АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3361/2013
17 июля 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.
С участием помощника судьи Иванишко Н.Г., ведущей протокол судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пирамида»
Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
О признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2013 № 11-п о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ
В заседании приняли участие:
От заявителя: не явились,
От административного органа: не явились.
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Пирамида» (далее – ООО «Пирамида», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее – Контрольное управление, административный орган) от 04.03.2013 № 11-п о назначении административного наказания по статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В обоснование заявленного требования Общество указывает на недоказанность административным органом события вменяемого административного правонарушения.
Представители заявителя и административного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 АПК РФ, соблюдены.
В силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Поступившее от старшего государственного инспектора Хабаровского края по охране окружающей среды ФИО1 ходатайство о приглашении в судебное заседание представителя Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры судом не рассматривалось, поскольку такое ходатайство не подписано должностным лицом.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзорной деятельности 24.01.2013 проведена проверка ООО «Пирамида» по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность в виде оказания услуг автосервиса, технического обслуживания транспортных средств по адресу <...>. Здание автосервиса общей площадью 282 кв.м. арендуется у ООО «Тандем» на основании договора от 01.04.2012. Здание автосервиса имеет стационарное отопление – водогрейный котел «Китурами», который работает на жидком топливе с организованным отводом дымовых газов в виде дымовой трубы. В ООО «Пирамида» отсутствуют нормативные документы в области охраны атмосферного воздуха: инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
30.01.2013 в присутствии законного представителя юридического лица – директора ООО «Пирамида» ФИО2 и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Пирамида» производства об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ. Для рассмотрения дело направлено в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Постановлением Контрольного управления от 04.03.2013 № 11-п, вынесенным в отсутствие законного представителя ООО «Пирамида», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов (уведомление от 08.02.2013 № 02.4-6-1009, почтовое уведомление от 18.02.2013), Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Несогласие Общества с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ предусмотрено установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Часть 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ и часть 1 статьи 14 Закона N 7-ФЗ не устанавливают каким именно субъектом: юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем должно быть получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
В силу пункта 3 указанной нормы предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлена обязанность граждан и юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В целях реализации положений Закона N 96-ФЗ принят ряд подзаконных актов, а именно Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников", Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", Приказ Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию", устанавливающих обязанность и порядок учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, а также установления нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 N 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)», заявителями при исполнении соответствующей государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности являются заинтересованные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Порядок).
Порядок определяет правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и используется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при установлении порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (пункты 2 - 4 Порядка).
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 5 Порядка).
Разработанная заявителем экологическая документация в виде проекта инвентаризации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов предельно-допустимых выброса (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по животноводческому комплексу должна быть утверждена в установленном порядке и необходима для получения разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела, ООО «Пирамида» осуществляет свою предпринимательскую деятельность (автосервис «Скат») в арендуемом помещении по адресу <...>. В процессе эксплуатации Обществом этого помещения в целях его обогрева используется стационарное отопление – водогрейный котел «Китурами», работающий на жидком топливе с организованным отводом дымовых газов в виде дымовой трубы. Емкость с запасом жидкого топлива хранится в помещении котельной. Данный факт не отрицался заявителем в его заявлении и не оспаривался руководителем Общества – ФИО2 при вынесении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Кроме этого в своей производственной деятельности ООО «Пирамида» использует несколько единиц статочного оборудования: токарный, сверлильный, точильно-шлифовальный станки.
Котел отопления здания, емкость хранения топлива, станочное оборудование являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Поскольку меры для разработки экологической документации и установления предельно-допустимых выбросов заявителем не были приняты, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.1 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного административный орган правильно квалифицировал допущенное ООО «Пирамида» правонарушение по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку квалификация правонарушения по данной статье предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, что имеет место в рассматриваемом случае.
Вина Общества заключающаяся в неисполнении возложенных на него природоохранным законодательством обязанностей по согласованию инвентаризации и утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в минимальном размере, установленном данной статьей. Нарушений порядка срока привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Исходя из характера совершенного правонарушения, оснований применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (отдел экологического надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования) от 04.03.2013 № 11-п о назначении ООО «Пирамида» административного наказания отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Шапошникова