ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3376/20 от 30.06.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-3376/2020

06 июля 2020 года

Резолютивная часть судебного акта изготовлена 30.06.2020.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е.Н. Серовой,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН: 1097746772738; ИНН: 7708709686, 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34)

к обществу с ограниченной ответственностью «Трансресторансервис» (ОГРН: 1137746260849, ИНН: 7701993014, 105005, г. Москва, пер. Посланников, д. 9, стр. 3, комната 124)

о взыскании 56 000 руб.,

при участии:

от истца – Н.Ю. Богданова, представитель, по доверенности от 24.12.2019 № 497-д;

от ответчика – не явились, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трансресторансервис» с требованием о взыскании 56 000 руб.

Определением суда 06.03.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 27.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании истец поддержал иск.

Ответчик в отзыве просил снизить размер штрафа.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года между акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» (Компания) и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансРесторанСервис» (Предприятие) заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах – ресторанах АО «ФПК» № ФПК-18-143 (далее –Договор).

В соответствии с пунктом 2.1. Компания обязуется передать за плату во временное пользование Предприятию торговые и служебные площади (далее - ТСП) вагонов-ресторанов. ТСП вагонов-ресторанов используются предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах – пункт 2.2. Договора.

Предприятие обязуется соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО «ФПК» - 4.3.12 Договора

Согласно пункту 4.3.22 Договора Компания вправе осуществлять проверки, а Предприятие обязуется предоставить возможность Компании и его уполномоченным подразделениям, и должностным лицам беспрепятственно производить проверку соблюдения пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических норм, правил технической эксплуатации, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа, а также соблюдения других требований, установленных законодательством Российской Федерации и Договором.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Договора, Предприятие обязано при использовании вагонов-ресторанов для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров, соблюдать законодательные, нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, государственные и отраслевые стандарты, стандарты АО «ФПК», технические условия, санитарные правила, локальные акты АО «ФПК», условия настоящего договора, требования по безопасной эксплуатации и движении вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Согласно пункту 6.10 Договора в случае несоблюдения ключевых параметров контроля качества перечень которых приведен в Приложении № 4 к Договору, Предприятие несет ответственность по соответствующим нарушениям в размере, установленном Приложением № 4 к Договору.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Договора № ФПК-18-143, заключённого между Сторонами 30.04.2019, Ответчик обязан при использовании вагонов-ресторанов для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров, соблюдать законодательные, нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, государственные и отраслевые стандарты, стандарты АО «ФПК», технические условия, санитарные правила, локальные акты АО «ФПК», условия настоящего договора, требования по безопасной эксплуатации и движении вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Одним из таких документов является разработанный АО «ФПК» стандарт «Обслуживание пассажиров в поездах формирования акционерного общества «федеральная пассажирская компания» Требования к организации питания (далее по тексту – СТО ФПК 1.21.001-2016).

Таким образом, положения указанного СТО ФПК 1.21.001-2016 являются обязательными к исполнению Ответчиком. Не соблюдение его положений, является нарушением.

В ходе проведенных проверок работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» составов пассажирских поездов, формирования Дальневосточного филиала АО «ФПК» были выявлены и документально оформлены нарушения договорных обязательств Предприятием, а именно:

1. Предприятием допускается нарушение сроков годности реализуемых товаров.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

В соответствии п. 5.3.5 СТО ФПК 1.21.001-2016, на маркировке должна содержаться следующая информация:

- срок годности/хранения/срок реализации пищевых продуктов

- дата (и при необходимости час) изготовления и дата упаковывания. Согласно Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, в частности при отсутствии маркировки упакованной пищевой продукции, а в отсутствие документов пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

1.1. Актом формы ЛУ-4 фпк № 185967 от 06.11.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана № 09663246 пассажирского поезда № 075 сообщением «Нерюнгри-Москва», а именно: отсутствует дата изготовления и сроки годности (отсутствует маркировка даты изготовления и срока годности, на упаковке чая зеленого «TESS» весом 2 гр. в индивидуальной упаковке, групповая упаковка отсутствует).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, письменных возражений к акту не представлено.

В силу пункта 5.3.6 СТО ФПК 1.21.001-2016, при вскрытии упаковки продукции общественного питания (пищевого продукта) маркировка (маркировочный ярлык) сохраняется до полного использования продукта. После вскрытия упаковки продукции общественного питания (пищевой продукции) на упаковку наносится маркировочный ярлык с указанием даты и времени вскрытия. Срок реализации/срок годности продукта после вскрытия упаковки может изменятся в зависимости от наличия данной информации на маркировке упаковки, описывающей срок реализации/срок годности продукта после ее вскрытия.

Поскольку из текста акта следует что групповая упаковка на чай не представлена для проверки (отсутствует), таким образом подтвердить срок годности не представляется возможным.

1.2 Актом формы ЛУ-4 фпк№ 167498 от 12.11.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана № 096-63378 пассажирского поезда № 99 сообщением «Владивосток-Москва», а именно: отсутствует дата изготовления и сроки годности (предъявлено яйцо куриное в количестве 3-х штук на которых отсутствует дата изготовления и срок годности товара).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, в письменном объяснении нарушение признано.

