АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3673/2013
30 мая 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Кулешова А.В.
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
СУД УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением от 05.04.2013 №3.1/1690 о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 09.04.2013 года заявление административного органа принято судом и на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Участвующие в деле лица о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства уведомлены и считаются извещёнными надлежащим образом.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 АПК РФ, соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
От административного органа дополнительные доказательства в материалы дела не поступили.
Индивидуальным предпринимателем отзыв не представлен.
Исследовав материалы дела, суд считает, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска 16.06.2004 за основным государственным регистрационным номером 304272316800032.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии от 30.12.2008 АСС-27-034679, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора.
В ходе плановой выездной проверки, проведённой 01, 02, 04, 05 апреля 2013 года главным государственным инспектором ФИО2 на основании приказа от 19.03.2013 №07-126 установлено, что Индивидуальным предпринимателем допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт проверки от 05.04.2013 №62.
05.04.2013 главным государственным инспектором ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и с его участием, составлен протокол об административном правонарушении серия 27 №005006/209 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что индивидуальным предпринимателем не обеспечен контроль за соблюдением режима рабочего времени и времени отдыха водителей как в части продолжительности ежедневного рабочего времени (смены), так и в части продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха. Так 09.02.2013 водитель ФИО3 начал работу в 6 часов 40 минут, а закончил в 20 часов 18 минут (путевой лист от 09.02.2013 №56), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 1 час, составила 12 часов 38 минут, при норме - не более 12 часов.
Водитель ФИО4 23.02.2013 начал работу в 6 часов 30 минут, а закончил в 20 часов 16 минут (путевой лист от 23.02.2013 №68), при этом продолжительность ежедневной рабочей смены, без учёта времени для приёма пищи 1 час, составила 12 часов 46 минут при норме - не более 12 часов.
13.02.2013 водитель ФИО5 заехал в гараж в 20 часов 04 минуты (путевой лист от 13.02.2013 №60), а начал работу 14.02.2013 в 6 часов 35 минут (путевой лист от 14.02.2013 №61), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 10 часов 31 минуту при норме – не менее 12 часов.
18.02.2013 водитель ФИО6 заехал в гараж в 19 часов 58 минут (путевой лист от 18.02.2013 №65), а начал работу 19.02.2013 в 6 часов 30 минут (путевой лист от 19.02.2013 №66), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 10 часов 32 минуты при норме – не менее 12 часов.
08.02.2013 водитель ФИО3 заехал в гараж в 20 часов 16 минут (путевой лист от 08.02.2013 №55), а начал работу 09.02.2013 в 6 часов 40 минут (путевой лист от 09.02.2013 №56), чем нарушил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая составила 10 часов 24 минуты при норме – не менее 12 часов.
Также индивидуальный предприниматель не обеспечил контроль за соблюдением водителями режима рабочего времени и времени отдыха, поскольку продолжительность рабочего времени за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Так, водитель ФИО7 согласно табелю учёта рабочего времени за январь 2013 года, отработал 198 часов, при норме в январе 2013 года – 136 часов, а водитель ФИО8 согласно табелю учёта рабочего времени за март 2013 года отработал 180 часов, при норме в марте 2013 года – 159 часов.
При оформлении путевых листов выявлены нарушения порядка их заполнения, а именно: показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены уполномоченными лицами или индивидуальным предпринимателем, их штампами или подписями, с указанием инициалов и фамилии (путевые листы от 08.02.2013 №55, от 09.02.2013 №56, от 13.02.2013 №60, от 14.02.2013 №61, от 18.02.2013 №65, от 19.02.2013 №66, от 21.02.2013 №68, от 23.02.2013 №68, от 29.03.2013 №95).
Не организовано проведение вводных инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласился.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
При этом пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 №2 (в редакции приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 N75) установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. При этом контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции (пункт 2.3.3. Положения).
Из пункта 2.3.6. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 №15 следует, что владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей. Из пункта 2.6.2. Положения следует, что владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров, для чего ведут учёт рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчётности, утверждённой в установленном порядке.
Согласно пункту 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15 в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц. Из пункта 9 Положения следует, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. №15 при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. При этом пунктом 25 Положения также предусмотрено, что при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 следует, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Руководящим документом «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 установлены виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный. Пунктом 1.3. Руководящего документа предусмотрено, что допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается. При этом вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие (пункты 2.1, 2.2).
В соответствии с пунктом 2.3 Руководящего документа вводный инструктаж включает в себя: правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия; особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях; действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасного движения; порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел свое подтверждение. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 05.04.2013 серия 27 №005006/209; актом проверки от 05.04.2013 № 62; путевыми листами от 08.02.2013 №55, от 09.02.2013 №56, от 13.02.2013 №60, от 14.02.2013 №61, от 18.02.2013 №65, от 19.02.2013 №66, от 21.02.2013 №68, от 23.02.2013 №68, от 29.03.2013 №95; табелями учёта рабочего времени за январь и март 2013 года; журналом инструктажей по безопасности дорожного движения, и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.
Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Таким образом, административный орган правомерно расценил действия Индивидуального предпринимателя ФИО1 как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Поскольку предприниматель ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, с фактом административного правонарушения согласился, и с учётом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административное наказание по нижнему пределу штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 205-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца п. Гортоп, Усть-Ишимского района Омской области, проживающего: 680000, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска 16.06.2004 за основным государственным регистрационным номером 304272316800032, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 3000 (трёх тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.
Судья А.В. Кулешов