Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-266/2011
«22» февраля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2011.
Арбитражный суд в составе: судьи Луговой И.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения № 01/135/2010-91 от 01.11.2010 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости; обязании провести государственную регистрацию право муници-пальной собственности на объект недвижимости,
при участии в судебном заседании:
от Администрации – заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя
от Управления Росреестра по Хабаровскому краю – представитель ФИО1 по дов. № 81 от 29.12.2010 г.
установил: Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра по Хабаровскому краю, регистрационная служба) с требованиями:
- признать незаконным решение №01/094/2010-361 от 29.10.2010 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости;
- обязать провести государственную регистрацию права собственности на сооружение тепловой сети, протяженностью 400 м., года ввода в эксплуатацию 1979, расположенной Хабаровский край, район имени Лазо, п. Обор, от здания котельной по ул. Новошкольной д. 4 до здания администрации по ул.Мира, д. 1.
Требования Администрации обоснованы тем, что решение Управления Росреестра по Хабаровскому краю об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, основанное на выводе, что тепловая сеть не является объектом недвижимого имущества, противоречит положениям Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
К предварительному судебному заседанию Администрация в порядке статьи 49 АПК РФ уточнила заявленные требования; просит суд:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 01.11.2010 №01/135/2010-91 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение тепловой сети, протяженностью 400 м., года ввода в эксплуатацию 1979, расположенное: Хабаровский край, район имени Лазо, п.Обор, от здания котельной по ул.Новошкольной, д.4 до здания администрации по ул.Мира, д.1;
- обязать Управление Росреестра по Хабаровскому краю провести государственную регистрацию права собственности за муниципальным районом имени Лазо Хабаровского края на сооружение тепловой сети, протяженностью 400 м., года ввода в эксплуатацию 1979, расположенное: Хабаровский край, район имени Лазо, п.Обор, от здания котельной по ул.Новошкольной, д.4 до здания администрации по ул.Мира, д.1.
Уточнение требований судом принято.
Представитель Администрации в предварительном судебном заседании не присутствовал, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю в предварительном судебном заседании против уточненных заявленных Администрацией требований возражала. Суду представлен отзыв на заявление. По мнению регистрационной службы, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации является законным, поскольку спорный объект не обладает всеми признаками объекта недвижимости, так как это сооружение, состоящее из отдельных элементов, может функционировать по назначению после его перемещения.
С учетом мнения представителя Росреестра и в отсутствие возражений от Администрации, суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.
Представитель Росреестра в судебном заседании доводы, приведенные в предварительном судебном заседании, поддержала в полном объеме.
Дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации по правилам ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 14.10.2010 объект недвижимости тепловая сеть, общей протяженностью 400,0 м., год постройки 1979, местоположение: от здания котельной по ул. Новошкольной, 4 до здания администрации по ул.Мира, д.1, п.Обор, район имени Лазо, Хабаровский край, является муниципальной собственностью района имени Лазо на основании решения 6 сессии Хабаровского краевого совета народных депутатов от 10.10.1991, 21 созыв.
Для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект в КГУП «Хабкрайинвентаризация» филиал района имени Лазо был оформлен технический паспорт на объект с наименованием – «тепловая сеть», которому присвоен инвентарный номер 14703.
После чего Администрация обратилась в регистрационную службу с заявлением о регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
Письмом от 01.11.2010 №01/135/2010-91 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю приняло решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект.
Согласно указанному решению, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности явилось то обстоятельство, что в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона о регистрации, Приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 №285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения», объект, за регистрацией права на который обратилась Администрация, не относится к объекту недвижимого имущества, поскольку представляет собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, у которого отсутствует прочная связь с землей и существует возможность перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению.
Не согласившись с вышеуказанным решением Управления Росреестра по Хабаровскому краю Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя в заявлении, позицию Управления Росреестра по Хабаровскому краю в оспариваемом отказе, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 5 статьи 131 ГК РФ, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав указан в статье 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацам 4, 8, 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для госу-дарственной регистрации прав.
Рассматривая положения статей 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, на которые указывает статья 20 Федерального закона № 122-ФЗ, арбитражный суд пришел к выводу, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 ГК РФ).
Отказывая в государственной регистрации права, регистрационная служба указала, что согласно Приказу Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения», тепловая сеть – это совокупность трубопроводов и установок, предназначенных для передачи тепловой энергии от источников ее потребителям, то есть само по себе это мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединённых в конструктивную систему на месте эксплуатации.
В связи с этим регистрирующий орган полагает, что у сооружения тепловая сеть отсутствует прочная связь с землёй, и что существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, что не позволяет отнести указанный объект к недвижимому имуществу.
Ссылку регистрационной службы на приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 суд отклоняет.
Согласно пункту 1.9 Инструкции, утверждённой приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 №285, понятие «Тепловая сеть» определено как «совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям». Какое-либо упоминание о том, что тепловая сеть является мобильным сборно-разборным сооружением, в указанном нормативном правовом акте отсутствует.
В силу статьи 130 ГК РФ прочная связь объектов с землей, то есть невозможность их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению, является основным критериям, позволяющим отнести то или иное имущество к недвижимому.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путём выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
В отношении спорного объекта Администрацией представлены кадастровый паспорт сооружения, оформленный ГГУП «Хабкрайинвентаризация» филиал района имени Лазо, согласно которому данному объекту, введённому в эксплуатацию в 1979 году, присвоен инвентарный (учётный) номер, а также справка №7867 от 31.12.2009 об отсутствии регистрации прав и ограничений на объект недвижимого имущества, выданная тем же лицом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Из представленного Администрацией в суд технического паспорта объекта следует, что спорный объект включает в себя трубопроводы тепловой сети с задвижками.
Суд находит, что спорный объект в полной мере отвечает предусмотренным действующим законодательством критериям объекта недвижимости, поскольку при перемещении утрачивает своё назначение как объекта, предназначенного для теплоснабжения конкретных объектов недвижимости: от здания котельной по ул.Новошкольной, д.4 до здания администрации по ул.Мира, д.1 в п.Обор, района имени Лазо Хабаровского края.
При таких обстоятельствах суд находит, что предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации права собственности у регистрационной службы не имелось, в связи с чем, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации подлежит признанию незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушающее права и законные интересы заявителя, препятствуя государственной регистрации вещного права муниципального образования на объект недвижимости, а следовательно, препятствуя обороту данного объекта недвижимости.
В соответствии со статьёй 201 АПК РФ суд обязывает регистрирующий орган зарегистрировать за муниципальным районом имени Лазо Хабаровского края право собственности на спорный объект недвижимости.
Вопрос о государственной пошлине за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции судом не рассматривается, поскольку как заявитель, так и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Уточнённые требования Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 01.11.2010 №01/135/2010-91 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение тепловой сети, протяженностью 400 м., года ввода в эксплуатацию 1979, расположенное: Хабаровский край, район имени Лазо, п.Обор, от здания котельной по ул.Новошкольной, д.4 до здания администрации по ул.Мира, д.1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю провести государственную регистрацию права собственности за муниципальным районом имени Лазо Хабаровского края на сооружение тепловой сети, протяженностью 400 м., года ввода в эксплуатацию 1979, расположенное: Хабаровский край, район имени Лазо, п.Обор, от здания котельной по ул.Новошкольной, д.4 до здания администрации по ул.Мира, д.1.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.М.Луговая