На основании ГОСТ 31654-2012 "Межгосударственный стандарт. Яйца куриные пищевые. Технические условия" каждое яйцо должно быть промаркировано методом штемпелевания, напыления или иным способом, обеспечивающим четкость маркировки. Допускается не наносить маркировку на яйца, упакованные в потребительскую тару, при условии опечатывания этой тары этикеткой с указанной информацией. В свою очередь, этикетка должна размещаться таким образом, чтобы она разрывалась при вскрытии потребительской тары.

В соответствии с п. 4.3.9 ГОСТ Р 51074-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (ред. от 29.11.2012) информация на яйца, не упакованные в потребительскую тару, включает: вид и категорию; дату изготовления (дату сортировки) (для диетических яиц).

Пунктом 4.3.9.2 выше указанного ГОСТа, информация на потребительской таре (при упаковке яиц в потребительскую тару) включает: наименование продукта; вид и категория; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); товарный знак изготовителя (при наличии); количество яиц; дата сортировки; пищевая ценность; срок годности и условия хранения; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия; информация о наличии ГМО (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму). Допускается не наносить маркировку на яйца, упакованные в потребительскую тару, при условии опечатывания данной тары этикеткой с указанной информацией. Этикетка должна размещаться таким образом, чтобы она разрывалась при вскрытии потребительской тары.

Однако, на представленной упаковке также отсутствовали маркировка с датой изготовления и сроком годности товара, что подтверждает в своем объяснении директор вагона-ресторана.

Согласно пункта 27 Объекта оценки готовности кухонного отделения к работе СТО ФПК 1.21.001-2016, чистое куриное яйцо хранится в холодильном шкафе в промаркированном контейнере с закрытой крышкой.

Пунктом 21 перечня ключевых параметров контроля качества (приложение № 4 к Договору № ФПК-18-143 от 30.04.2018 г.) установлена штрафная неустойка за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане – 2 000,00 руб. за каждый факт данного нарушения.

1.3 Актом формы ЛУ-4 фпк № 167686 от 23.10.2019 зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона – ресторана № 096/63824 пассажирского поезда № 100 сообщением «Москва-Владивосток», а именно: вафли «Лимонные» весом 40 гр. (1 пачка) с истекшим сроком реализации (дата изготовления 21.03.2019 г. Срок годности 6 месяцев).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 34 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за несоблюдение срока годности реализуемых товаров промышленного производства в размере 25 000,00 руб. за каждый факт данного нарушения.

Итого, сумма штрафной неустойки за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания составляет 29 000,00 руб.

2. Предприятием допускается нарушение требований к внешнему виду работников вагона – ресторана.

В соответствии с пунктом 4.3.21 работники Предприятия должны быть одеты в специальную форменную одежду единого образца.

Согласно пункта 11.12.6 СТО ФПК 1.21.001-2016 обслуживающий и административный персонал при использовании форменной одежды должен носить служебный значок (бейдж), изготовленный печатным или типографским способом, содержащий следующие данные:

- для обслуживающего персонала- должность, фамилия, имя;

-для административного персонала- должность, фамилия, имя и отчество.

Из пункта 11.12.1 Стандарта АО «ФПК» СТО ФПК 1.21.001-2016 следует, что в зависимости от исполняемых обязанностей для работников вагона-ресторана предусматривается ношение форменной, санитарной или специальной одежды.

Форменная одежда директора вагона-ресторана: пиджак, брюки, или юбка, рубашка (блузка или батник) с длинным рукавом, галстук или шейный платок.

2.1 Актом ЛУ-4 фпк № 173830 05.11.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана №088/63128 пассажирского поезда № 097 сообщением «Тында-Кисловодск», а именно: при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане у директора вагона-ресторана (ДВР) Балковой Е.В. отсутствует шейный платок. Внешний вид и состав комплекта форменной одежды не соответствует требованиям п. 5.2 СТО ФПК 1.21.001.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, письменных возражений к акту не представлено.

2.2 Актом формы ЛУ-4 фпк № 167472 от 08.11.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО «ТРС» в вагоне-ресторане № 096/63675 пассажирского поезда № 100 сообщением «Москва-Владивосток», а именно: персонал вагона-ресторана (кафе-буфета) не одет в форменную одежду. Внешний вид и состав комплекта форменной одежды не соответствует требованиям п. 5.2 СТО ФПК 1.21.001 (при исполнении служебных обязанностей при исполнении служебных обязанностей ДВР Гуртовых Т.М. работает без форменного пиджака).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, подписала без возражений представлено объяснение, из которого следует признание нарушения.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 2 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за отсутствие форменной одежды или одного из элементов форменной одежды в размере 5 000,00 рублей за каждый факт данного нарушения.

