АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-332/2013
04 марта 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СЭТ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
Сущность дела: Дальневосточное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Дальневосточное управление Роскомнадзора, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СЭТ» (далее – ООО «СЭТ», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ООО «СЭТ» в установленный судом срок представило отзыв на заявление, согласно которому, не оспаривая факта вменяемого административного правонарушения, просит признать его малозначительным, как не повлекшим существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СЭТ», расположенное по адресу: 680000, <...> «а», зарегистрировано 28.12.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1022700930823, ИНН <***> и на основании лицензии серии ТВ № 20989 от 04.06.2012г. (далее – лицензия ТВ № 20989), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия до 19.09.2015г., осуществляет телевизионное вещание средств массовой информации – телеканалов «СЭТ» и «REN-TV».
В период с 03.12.2012г. по 28.12.2012г. должностными лицами Дальневосточного управления Роскомнадзора на основании приказа И.о. руководителя Управления ФИО1 от 22.11.2012г. № 794-П, проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «СЭТ» на предмет соблюдения Обществом лицензионных условий, обязательных требований.
В ходе проведения планового мероприятия административным органом выявлен факт осуществления лицензиатом телевизионного вещания с нарушением требований подпункта «а» пункта 4 «Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011г. № 1025, выразившемся в вещании несоответствующих ни одному из направлений вещания в лицензии ТВ № 20989 фильмов, имеющих маркировку 18+ с тематикой «Сеанс для взрослых», а именно: с 07 по 08 декабря – художественный фильм «Нарушая запреты» 18+; с 08 по 09 декабря – художественный фильм «Ключ» 18+.
Факт нарушения зафиксирован актом проверки от 28.12.2012г. № А-09083-04/27, а так же дисками с круглосуточной записью эфира с 03 по 09 декабря 2012 года.
15.01.2013г. ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного управления Роскомнадзора ФИО2 в отношении ООО «СЭТ», в присутствии представителя Общества ФИО3, действующей по доверенности от 14.01.2013г., составлен протокол № 24 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «СЭТ» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 37 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) телевизионное вещание включено в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Одним из лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания, в силу статьи 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.
Порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации, установлен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011г. № 1025.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 вышеуказанного Положения, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, является соблюдение лицензиатом программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Как следует из материалов дела, ООО «СЭТ» является владельцем лицензии серии ТВ №20989 от 04.06.2012г. на осуществление телевизионного вещания телеканала.
Согласно программной концепции вещания, изложенной в пункте 2 Приложения № 1 к лицензии ТВ № 20989 от 04.06.2012г., по указанной лицензии должны распространяться средства массовой информации, имеющие направления вещания:
- информационное;
- музыкально-развлекательное;
- культурно-просветительское;
- специализированное - информационное;
- информационно - аналитическое;
- публицистическое;
- культурно-просветительское;
- образовательное;
- детское;
- спортивное;
- музыкальное;
- развлекательное;
- художественные (игровые) кинофильмы.
В ходе проведенной административным органом проверки выявлен факт вещания лицензиатом не соответствующих ни одному из указанных в лицензии направлений вещания фильмов, имеющих маркировку 18+ с тематикой «Сеанс для взрослых», а именно: с 07 по 08 декабря 2012 года транслировался художественный фильм «Нарушая запреты». Эротика (18+); с 08 по 09 декабря 2012 года - художественный фильм «Ключ». Эротика ( 18+).
В соответствии с Руководством по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденным Федеральным агентством по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. № 112, к фильмам, разрешенным для показа зрителям старше 18 лет относятся фильмы, которые может смотреть только взрослый, то есть человек от 18 лет и старше. Допускается следующее:
язык - фактически нет ограничений в речи персонажей;
секс - изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;
насилие - явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не дается со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;
могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствия, но не в положительном контексте; могут иметь место сцены асоциального поведения.
Следовательно, показ сеансов для взрослых, которые содержат сцены полового акта, относится к эротическому направлению.
Поскольку, согласно программной концепции вещания по лицензии ТВ №20989 от 04.06.2012г. не предусмотрено распространение средств массовой информации, имеющих эротическое направление вещания, суд приходит к выводу о нарушении ООО «СЭТ» лицензионного требования, установленного абзацем 1 подпункта «а» пункта 4 «Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 №1025, выразившемся в не соблюдении программной направленности телеканала.
В соответствии со статьей 56 Закона РФ «О средствах массовой информации» вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства.
Факт несоблюдения ООО «СЭТ» условий осуществления деятельности в соответствии с выданной ему лицензией установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а также, согласно отзыву на заявление, не оспаривается самим Обществом.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «СЭТ» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку Обществом не было принято всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательств невозможности соблюдения Обществом условий, предусмотренных лицензией ТВ № 20989, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.
Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяют сделать вывод о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях ООО «СЭТ» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица.
Исходя из характера совершенного противоправного деяния, принимая во внимание признание Обществом своей вины и совершение правонарушения впервые, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что, по мнению суда, согласуется с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), а равно принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «СЭТ», расположенное по адресу: 680000, <...> «а», зарегистрированное 28.12.2002г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1022700930823, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Судья Ж.Г. Шестак