы (обеспечение деятельности АНО «СКФ») была текущая экономия средств субсидии в сумме 1,38 млн. руб., по пунктам 2 (вовлечение в процесс сельскохозяйственного производства и переработки продукции) и 3 (развитие регионального центра инжиниринга АПК для субъектов малого и среднего предпринимательства) – увеличение затрат в сумме 1,38 млн. руб., соответственно. Требования, предусмотренные пунктом 1.2. Порядка предоставления субсидии о направлении средств субсидии на финансовое обеспечение видов деятельности АНО «КСФ», т уставом, КСФ соблюдено, расходы, произведенные АНО «КСФ» в рамках исполнения сметы на 2017 год соответствуют видам уставной деятельности и направлены на реализацию мероприятий п. 4.3. раздела 4 Приложения № 2 к государственной программе, изменение денежных потоков внутри сметы связано с распределением сэкономленных средств согласно заявленным видам уставной деятельности и полностью соответствуют целевому характеру субсидии, предусмотренному п. 1.2. Договора, а именно – финансирование уставной деятельности АНО «КСФ», направленной на реализацию мероприятий п. 4.3. раздела 4 Приложения № 2 к Государственной программе.

Как следует из представленных возражений на Акт проверки, АНО «СКФ» не оспаривает факт расходования неиспользованного остатка средств субсидии в размере 2 394 524,76 рублей по другим статьям сметы (по которым образовался дефицит бюджетных средств в ходе реализации проектов), однако, по мнению АНО «СКФ», изменение сумм расходов по смете в разрезе наименования расходов не является нецелевым расходованием средств субсидии.

По результатам проверки истцом составлен Отчет о результатах проверки АНО «СКФ» от 25.07.2019 из которого следует, что АНО «КСФ» допущено нецелевое использование средств субсидии в размере 2 394 524,76 рублей, денежные средства в указанном размере подлежат возврату в краевой бюджет, возражения АНО «СКФ» на Акт проверки от 26.04.2019 № 1 не приняты.

В адрес ответчика истцом были направлены Требования от 16.08.2019 № 5-11-4732 о возврате субсидии в размере 2 394 524,76 рублей в бюджет Хабаровского края.

Ответчиком денежные средства в сумме 2 394 524,76 рублей не возвращены, что послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании субсидии в судебном порядке.

Оценивая законность и обоснованность заявленных истцом требований, суд руководствуется следующим.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1)категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.10.2015 № 331-пр (ред. от 17.08.2016) «О порядке определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд», действовавшим в период 2017 бюджетного года, в целях стимулирования развития сельского хозяйства Хабаровского края утвержден «Порядок определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» (Порядок предоставления субсидии).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидии уполномоченным органом по предоставлению субсидии является министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 1.2. Порядка предоставления субсидии, субсидия предоставляется  в целях финансового обеспечения видов деятельности АНО КСФ, предусмотренных уставом АНО КСФ, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности АНО, утвержденной наблюдательным советом АНО КСФ (далее - смета и уставная деятельность соответственно), направленных на реализацию мероприятий пункта 4.3 раздела 4 приложения N 2 к государственной программе Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр (далее - Государственная программа). Аналогичное условие содержится в п. 1.2. Договора № 42 от 19.06.2017.

Согласно п. 2.5. Порядка предоставления субсидии смета утверждается наблюдательным советом АНО КСФ по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка предоставления субсидии Министерство, органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения АНО КСФ условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

В соответствии с п. 3.3. Порядка предоставления субсидии остаток субсидии, не использованный в сроки выполнения мероприятий, установленные планом мероприятий, подлежит возврату АНО КСФ в краевой бюджет в течение 30 календарных дней со дня окончания указанных сроков. Остаток субсидии, не использованный АНО КСФ в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договором, подлежит возврату в краевой бюджет не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.

Согласно п. 3.2. Порядка предоставления субсидии  в случае выявления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет АНО КСФ требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет (далее - требование). АНО КСФ обязано осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

Согласно п. 2.2. Порядка предоставления субсидии, субсидии предоставляются на основании договора.

В соответствии с Порядком предоставления субсидии сторонами заключен Договор о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса № 42 от 19.06.2017 (Договор), в котором ответчик поименован получателем субсидии и который содержит аналогичные условия получения ответчиком субсидии.

Так, в Договоре закреплено: субсидия предоставляется  в целях финансового обеспечения видов деятельности получателя субсидии,  предусмотренных его уставом, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности, утвержденной наблюдательным советом получателя субсидии (далее - смета), направленных на реализацию мероприятий пункта 4.3 раздела 4 приложения N 2 к государственной программе Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр (далее - Государственная программа) (пункт 12. Договора); субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.3. Договора); Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края (подпункт 2.1.2. Договора); Министерство в случае и порядке, установленных постановлением № 331-пр, выставляет получателю субсидии требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет, а также обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств (подпункт 2.1.3. Договора); получателю субсидии обязуется использовать субсидию исключительно в целях, указанных в пункте 1.2. Договора (пункт 1 подпункта 2.2.1. Договора); получателю субсидии обязуется использовать субсидию до 31 декабря 2017 года (пункт 4 подпункта 2.2.1. Договора).

Также в договоре содержится условие, согласно которому получатель субсидии обеспечивает возврат в краевой бюджет:

- неиспользованные по целевому назначению по состоянию на 31 декабря 2017 г. средства субсидии – не позднее 01 апреля 2018 г.;

- остаток субсидии. Неиспользованный в срок, установленный для конкретного мероприятия в плане мероприятий по реализации уставной деятельности получателя субсидии – в течение 30 календарных дней со дня окончания указанного срока;

- средств субсидии в случае установления Министерством фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии – в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет (подпункт 2.2.5 Договора).

Согласно пункту 4.1. Договора, он вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до окончательного исполнения сторонами своих обязательств.

При квалификации отношений, возникших между сторонами спора и установлении применимого к отношениям сторон законодательства, суд исходит из следующего.

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса.

К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является «получателем бюджетных средств» в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.

В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.

Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора от 19 июня 2017 № 42 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Тот факт, что денежные средства в сумме 2 394 524,76 рублей были израсходованы ответчиком в разрез с утвержденной наблюдательным советом АНО «СКФ» сметой расходов, то есть с нарушением условий Договора № 42 от 10 июня 2017, не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 32 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018)».

Согласно пунктам  1.2. и 2.2.1 Договора от 19 июня 2017 № 42 при их совместном применении, ответчик принял на себя обязательство использовать субсидию согласно смете расходов на ведение уставной деятельности, утвержденной наблюдательным советом получателя субсидии (далее – Смета расходов). Смета расходов, утвержденная решением наблюдательного совета АНО «КСФ» (протокол № 15/НС от 11.12.2017) предусматривает конкретные статьи (наименования) расходов и суммы, относимые на ту или иную статью расхода.

Как установлено в ходе проверки соблюдения АНО «КСФ» условий, целей и порядка предоставления субсидии (Акт проверки № 1 от 26.04.2019) и подтверждается уточненным отчетом ответчика об использовании субсидии за 2017 год (направлен письмом№ 580/2018 от 09.11.2018) общий размер не израсходованных по установленным Сметой статьям расходов средств субсидии в 2017 году составил 2 394 524,76.

Согласно Уставу АНО «СКФ» вопросы утверждения сметы и плана работы АНО «КСФ», а также внесения в них изменений относятся к исключительной компетенции наблюдательного совета (абз. 11 пункт 5.5., пункт 5.6. Устава АНО «СКФ»). Таким образом, действия единоличного исполнительного органа ответчика по внесению изменения в утвержденную наблюдательным советом организации, Смету расходов совершены с нарушением установленного порядка, неправомочным лицом и потому не могут влечь правовые последствия.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано  возвратить сумму неосновательного обогащения.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, на дату рассмотрения дела по существу, ответчиком представлены доказательства исполнения обязательства по возврату субсидии в бюджет. Как следует из платежного поручения № 8 от 29.01.2020 АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», произведена оплата на сумму 2 394 524 руб. 76 коп. по основанию – возврат средств субсидии по договору № 42 от 19.06.2017 на основании требования № 5-11-4732 от 16.08.2019. Представитель истца, в судебном заседании подтвердил факт оплаты и поступления денежных средств на основании указанного платежного документа.

С учетом установленного обстоятельства добровольной оплаты ответчиком суммы неосновательного обогащения в размере 2 394 524 руб. 76 коп.,  полученной в виде средств субсидии по договору № 42 от 19.06.2017, требования истца удовлетворению не подлежат.

От уплаты государственной пошлины истец освобожден в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                             С.М. Изосимов