АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3636/2013
29 мая 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Кулешова А.В.
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 Роману Васильевичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
С У Д У С Т А Н О В И Л:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением от 04.04.2013 №3.1/1678 о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 Романа Васильевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 08.04.2013 заявление административного органа принято судом и на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Участвующие в деле лица о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства уведомлены и считаются извещенными надлежащим образом.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 АПК РФ, соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
От административного органа дополнительные доказательства в материалы дела не поступили.
Индивидуальным предпринимателем отзыв не представлен.
Суд рассматривает заявленные требования в соответствии с главой 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N86-ФЗ) и Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №62 по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд считает, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 Р.В. подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.
ФИО1 Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Хабаровскому краю 09.10.2003 за основным государственным регистрационным номером 304272018200042, ИНН <***>.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии от 21.11.2008 АСС-27-034673 выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора.
В ходе плановой выездной проверки, проведённой 1 – 3 апреля 2013 года начальником отдела ФИО2 и государственным инспектором ФИО3 на основании приказа от 15.03.2013 №07-122 установлено, что Индивидуальным предпринимателем допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт проверки от 03.04.2013 №59.
03.04.2013 государственным инспектором ФИО3 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Романа Васильевича и с его участием, составлен протокол серия 27 №005032/202 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что индивидуальным предпринимателем не обеспечен контроль за соблюдением режима рабочего времени и времени отдыха водителей как в части продолжительности ежедневного рабочего времени (смены), так и в части продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха. Так 23.03.2013 водитель ФИО4 начал работу в 6 часов 35 минут, а закончил в 21 час 50 минут (путевой лист от 23.03.2013 №4990), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 2 часа, составила 13 часов 15 минут, при норме - не более 12 часов. 24.03.2013 тот же водитель начал работу в 7 часов 10 минут, а закончил в 21 час 50 минут (путевой лист от 24.03.2013 №4994), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 2 часа, составила 12 часов 40 минут, при норме - не более 12 часов, а продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 09 часов 00 минут при норме – не менее 12 часов.
23.03.2013 водитель ФИО5 начал работу в 6 часов 00 минут, а закончил в 22 час 00 минут (путевой лист от 23.03.2013 №4989), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 2 часа, составила 14 часов 00 минут, при норме - не более 12 часов. 24.03.2013 тот же водитель начал работу в 7 часов 00 минут (путевой лист от 24.03.2013 №4993), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 09 часов 00 минут при норме – не менее 12 часов.
25.03.2013 водитель ФИО6 начал работу в 6 часов 00 минут, а закончил в 21 час 55 минут (путевой лист от 25.03.2013 №4998), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 2 часа, составила 13 часов 55 минут, при норме - не более 12 часов. 26.03.2013 тот же водитель начал работу в 6 часов 00 минут (путевой лист от 26.03.2013 №5002), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 08 часов 05 минут при норме – не менее 12 часов.
25.03.2013 водитель ФИО7 начал работу в 6 часов 30 минут, а закончил в 22 час 35 минут (путевой лист от 25.03.2013 №4997), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 2 часа, составила 14 часов 05 минут, при норме - не более 12 часов. 26.03.2013 тот же водитель начал работу в 6 часов 40 минут (путевой лист от 26.03.2013 №5001), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 08 часов 05 минут при норме – не менее 12 часов.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 Р.В. не проходил повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом. Срок действия удостоверения профессиональной компетентности РП №595764, выданного ХКУКК AT Минтранса РФ 30.03.2007 года закончился 30.03.2012.
Кроме того, индивидуальным предпринимателем ФИО1 Р.В не осуществляется контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований водителей. Так у водителя ФИО7 срок действия медицинской справки серии 99 0000067 закончился 29.03.2013.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласился.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
При этом пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 №2 установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. При этом контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции (пункт 2.3.3. Положения).
Из пункта 2.3.6. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 №15 следует, что владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей. Из пункта 2.6.2. Положения следует, что владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров, для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утверждённой в установленном порядке.
Согласно пункту 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15 при суммированном учёте рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. При этом пунктом 25 Положения также предусмотрено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Разделом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 №75 установлено, что квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок.
Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
При этом специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утверждённым программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств,
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 вышеназванного Закона, периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
В силу пункта 2.3.7. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утверждённых приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
Из пункта 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утверждённого приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2 следует, что проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей отнесено к основным требованиям по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров отнесено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Согласно пункту 1 «Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, утверждён перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению 2.
Пунктом 27 указанного Приложения закреплено, что периодичность осмотров при выполнении работ по управлению наземными транспортными средствами составляет 1 раз в два года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел своё подтверждение. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 03.04.2013 серия 27 №005032/202; путевыми листами от 23.03.2013 №4989, №4990, от 24.03.2013 №4993, №4994, от 25.03.2013 № 4997, №4998, от 26.03.2013 №5001, №5002; актом проверки от 03.04.2013 №59, удостоверением профессиональной компетентности от 30.03.2007, медицинской справкой от 29.03.2011 серия 99 0000067, и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.
Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Нарушений, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьёй 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Таким образом, административный орган правомерно расценил действия Индивидуального предпринимателя ФИО1 Р.В. как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Поскольку предприниматель ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, с фактом административного правонарушения согласился, и с учётом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административное наказание по нижнему пределу штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 205-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 Романа Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца х/с Гулистан, В-Волынского района, Ташкентской области, проживающего: 680000, <...>, зарегистрированного Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Хабаровскому краю 09.10.2003 за основным государственным регистрационным номером 304272018200042, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 3000 (трёх тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.
Судья А.В. Кулешов