ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4038/16 от 27.05.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-4038/2016

27 мая 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  А.В. Зверевой,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

об оспаривании постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 21.03.2016г. о наложении административного штрафа по исполнительному производству № 13746/15/27027.

Сущность дела: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, заявитель, должник) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 21.03.2016г., вынесенное в рамках исполнительного производства №13746/15/27027, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Министерство ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку требования исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство носит имущественный характер. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие его вины в совершении противоправного деяния, поскольку требование исполнительного документа невозможно исполнить по объективным, не зависящим от должника причинам, указывает также на фактическое исполнение требований исполнительного документа.

В установленный судом срок от Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств поступили материалы исполнительного производства и возражения на заявление, в которых отдел судебных приставов с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании: исполнительный лист  серии ВС № 044445088 по делу № 2-2776/2012 от 17.12.2012 года, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 28.08.2012года о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ФИО1 в селе Галкино Галкинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям на состав семьи три человека, включая несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нормы с учетом приходящейся нормы не менее 45 кв. м. общей площади за счет жилищного фонда хабаровского края, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Хабаровского края адрес должника: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, в пользу взыскателя: ФИО1, адрес взыскателя: ул. Молодежная, <...> кв.13, г. Хабаровск, Хабаровский  край 03.04.2013 года возбуждено исполнительное производство № 15830/13/01/27, после передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, присвоен номер 13746/15/27027.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на имя руководителя организации-должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Министра ЖКХ Хабаровского края неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.

В ответ на требования поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Хабаровска.

24.12.2013   года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.

Постановлением от 24.12.2014 г. Министерство ЖКХ Хабаровского края было привлечено к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Требования судебного пристава-исполнителя от 04.03.2016г. не было исполнены. Министерству ЖКХ Хабаровского края было вручено уведомление о необходимости явиться представителю 16.03.2016г. в 10 часов 10 минут в МО судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: <...>, каб. № 3 с документами, удостоверяющими личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснений по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса, о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

16.03.2016года судебным приставом-исполнителем в отношении должника – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол № 93/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. В назначенный срок представитель должника  не явился, информации подтверждающей исполнения решения суда судебному приставу не представлено.

16.03.2016 года начальник отдела старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю ФИО4 вынесено определение о назначении  рассмотрения дела об административном  правонарушении на 09 часов 10 минут 21.03.2016 года по адресу: <...> каб. № 3.

Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 16.03.2016 года.

По состоянию на 21.03.2016 года должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, подтверждающих документов судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

21.03.2016года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю ФИО4 вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007г.                                 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.

Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.

Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, 21.03.2016г. Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС № 044445088, выданного 28.08.2012г. Центральным районным судом г. Хабаровска, в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возбуждено исполнительное производство № 137467/15/27027.

Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить ФИО1 в селе Галкино Галкинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям на состав семьи три человека, включая несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нормы с учетом приходящейся нормы не менее 45 кв. м. общей площади за счет жилищного фонда хабаровского края.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей.

Неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 24.12.2013г. о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Постановлением от 24.12.2014 г. Министерство ЖКХ Хабаровского края было привлечено к ответственности за неисполнение требований данного исполнительного документа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поступали информационные письма, в которых должником указывалось на наличие обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в города Хабаровске.

Требованиями должник предупреждался о наступлении административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

04.03.2016г. должнику было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 15.03.2016.  В требовании должник был предупрежден, в том числе об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.

Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.

В данном случае вина Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения.

Наличие либо отсутствие вины работников Министерства ЖКХ Хабаровского края правового значения для дела не имеет, на наличие вины самого должника не влияет.

Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Суду не представлено доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств для покупки квартиры и иных мер направленных на исполнение решений суда.

Предоставление жилого помещения только лишь после приобретения Министерством имущественных отношений Хабаровского края соответствующего жилого помещения свидетельствует о бездействии Министерства жилищно-коммунального хозяйства и нежелании в установленный законом срок исполнять решения суда и требования судебного пристава-исполнителя.

Доводы должника об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить гражданке ФИО2. благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.

В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.

Таким образом, в бездействиях Министерства жилищно-коммунального хозяйства имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Необходимо также отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит изъятий относительно привлечения к административной ответственности организаций, финансируемых из бюджета Российской Федерации, бюджета субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований.

Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ по низшему пределу санкции.

Оценив конкретные обстоятельства правонарушения, у суда отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ и признания его малозначительным, поскольку обстоятельств исключительности выявленного судом не установлено.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 21.03.2016г. о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства № 13746/15/27027 – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                   А.В. Зверева