2.3 Актом формы ЛУ-4 фпк№ 167472 от 08.11.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны ООО «ТРС» в вагоне-ресторане № 096/63675 пассажирского поезда № 100 сообщением «Москва-Владивосток», а именно: в вагоне-ресторане у директора вагона-ресторана Гуртовых Т.М. при обслуживании пассажиров в салоне вагона-ресторана находилась без служебного значка (бейджа).

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена, подписала без возражений представлено объяснение, из которого следует признание нарушения.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 3 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за отсутствие служебного значка (бейджа), изготовленного типографическим способом печати, на форменной одежде работника вагона-ресторана (кафе-буфета) с указанием имени, фамилии и должности в размере 2 000,00 руб. за каждый факт данного нарушения.

Итого за три случая нарушения требований к внешнему виду работников вагона-ресторана -12 000.00 руб.

3. Актом формы ЛУ-4 фпк № 167686 от 23.10.2019 г. зафиксировано нарушение договорных обязательств работниками вагона-ресторана №096/63824 пассажирского поезда № 100 сообщением «Москва-Владивосток», а именно: у кухонного рабочего Акмадулиной С.Х. в удостоверении № 112/16 отсутствует отметка о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму.

Согласно п. 11.9СТОФПК 1.21.001-2016 все работники вагона-ресторана (кафе-буфета) обязаны:

проходить проверку знаний правил технической эксплуатации, требований охраны труда, требований пожарной безопасности в соответствии с приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. № 28Ц и Инструкцией по охране труда для рейсовой бригады вагона-ресторана в пути следования.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлена.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 4 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за отсутствие служебных удостоверений, санитарных книжек, отметок в удостоверении о своевременной проверке знаний требований охраны труда, норм и правил по электробезопасности (у директора вагона-ресторана, повара и кухонного рабочего), о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму, знаний Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта в размере 5 000,00 руб. в отношении каждого сотрудника в рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов.

Кроме этого, 29.11.2019 г. в виртуальную приемную О.В. Белозерова поступило обращение пассажира Рошка Станислава Михайловича о предоставлении рациона питания, не отвечающего требованиям, так согласно сведениям, содержащимся в жалобе, следуя поездом № 100 от ст. Слюдянка до Читы 28.10.2019 принесли обед, который был приобретен пассажиром за 200 руб.. Обед состоял из картофельного пюре и запеченного крыла курицы, картофель сверху был сухой, крыло пахло испорченным. В результате чего, пассажир пришел в ресторан и вернул обед назад, забрав уплаченную за него цену, при этом работник вагона-ресторана не принесла извинений.

По результатам проведенного совещания у ООО «ТРС» от 28.11.2019 г. принято решение обоснованности обращения пассажира Рошка СМ., поскольку данная ситуация возникла по причине отсутствия контроля за технологией приготовления пищи со стороны повара вагона-ресторана Чиркова Э.Ю., а также реализации блюда, не входящего в меню разносной торговли со стороны официанта Семеновой С.А.

Директору вагона – ресторана Суриной Т.Н., повару Чиркову Э.Ю., официанту Семенову Н.А. вынесены дисциплинарные взыскания в виде выговора.

Таким образом, доводы, изложенные пассажиром в обращении, подтвердились.

В соответствии с пунктом 4.3.12 Договора Предприятие обязуется соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО «ФПК».

В силу пункта 6.10 Договора, в случае несоблюдения ключевых параметров контроля качества перечень которых приведен в Приложении № 4 к Договору, Предприятие несет ответственность по соответствующим нарушениям в размере, установленном Приложением № 4 к Договору.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 5 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, наличие обоснованных жалоб от пассажиров на некачественное обслуживание при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.

Общая сумма штрафной неустойки за нарушение договорных обязательств по всем выявленным нарушениям составила 56 000 (пятьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек.

В целях досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика направлены претензии № 15685/ФПКФ ДВОСТ от 25.12.2019, № 15734/ФПКФ ДВОСТ от 25.12.2019.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора.

Условия договора, в том числе в отношении неустойки, сторонами согласованы, договор подписан ответчиком без протокола разногласий.

Таким образом, подписав договор, и, приняв его условия, ответчик, нарушив принятые на себя обязательства, должен нести ответственность в соответствии с положениями договора.

Ответчиком возражений по существу требований не заявлено, ходатайствовал о снижении неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ.

При установлении факта ненадлежащего исполнения обязательства по расчетам, является правомерным требование истца о взыскании неустойки согласно статье 330 ГК РФ и договора.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, принимая представленные доказательства суд считает требования обоснованными в заявленном размере.

В отношении ходатайства ответчика о снижении размера неустойки суд приходит к следующему.

В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 69 Постановления от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление № 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 71 Постановления № 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления №77).

Согласно пункту 77 Постановления №7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленную неустойку обоснованной.

По мнению суда, указанный размер неустойки является в данном случае достаточным для стимулирования ответчика к исключению нарушения договорных обязательств и соразмерным последствиям нарушения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и с учетом положений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 государственная пошлина подлежат взысканию с ответчика в пользу истца исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее снижения

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трансресторансервис» в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» штрафную неустойку в размере 56 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 240 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.Н. Серова