ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2507/14 от 05.05.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-2507/2014

05 мая 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.

Рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальлеспром»

к Управлению лесами Правительства Хабаровского края

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.12.2013 № 58/3091-13.

Суд установил: Открытое акционерное общество «Дальлеспром» (далее – ОАО «Дальлеспром», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Хабаровского (далее – Управление лесами, Управление, административный орган) края от 24.12.2013 № 58/3091-13 о привлечении к административной ответственности.

Представитель административного органа извещен о рассмотрении дела по правилам упрощенного производства, представил отзыв на заявление, а также материалы проверки, административного производства.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

05.11.2008 между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Арка-Лес» (Арендатор) в порядке переоформления ранее заключенного договора, заключен договор № 0208/2008 аренды лесного участка площадью 61604 га в пределах Баджальского лесничества общей площадью 736512 га, местоположение: Хабаровский край, Верхнебуреинский муниципальный район, Баджальское лесничество, номера кварталов 53 – 64, 69, 70, 76 – 82, 89 – 96, 107 – 177, 121, 130 – 135, 138 – 141, 143, 144, 150 – 171, 174, 177 – 181, 185 – 194, 201 – 208 Сулукского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08:214:04:0208.

Как следует из материалов дела, ОАО «Дальлеспром» является правопреемником ООО «Арка-Лес» по указанному договору аренды лесного участка.

Письмом руководителя филиала «Баджальское лесничество» КГКУ «Ургальское лесничество» ФИО1 от 15.05.2013 № 1-8/211 ОАО «Дальлеспром» уведомлено о том, что 04.06.2013 будет проведена проверка соблюдения договорных обязательств по договору аренды лесного участка № 0208/2008 от 05.11.2008, для чего Обществу следует направить своего уполномоченного представителя 04.06.2013 к 12-00 часам по адресу п. Джамку, производственная база ОАО «Дальлеспром».

Письмом указанного выше должностного лица от 13.06.2013 № 1-8/1232 Общество извещено о том, что проверки, назначенные на 17 и 18 июня 2013 года, переносятся на 02.07.2013, 03.07.2013 в связи с невозможностью проезда до места проверки через разлившиеся реки, ручьи.

03.07.2013 и.о. лесничего Сулукского участкового лесничества ФИО2 при участии заместителя руководителя КГКУ «Ургальское лесничество» ФИО3, лесника Сулукского участкового лесничества ФИО4 в присутствии представителя ОАО «Дальлеспром» ФИО5, действующего на основании доверенности от 01.02.2013 № Ю-10/02, составили акт проверки соблюдения договорных обязательств № 7/120-2013. Вид проверки: исполнение работ по обеспечению пожарной безопасности в лесах по сроку исполнения до 01.07.2013.

Как следует из содержания акта, указанными выше должностными лицами установлено, что не выполнено:

- уход за минерализованными полосами по плану 28 км, факт 0 км;

- устройство минерализованных полос по плану 14 км, факт – 0 км;

- строительство дорог противопожарного назначения по плану 2 км, факт 0 км;

- ремонт дорог противопожарного назначения по плану 4 км, факт - 0;

- устройство противопожарных щитов и их дальнейшее содержание – по плану 2 шт., факт 0;

- изготовление и установка средств наглядной агитации по плану 5 шт., факт – 3 шт.

- обустройство временных посадочных площадок для вертолетов по плану 2 шт., факт – 0.

Также в ходе проверки выявлено нарушение пункта 12ж договора аренды лесного участка от 05.11.2008 № 0208/2008, в соответствии с которым арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору аренды.

Определением от 10.07.2013 составление протокола об административном правонарушении назначено на 29.07.2013 в 09-00 по адресу пос. Сулук Верхнебуреинского района Хабаровского края, ул. 40 лет Победы, 2/9.

Определение вручено Обществу 18.07.2013, что подтверждается почтовой квитанцией и карточкой почтового уведомления.

29.07.2013 заместителем руководителя-лесничего филиала КГКУ «Ургальское лесничество» «Баджальское лесничество» ФИО3 в отношении ОАО «Дальлеспром» составлен протокол об административном правонарушении № 111/8-2013 по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ. При составлении протокола законный либо иной уполномоченный представитель Общества не присутствовал.

Определением от 16.12.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении № 111/8-2013 назначено на 24.12.2013 в 16 часов 45 минут по адресу <...> каб. 24-в. Определение вручено ОАО «Дальлеспром» 17.12.2013 под входящий № 1403.

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО6 от 24.12.2013 № 58/3091-13 ОАО «Дальлеспром» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.

Пунктом 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми (часть 6).

Из представленных материалов дела об административном правонарушении судом установлено, что какого-либо осмотра в порядке, установленном статьями 27.1 и 27.8 КоАП РФ не осуществлялось, протокол осмотра не составлялся.

При этом Общество отрицает факт вменяемых ему нарушений.

Имеющийся в материалах дела акт проверки от 03.07.2013 не свидетельствует о том, что отраженные в этом акте нарушения были выявлены в ходе осмотра принадлежащего Обществу лесного участка. В акте отсутствует ссылка на то, из каких источников должностным лицам, составившим этот акт, стало известно о нарушениях, отраженных в этом акте.

В то же время, как следует из документов, представленных заявителем, 15.03.2013 Общество обратилось в Управление лесами Правительства Хабаровского края с заявлением о внесении изменений в условия договора аренды лесного участка со ссылкой на завышение нормативов противопожарного обустройства лесов.

Приказом начальника управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.05.2013 № 382П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проекте освоения лесов лесного участка площадью 616604 га, переданного по договору аренды от 05.11.2008 № 0208/2008, а также утверждены изменения к проекту освоения лесов на лесном участке ОАО «Дальлеспром» для заготовки древесины на территории Баджальского лесничества Управления лесами Правительства Хабаровского края.

В частности, внесено изменение в таблицу 5.1.3 – Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом «Баджальского лесничества», в соответствии с которой:

- Устройство минерализованных полос: требуется 39 км, имеется в наличии 50 км;

- Уход за минерализованными полосами – требуется 58,2 км, имеется в наличии 60 км;

- Строительство дорог противопожарного назначения – требуется 2,4 км, имеется в наличии – 3 км;

- Ремонт дорог противопожарного назначения: требуется 4,9 км, имеется в наличии – 5 км;

- Устройство подъездов к водоисточникам для пожарных машин и их дальнейшее содержание – требуется – 1 шт., имеется в наличии 1 шт.;

- Обустройство мест отдыха и их дальнейшее содержание: требуется 5 шт., имеется в наличии 5 шт.;

- Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах с целью обеспечения пожарной безопасности: требуется 31, имеется в наличии – 0;

- Изготовление и установка средств наглядной агитации и предупредительных знаков: требуется – 1 шт., имеется в наличии 4 шт.;

- Подготовка руководителей тушения лесных пожаров: требуется 1 чел., имеется – 1 чел.;

- Создание резерва горюче-смазочных материалов, требуется 3 тонны, имеется в наличии 3 тонны;

- Организация связи (телефонная, проводная, радиосвязь) – постоянно.

Из анализа указанных документов следует, что уже по состоянию на 16.05.2013 (дата утверждения изменений к проекту освоения лесов) на лесном участке, принадлежащем ОАО «Дальлеспром» по договору аренды от 05.11.2008, имелись в наличии минерализованные полосы 50 км, дороги противопожарного назначения- 3 км, обустроены места отдыха – 5 шт. (при потребности 5 шт.), изготовлены и установлены средства наглядной агитации – 4 шт. (при потребности – 1 шт.), тогда как в акте проверки от 03.07.2013 по всем указанным позициям установлено их отсутствие либо недостаточное количество.

При этом, как указывалось ранее, сведений о том, что административным органом в ходе проведенной в июле 2013 года проверки осуществлялся осмотр принадлежащих Обществу территорий, материалы дела не содержат.

Отсутствие фактического осмотра территорий также свидетельствует о том, что административным органом не доказан факт не осуществления Обществом ухода за минерализованными полосами, ремонта дорог противопожарного назначения. Иных доказательств, достоверно подтверждающих данный факт, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено суду доказательств наличия в действиях (бездействии) ОАО «Дальлеспром» события и состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как указывалось ранее, административный орган не доказал событие правонарушения, вменяемого ОАО «Дальлеспром», а также вину Общества.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2013 № 58/3091-13, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Дальлеспром».

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова