Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-3416/2008-91АП
22 мая 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корневой Н.М.,
рассмотрел в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Питон-2»
об оспаривании постановления Административной комиссии Центрального округа Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26.02.2008 № 379
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, директор, протокол № 5 общего собрания учредителей от 06.10.2006; ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2008;
от административного органа – не явились.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Питон-2» обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии Центрального округа Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 26.02.2008 № 379 о назначении административного наказания по статье 3.11. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края).
В судебном заседании представители заявителя настаивали на требованиях, считают, что оснований для привлечения организации к административной ответственности не имелось, поскольку предписание, за неисполнение которого Общество было привлечено к ответственности, не является законным, вынесено должностным лицом с превышением полномочий.
Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте уведомлен в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Суду представлены материалы административного производства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 20.05.2008 по 22.05.2008.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края проведена проверка на предмет соблюдения требований «Положения о содержания объектов благоустройства г.Комсомольска-на-Амуре», утвержденного постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па. В ходе проверки установлено, что ООО «Питон-2» в нарушение пункта 9.5. вышеуказанного Положения, самовольно установило наружный тамбур из металлопластикового профиля на площадке крыльца входного элемента в арендуемые нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по ул. Кирова, 25 в г. Комсомольске-на-Амуре.
По результатам проверки должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре выдано предписание № 1-8/182 от 17.01.2008, согласно которому в срок до 17.02.2008 Обществу необходимо восстановить фасад здания, демонтировав самовольно пристроенный наружный тамбур.
18.02.2008 в связи с невыполнением вышеуказанного предписания в установленный срок, начальником архитектурно-строительного отдела Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Комсомольска-на-Амуре в отношении ООО «Питон-2» составлен протокол об административном правонарушении № 6.
26.02.2008 Административной комиссией Центрального округа Администрации г. Комсомольска-на-Амуре по результатам рассмотрения вышеуказанного протокола вынесено постановление №379 о привлечении ООО «Питон-2» к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав представителей заявителя, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3.11. КоАП Хабаровского края (в редакции Закона Хабаровского края от 25.10.2006 № 69) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В целях обеспечения надлежащего содержания городских объектов благоустройства, на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией г. Комсомольска-на-Амуре 29.06.2005 утверждено Положение о содержании объектов благоустройства города Комсомольска-на-Амуре, вступившее в силу с 01.01.2006 (далее – Положение).
Положение определяет порядок благоустройства, содержание, текущий и капитальный ремонт городских объектов и территорий за счет средств местного бюджета, а также средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Положение является обязательным для юридических лиц и граждан, являющихся арендаторами, застройщиками, владельцами и балансодержателями зданий, строений и сооружений, в том числе индивидуальной жилой застройки, расположенных на территории города, а также для населения г. Комсомольска-на-Амуре (пункты 1.2., 1.3. Положения).
В соответствии с пунктом 1.4. Положения должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и административным комиссиям администрации города Комсомольска-на-Амуре при рассмотрении вопросов по применению Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в сфере благоустройства необходимо руководствоваться пунктами данного Положения.
В силу пункта 9.5. Положения запрещается самовольное использование городских территорий без архитектурно-планировочных заданий, схем размещения и постановлений об отводе земельных участков под строительные площадки, земляные работы, установку лотков, киосков, павильонов или иных строений и сооружений, оборудование объектов внешней рекламы и информации; самовольная установка строительных лесов, изменение колера фасадов зданий, входных дверей, элементов благоустройства, архитектуры и объектов монументально-декоративного искусства.
Из содержания оспариваемого постановления и материалов дела следует, что должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, осуществляющего муниципальный контроль, в отношении ООО «Питон-2» было составлено предписание за самовольную установку элементов благоустройства – наружного тамбура из металлопластикового профиля на площадке крыльца здания.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» под объектами внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов понимаются зеленые насаждения, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др. Из смысла данного определения следует, что объекты благоустройства занимают определенную территорию, т.е. непосредственно связаны с выделением под них земельных участков.
Таким образом, наружный тамбур, установленный Обществом на крыльце здания и определенный административным органом как элемент благоустройства, таковым не является, поскольку для строительства данного сооружения выделения земли не требуется. Установленный на крыльце тамбур представляет собой конструктивный элемент здания и не является элементом благоустройства, следовательно, не может являться предметом нарушения пункта 9.5. Положения.
Кроме того, давая оценку предписанию, неисполнение которого послужило основанием для принятия оспариваемого постановления, суд пришел к выводу о его незаконности по следующим основаниям:
Управление архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре (далее – Управление) входит в структуру администрации городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и является органом, осуществляющим муниципальный контроль в сфере градостроительной и архитектурной деятельности города, а также осуществляет муниципальный земельный контроль.
Должностные лица Управления в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении муниципального контроля вправе, в том числе выписывать предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в частности выдавать предписания об освобождении самовольно занятого земельного участка (пункты 2.1., 3.2. Постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29.11.2006 № 97-па «Об организации работы по освобождению земельных участков от самовольно установленных временных объектов и самовольных построек»); выдавать от имени администрации города предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверок хода ремонтно-строительных работ и работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние (пункт 5.2. Постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 16.06.2006 № 52-па «Об организации работы по контролю за проведением переустройства и (или) перепланировки жилых помещений»).
Полномочия по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных конструктивных элементов здания, таких как крыша или наружный тамбур на крыльце здания, у вышеуказанных должностных лиц отсутствуют.
Следовательно, предписание начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Комсомольска-на-Амуре о восстановлении фасада здания путем демонтажа самовольно пристроенного наружного тамбура из металлопластикового профиля на площадке крыльца входного элемента в арендуемые нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по ул. Кирова, 25 в г. Комсомольске-на-Амуре, является незаконным, в связи с чем у Административной комиссии Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре отсутствовали основания для привлечения ООО «Питон-2» к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края, за неисполнение вышеуказанного предписания.
С учетом изложенного оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Питон-2» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии Центрального округа Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26.02.2008 № 379 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак