ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4196/12 от 20.06.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4196/2012

27 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2012 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 27.06.2012 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола помощником судьи Фроловой Н. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Якутия-Дальний Восток»

о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о назначении административного наказания от 29.12.2011 г. № 20-11-113/п и решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2012г. № 12-35рн Федеральной службы по финансовым рынкам

при участии:

от заявителя – Костин С. В. – директор; Григорьева О. В. по доверенности от 10.04.2012 г.

от административного органа – Ваксман Л. Ю, по доверенности № 20-11-МА-07/01 от 10.01.2012 г.

Сущность дела открытое акционерное общество «Якутия-Дальний Восток» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Якутия-ДВ») обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ДФО, административный орган) от 29.12.2011 г. № 20-11-113/п о привлечении Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500.000 рублей, а также о признании незаконным решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2012г. № 12-35рн Федеральной службы по финансовым рынкам

В судебном заседании представители Общества, на требованиях, изложенных в заявлениях, настаивали в полном объеме.

Административный орган в судебном заседании против заявленных требований возражал, полагая, что событие правонарушение и вина Общества подтверждается материалами дела.

Представители Федеральной службы по финансовым рынкам г. Москва, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица.

В заседании объявлялся перерыв с 13.06.2012г. по 20.06.2012 г.

Суд установил:

В соответствии с приказом руководителя РО ФСФР России в ДФО от 05.05.2011 № 20-11-279/пз-н в период с 23 июня 2011 по 19 августа 2011 года РО ФСФР России в ДФО проведена выездная плановая проверка деятельности открытого акционерного общества «Якутия - Дальний Восток» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения аконодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, отраженные в акте плановой выездной проверки от 24.08.2011 № 20-11-53/А ДСП:

1. В нарушение раздела 10 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27, ОАО «Якутия - Дальний Восток», самостоятельно осуществляющее ведение реестра акционеров, не разработало и не утвердило Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и Правила внутреннего документооборота и контроля.

2. В нарушение раздела 3 указанного выше Положения Общество не ведет лицевой счет зарегистрированного лица, журнал учета входящих документов, регистрационный журнал.

3. В нарушение пункта 2 статьи 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ОАО «Якутия -Дальний Восток» отсутствует внутренний документ, определяющий деятельность ревизионной комиссии (ревизора) общества.

4. В нарушение пункта 8.3.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н годовая бухгалтерская отчетность Общества за 2008, 2009, 2010 годы, размещенная на странице в сети Интернет, не содержит приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, аудиторских заключений, пояснительных записок.

5. В нарушение пунктов 8.5.3, 8.5.4 Положения о раскрытии Общество не опубликовало на странице в сети Интернет тексты списков аффилированных лиц общества за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года.

6. В нарушение пункта 3 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам г—s 13.08.2009 № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» Общество представило в РО ФСФР России в ДФО отчетность по состоянию на конец отчетного периода.

С целью устранения допущенных нарушений РО ФСФР России в ДФО в адрес ОАО «Якутия - Дальний Восток» направлено предписание от 05.10.2011 №20-11-МА-03/3774 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в тридцатидневный срок с даты получения настоящего предписания.

Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции № 69009143017602, предписание РО ФСФР России в ДФО от 05.10.2011 №20-11-МА-03/3774 получено открытым акционерным обществом «Якутия - Дальний Восток» 12.10.2011. Таким образом, срок исполнение предписания – не позднее 11.11.2011 г..

В соответствии с письмом ОАО «Якутия - Дальний Восток» от 10.11.2011 общество разработало макет Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, а также внутренний документ «Положение о ревизионной комиссии».

В тоже время, общество не опубликовало на странице в сети Интернет тексты приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, аудиторских заключений, пояснительных записок за 2008, 2009, 2010, тексты списков аффилированных лиц общества за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года, текст Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, не обеспечило ведение лицевого счета зарегистрированного лица в системе ведения реестра акционеров общества, не разработало регистрационный журнал и журнал учета входящих документов в системе ведения реестра акционеров общества, не разработало и не утвердило Правила внутреннего документооборота и контроля, не представило в РО ФСФР России в ДФО отчетность акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра акционеров, по состоянию на конец 2010 года, то есть открытое акционерное общество «Якутия - Дальний Восток» не исполнило в установленный срок законное предписание РО ФСФР в России в ДФО.

Факт неисполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 05.10.2011 №20-11-МА-03/3774 зафиксирован актом о не поступлении почтовой корреспонденции от 12.12.2011, и актом об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию от 18.11.2011.

В ходе проверки страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия соответствующей информации по состоянию на 14.12.2011 установлен факт раскрытия на вышеуказанном сайте текстов списков аффилированных лиц общества за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года. В тоже время тексты приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, аудиторских заключений, пояснительных записок за 2008, 2009, 2010, текст Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг обществом не опубликованы, о чем государственными гражданскими служащими территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае составлен акт от 14.12.2011.

Письмом от 14.12.2011 Обществом представлены документы, подтверждающие разработку и утверждение Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и Правил внутреннего документооборота и контроля, ведение лицевого счета зарегистрированного лица в системе ведения реестра акционеров общества, разработку регистрационного журнала и журнала учета входящих документов в системе ведения реестра акционеров общества, разработку внутреннего документа, определяющего деятельность ревизионной комиссии (ревизора) общества, отправку в РО ФСФР России в ДФО отчетности акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра акционеров, за 2010 (отчет общества, самостоятельно осуществляющего ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, за 2010 год поступил в РО ФСФР России в ДФО 01.12.2011 (вх. от 13.12.2011 № 20- 11 -6018).

По установленному факту 14.12.2011 начальником территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае Ваксман Л.Ю. в присутствии законного представителя Общества – директора Костина С. В. составлен в отношении ОАО «Якутия - Дальний Восток протокол № 20-11-113/ап об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

29.12.2012 г. заместителем руководителя РО ФСФР России в ДФО Овчинниковой Ю. В. в отсутствии законного представителя Общества при надлежащем уведомлении, вынесено в отношении ОАО «Якутия Дальний Восток» постановление № 20-11-113/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500.000 руб.

05.03.2012 г. заместителем руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Синенко А. Ю, по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к ответственности от 29.12.2012 г. № 20-11-113/пн, вынесено решение № 12-35/рн об оставлении жалобы без удовлетворения.

Не согласившись с указанными постановлением административного органа и решением по результатам рассмотрения жалобы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ), в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Согласно части 2 указанной статьи, настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Как установлено частью 2 указанной статьи, положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Согласно части 2 указанной статьи, открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

В соответствии с частью 4 данной статьи, Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. (часть 2)

Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор (часть 3).

В силу части 4 указанной статьи, Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.

Согласно части 1 статьи 85 вышеуказанного Федерального закона, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.

По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

В соответствии с частью 2 данной статьи, компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Частью 1 статьи 88 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ установлено, что Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 указанной статьи, ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

В силу части 3 данной статьи, достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, общество обязано хранить ряд документов, включая договор о создании общества; устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; списки аффилированных лиц общества; проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с частью 4 статьи 93 данного Федерального закона, Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 3 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, обязано предъявить по требованию зарегистрированного в системе ведения реестра лица, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных заинтересованных лиц разработанные в соответствии с указанным Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, включающие полный перечень документов и сведений, необходимых при регистрации прав владельцев именных ценных бумаг в реестре. Информация о внесении изменений или дополнений в правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг должна быть раскрыта указанным выше лицам и организациям не позднее чем за 30 дней до даты вступления их в силу в соответствии с Положением о системе раскрытия информации, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 января 1997 г. N 2.

В силу раздела 10 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, регистратор должен разработать и утвердить ряд документов, включая : Правила ведения реестра (пункт 10.1.1).

Правила ведения реестра должны предусматривать: перечень и порядок исполнения операций регистратором, а также способ предоставления документов регистратору; сроки исполнения операций; сроки предоставления ответов на запросы; формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения; формы договоров с трансфер - агентами; порядок раскрытия информации, указанной в пункте 5.1 настоящего Положения.

В силу раздела 3 указанного Положения, реестр должен содержать данные, достаточные для идентификации зарегистрированных лиц.

Деятельность по ведению реестра включает, в числе прочего, ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц;

Лицевой счет зарегистрированного лица должен содержать пункт 3.3. Положения): данные, содержащиеся в анкете зарегистрированного лица; информацию о количестве ценных бумаг, виде, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, в том числе обремененных обязательствами и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций; список операций, представляющий часть регистрационного журнала, содержащую записи по лицевому счету зарегистрированного лица.

Журнал учета входящих документов должен содержать следующие данные :Пункт 3.4.5): порядковый номер записи; входящий номер документа (по системе учета регистратора); наименование документа; дата получения документа регистратором; сведения о лице, предоставившем документы, а именно: для юридического лица - наименование организации, предоставившей документы, дата и исходящий номер, присвоенный организацией, фамилия лица, подписавшего сопроводительное письмо; для физического лица (если указаны) - фамилия, имя, отчество, дата, почтовый адрес отправителя; дата отправки ответа (внесения записи в реестр) или направления отказа о внесении записи в реестр; исходящий номер ответа на документы; фамилия должностного лица, подписавшего ответ.

Регистрационный журнал должен содержать следующие данные (пункт 3.4.6): порядковый номер записи; дата получения документов и их входящие номера; дата исполнения операции; тип операции, предусмотренный в разделе 7 настоящего Положения (за исключением операций, предусмотренных подпунктами 7.4.4 - 7.4.6пункта 7.4 и пунктами 7.8,7.9 настоящего Положения); номера лицевых счетов зарегистрированных лиц, являющихся сторонами в сделке; вид, количество, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг.

В силу пункта 8.3.3. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.

В силу пункта 8.5.3. указанного Положения , акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Согласно пункту 8.5.4. данного Положения, текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения, содержащую следующую информацию:

1) общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);

2) сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;

3) сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");

4) сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

Представляемая отчетность должна содержать указание на дату ее составления, а также должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати акционерного общества.

Выявление нарушения Обществом указанных нормоположений, послужило основанием для направления в его адрес предписания от 05.10.2011 г. № 20-11-МА-03/3774 со сроком исполнения не позднее тридцати дней с момента получения, т.е. не позднее 11.11.2011 г.

Согласно пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания РО ФСФР России в ДФО являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, в соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ является административным нарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Материалами дела подтверждается, что Общество в нарушение вышеуказанных норм права не исполнено (исполнило не в полном объеме) в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в ДФО.

Таким образом, следует признать, что административный орган правомерно установил в действиях ОАО «Якутия Дальний Восток» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии обязанности у ОАО «Якутия Дальний Восток» по ведению реестра акционеров, и, следовательно, необоснованности выставления в его адрес указанного предписания отклоняется, поскольку Федеральный закон от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ прямо возлагает ответственность за ведение реестра за акционерное общество (статья 44).

Не может быть признан обоснованным довод о существенных нарушениях в ходе выездной проверки, проводимой административным органом в период с 23.06.2011 г. по 19.08.2011 г., поскольку обжалуемое постановление и решение не являются результатом указанной проверки. По результатам проверки выносилось предписание, не исполненное Обществом в установленный срок.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, сроков привлечения к ответственности в ходе судебного заседания не установлено.

Между тем, рассмотрев конкретные обстоятельства дела, судом усматриваются обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков малозначительности правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Квалифицирую рассматриваемое правонарушение как малозначительное, суд учитывает отсутствие сведений о нанесении данным правонарушением существенного вреда Общественным отношениям, а также то обстоятельство,, что в период совершения правонарушения, в Общества имелись объективные затруднения, вызванные взаимодействием с учредителями Общества, процессом передачи акций иному владельцу.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, постановление административного органа, а также решение вышестоящего органа по жалобе юридического лица, признанию незаконными и отмене.

руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о назначении административного наказания от 29.12.2011 г. № 20-11-113/п, вынесенное в отношении ОАО «Якутия Дальний Восток», решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2012г. № 12-35рн Федеральной службы по финансовым рынкам признать незаконными и отменить полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.