Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-372/2009
«19» февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16.02.2009. Полный текст решения изготовлен 19.02.2009.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе
судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Зараменских,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению краевого государственного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края»
о признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска по возбуждению исполнительных производств от 16.07.2008 № 1/15513/344/3/2008, от 06.10.2008 № 1/19369/674/3/2008, от 07.10.2008 № 1/19662/695/3/2008 и вынесению требования от 19.12.2008 № 61732
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 31.12.2008;
от ОСП – судебного пристава-исполнителя ФИО2, действующей по доверенности от 14.01.2009 № 35.
установил: краевое государственное учреждение «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» (далее – КГУ «СЗ ТЭК и ЖКХ») обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными действия судебных приставов-исполнителей Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска ФИО3, ФИО4 по возбуждению исполнительных производств от 16.07.2008 № 1/15513/344/3/2008, от 06.10.2008 № 1/19369/674/3/2008, от 07.10.2008 № 1/19662/695/3/2008 и требования судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска ФИО2 от 19.12.2008 № 61732.
Одновременно учреждением заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование действий судебных приставов-исполнителей в порядке статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судом указанное ходатайство удовлетворено. Срок на обжалование действий восстановлен с учетом того, что заявителем предпринимались меры по обжалованию в судебном порядке постановлений административной комиссии администрации гор. Хабаровска, на основании которых возбуждались исполнительные производства, а также то, что у административной комиссии отсутствовали полномочия по привлечению к административной ответственности и вынесению постановлений.
В заседании суда представитель учреждения на требованиях о признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей по возбуждению исполнительных производств настаивала. Считает указанные действия незаконными, поскольку исполнительные производства были возбуждены на основании постановлений административной комиссии, не являющихся исполнительными документами.
В части оспаривания требования судебного пристава-исполнителя от 19.12.2008 № 61732 представитель заявителя, в пределах предоставленных ей доверенностью от 31.12.2008 полномочий, отказалась от указанного требования в связи с отзывом оспариваемого акта судебным приставом-исполнителем. Судом отказ принят, так как он соответствует закону и не нарушает права третьих лиц. В связи с отказом учреждения от заявленного требования и принятием судом данного отказа, суд считает возможным прекратить производство по делу в этой части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Судебный пристав-исполнитель с заявленными требованиями не согласилась. Считает действия по возбуждению исполнительных производств законными.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска явку в суд своих представителей не обеспечили, о времени и месте настоящего судебного заседания уведомлены в порядке статьи 123 АПК РФ.
Администрацией города Хабаровска заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого судом отказано с учетом того, что позиция администрации ясна из представленного отзыва, целесообразности отложения судебного разбирательства судом не усматривается, явка представителей в суд не признана обязательной.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 09.02.2009 по 16.02.2009.
Судом по материалам дела установлено следующее.
16.05.2009, 04.07.2009 и 08.08.2008 Административной комиссией администрации гор. Хабаровска по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении КГУ «СЗ ТЭК и ЖКХ» вынесены постановления соответственно № 1477, № 2127 и № 2668 о назначении административного наказания в виде штрафа за административные правонарушения, установленные Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях.
Указанные постановления направлены для принудительного исполнения в адрес Отдела судебных приставов по Центральному району гор. Хабаровска.
Судебными приставами-исполнителями на основании постановлений в отношении КГУ «СЗ ТЭК и ЖКХ» возбуждены исполнительные производства № 1/15513/344/3/2008, № 1/19369/674/3/2008 и № 1/19662/695/3/2008.
Несогласие учреждения с указанными действиями судебного пристава-исполнителя явились основанием для обращения в суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из смысла части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо решений и действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Виды исполнительных документов указаны в статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в том числе, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исполнительный документ - это документ, содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия, выдаваемый в предусмотренном законом порядке уполномоченным органом (лицом) и подлежащий принудительному исполнению. При поступлении документа на принудительное исполнение и решении вопроса о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель обязан выяснить, является ли документ исполнительным, в том числе, определить наличие у предъявившего к исполнению органа полномочий по применению законодательства об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, согласно постановлениям от 16.05.2009 № 1477, от 04.07.2009 № 2127 и от 08.08.2008 № 2668, КГУ «СЗ ТЭК и ЖКХ» привлечено Административной комиссией администрации гор. Хабаровска к административной ответственности в виде штрафов за совершение административных правонарушений, установленных статьями Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Полномочия Городской административной комиссии при администрации г. Хабаровска регламентированы Положением о городской административной комиссии, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска от 28.03.2003 № 441 «О создании городских административных комиссий при Администрации г. Хабаровска».
В силу пункта 1.1. указанного Положения, административная комиссия администрации города является коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Хабаровского края.
Указанное постановление Мэра города Хабаровска принято в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.12.2002 № 87 «Об административных комиссиях при исполнительных органах местного самоуправления», утратившим силу в связи принятием Закона Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях» (далее – Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328).
Законом Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 законодатель Хабаровского края уполномочил органы местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Хабаровского края об административной ответственности, кроме того, наделил их правом по созданию административных комиссий в соответствии с положением об административной комиссии, утверждаемым актом главы муниципального образования, и таким образом, создаваемых в соответствии с актом муниципального образования.
Решением Хабаровского краевого суда от 26.02.2008 по делу № 3-35/08 Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях» признан недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда как принятый с превышением полномочий Хабаровского края, противоречащим федеральному законодательству.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2008 № 25-Г08-6 вышеуказанное решение оставлено в силе.
При принятии указанных судебных актов, суды исходили из того, что согласно статьям 22.1., 22.2., 28.3. КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создание административных комиссий и иных коллегиальных органов для рассмотрения таких дел. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренное пунктом 7 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочие по созданию, деятельности административных комиссий и привлечению к административной ответственности является делегированным субъектам Российской Федерации федеральным полномочием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, наделяющих субъекты Российской Федерации правом передавать вопрос создания и формирования административных комиссий органам местного самоуправления. То есть субъект по своему усмотрению не вправе расширять круг полномочий органов местного самоуправления, предоставив им право самостоятельно решать вопросы, связанные с организацией и содержанием административных комиссии, являющейся субъектом административной юрисдикции.
В силу частей 2,3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Изложенное позволяет сделать вывод о неправомерности действий судебных приставов-исполнителей при решении вопроса о принятии постановлений от 16.05.2009 № 1477, от 04.07.2009 № 2127 и от 08.08.2008 № 2668 к принудительному исполнению и возбуждению исполнительных производств. Указанные акты не отвечают признакам исполнительного документа в смысле статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, поскольку вынесены Административной комиссией администрации гор. Хабаровска с превышением полномочий, установленных административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства были выявлены факты, свидетельствующие о нарушении судебными приставами-исполнителями Федерального закона «Об исполнительном производстве». В ходе исполнительных производств судебными приставами-исполнителями не были выполнены требования статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», тем самым ими в своей деятельности было допущено ущемление законных прав и интересов должника, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200-201, частью 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования краевого государственного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» удовлетворить.
Признать незаконными действия судебных приставов-исполнителей Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска ФИО3, ФИО4 по возбуждению исполнительных производств от 16.07.2008 № 1/15513/344/3/2008, от 06.10.2008 № 1/19369/674/3/2008, от 07.10.2008 № 1/19662/695/3/2008 как несоответствующие требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В части оспаривания заявителем требования судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска ФИО2 от 19.12.2008 № 61732 производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина