Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3979/2016
27 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2016 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 27.05.2016 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карапиря М. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Совкомбанк»
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10.03.2016г. № 13 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от Заявителя – не явился
от административного органа - ФИО1, по доверенности от 09.01.2014г. № 5/2.
Сущность дела:
Публичное акционерное общество «Совкомбанк» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Совкомбанк»») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление, Хабаровское УФАС России) от 10.03.2016г. № 13 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400.000 руб.
Представители заявителя, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей заявителя. Общество заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражала, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Суд установил:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 13 января 2016 года отслежена реклама ПАО «Совкомбанк», размещенная на заднем стекле маршрутного автобуса № 29 в г. Хабаровске, следующего содержания
Крупным шрифтом:
«Совкомбанк, Кредиты наличными для автовладельцев от 17% годовых» Мелким шрифтом (25 мм):
«ДК под залог авто в рублях. 100 тыс-1млн. 12-60 мес. ставка 11% год (безналичное расходование более 80% суммы кредита), 19% год. (наличное расходование менее 80% суммы кредита). Авто с пробегом до 1 000 км включительно. Возраст 20-85 лет, письменное согласие супруга. ПАО Совкомбанк. Ген. Лиц. ЦБ РФ №963, на правах рекламы. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6».
Срок распространения рекламы с 11 декабря 2015 года по 11 марта 2016 года. Количество автобусов, на которых размещена реклама -12 штук.
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на заключение кредитного договора с указанными в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях.
В рекламе крупно указывается процентная ставка по кредиту.
При этом в рекламах даны условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита. Информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако форма подачи информации в рекламе трудна для усвоения, так как основные условия написаны мелким шрифтом, слова в рекламе сокращены, автобус находится в движении, что делает невозможным восприятие рекламы.
Информация об условиях кредита должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.
Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений об условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 15.02.2016 г. Общество извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 10.03.2016 г. в 08-45, рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 10.03.2016 г. в 09-00. Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 25.902.2016 г., согласно сведениям официального сайта ФГУП «Поста России».
По выявленному факту 10.03.2016 г. начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО2, при надлежащем извещении, составлен в отношении ПАО «Совкомсбанк» протокол по признакам административной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ
10.03.2016 г. руководителем УФАС по Хабаровскому краю ФИО3 в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО2, при надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 13 по делу об административном правонарушении № 4-05/38, которым ПАО «Совкомбанк» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 14.3 КоАП РФ, распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон № 38-ФЗ) установлено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В статье 3 настоящего Федерального закона указаны основные понятия, используемые в целях его применения:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- потребители рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.(часть 3 статьи 28 Закона).
Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц.
Соответственно распространяемая Банком реклама направлена на формирование интереса и желания воспользоваться банковской услугой к любому лицу, который еще не воспользовался фактически услугами банка.
Указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены:
сумма потребительского кредита (займа);
срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);
проценты по договору потребительского кредита (займа);
платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей; плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);
платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом.
сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;
сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Как следует из материалов дела, УФАС по Хабаровскому краю установлен факт распространяемая рекламы, размещенной на заднем стекле маршрутного автобуса № 29 в г. Хабаровске, следующего содержания:
Крупным шрифтом:
«Совкомбанк, Кредиты наличными для автовладельцев от 17% годовых» Мелким шрифтом ( 25 мм):
«ДК под залог авто в рублях. 100 тыс-1млн. 12-60 мес. ставка 11% год (безналичное расходование более 80% суммы кредита), 19% год. (наличное расходование менее 80% суммы кредита). Авто с пробегом до 1 000 км включительно. Возраст 20-85 лет, письменное согласие супруга. ПАО Совкомбанк. Ген. Лиц. ЦБ РФ №963, на правах рекламы. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6».
Срок распространения рекламы с 11 декабря 2015 года по 11 марта 2016 года. Количество автобусов, на которых размещена реклама -12 штук.
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на заключение кредитного договора с указанными в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях.
В рекламе крупно указывается процентная ставка по кредиту.
При этом в рекламах даны условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита. Информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако форма подачи информации в рекламе трудна для усвоения, так как основные условия написаны мелким шрифтом, слова в рекламе сокращены, автобус находится в движении, что делает невозможным восприятие рекламы.
Информация об условиях кредита должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.
Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений об условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а cooтветствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.
В данном случае спорная реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена на транспортном средстве, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.
Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.
Читабельность основного информационного блока представляется крайне затруднительной.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы и установлено административным органом в ходе проверки.
Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе части сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
В части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» указано, что за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона ответственность несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Судом по материалам дела установлено, что рекламодателем, осуществившим размещение спорной рекламы, является ПАО «Совкомбанк».
Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Размещение привлекательных для потенциальных потребителей рекламы условия банковских вкладов крупным шрифтом, а условий, являющихся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, более мелким, может ввести потребителей рекламы в заблуждение обо всех условиях банковского кредита, привести к искаженному представлению ими об объекте рекламирования.
Как установлено судом, распространяемая Банком рекламная информация не позволяла потребителю рекламы ознакомится со всеми условиями, имеющимися в рекламе, что свидетельствует о не доведении (не надлежащем доведении) до потребителя всей существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно этого товара (услуги).
Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления, пользования и погашения кредита может привести к созданию у потребителя искаженного представления о возможностях пользования кредитом, о его затратах, влияющих на сумму расходов, о фактической стоимости кредита.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Банком допущены нарушения требований, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 14.3. КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что заявитель имел возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако, им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.
Поскольку реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена на привлечение внимания потребителя к выбору рекламируемой услуги, а также побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, то несоответствие распространяемой Банком рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы неограниченного круга потребителей на получение достоверной информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.
Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Расчет штрафа соответствует требованиям КоАП РФ и назначен в пределах санкции части 6 статьи 14.3 КоАП РФ с учетом отсутствия смягчающих обстоятельств и наличия отягчающего обстоятельства в виде повторного привлечения Общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение постановлением от 02.11.2015 г. № 73 по делу об административном правонарушении № 4-05/70, постановлением от 18.09.2015 г. № 60 по делу об административном правонарушении № 4-05/64.
Исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, суд считает, что оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.
Также суд не находит оснований и для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 6 статьи 14.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований публичного акционерного общества «Совкомбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10.03.2016г. № 13 по делу об административном правонарушении № 4-05/38, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.