Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4222/2016
30 мая 2016 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрев в упрощенном порядке дело по заявлению акционерного общества «Комсомольский на Амуре аэропорт»
о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 17.03.2016г. №6-23/07-2016
Сущность дела: Акционерное общество «Комсомольский на Амуре аэропорт» (далее – заявитель, Общества,) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление, административный орган, УГАН НОТБ ДФО) от 17.03.2016г. № 6-23/07-2016 о назначении административного наказания, которыми Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Суд установил:
В связи с письмом Управления ФСБ России по Хабаровскому краю №80/э/3-7093 от 10.12.2015, Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 21.12.2015 по 25.01.2016 в соответствии с распоряжением № 1379-р от 15.12.2015 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Комсомольский - на - Амуре аэропорт».
В ходе проверки следующие выявлены нарушения: -
В нарушение ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 18.4.4 «Требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40, зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2011 года, регистрационный №19978, (далее - Требования - № 40), в Комсомольском - на -Амуре аэропорту отсутствует запись (хранение) в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Установленный в аэропорту рентгенотелевизионный интроскоп (техническое средство обеспечения транспортной безопасности), не имеет архивной памяти.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.01.2016 № 06ГА/2016У.
Определением от 11.02.2016 г. Общество уведомлено о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 25.02.2016 г. в 15-00.
25.02.2016 г. главным государственным инспектором Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО1 в отношении Общества, в присутствии законного представителя Общества ФИО2 (врио генерального директора) составлен протокол № АБ 07/2016 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Протокол содержал информацию о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 17.03.2016 г. в 15-00. Копия протокола вручена законному представителю Общества – врио генеральному директору ФИО2
17.03.2016 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вышеуказанным должностным лицом Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу, в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, вынесено постановление № 6-23/07-2016, которым АО «Комсомольский на Амуре аэропорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2 Закона N 16-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
Транспортными средствами согласно пункту 11 статьи 1 Закона № 16-ФЗ являются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: помимо прочего, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (подпункт «а»);
На основании пунктов 7, 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ к перевозчикам относятся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу пункта 1 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности, в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пункта 8 данной статьи, технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства только сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, на что имеется прямое указание закона.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 утверждены «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (далее – Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 40, Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования)
В силу пункта 1 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 40, Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования), разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415).
В силу пункта 2 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 40, Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. (пункт 3).
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. (пункт 4).
Согласно пункту 5.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 18.4.4. Требований, субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ четвертой категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 5 суток.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", администрации авиационных предприятий и аэропортов обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принимают непосредственное участие в соответствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях по пресечению таких актов.
В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.).
Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлен факт неисполнения Обществом вышеуказанных требований.
Заключение ДВ МТУ ФАВТ Росавиация о результатах оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Комсомольск - на - Амуре от 12.12.2011.
План обеспечения транспортной безопасности АО «Комсомольский - на -Амуре аэропорт» утвержден ДВ МТУ ФАВТ Росавиация 08.10.2012.
Объекту транспортной инфраструктуры АО «Комсомольский - на - Амуре аэропорт» установлена 4 категория.
В соответствии с п. 4.2.1 Устава АО «Комсомольский - на - Амуре аэропорт» для достижений целее Общество осуществляет основной вид деятельности, а именно:
обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов -комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов;
обеспечение авиационной безопасности - участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом или угоном воздушных судов, иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте.
В ходе проверки установлено, что в Комсомольском - на -Амуре аэропорту отсутствует запись (хранение) в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Установленный в аэропорту рентгенотелевизионный интроскоп (техническое средство обеспечения транспортной безопасности), не имеет архивной памяти.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, в ходе проверки административный орган установил факт неисполнения Обществом требований по обеспечению транспортной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Обстоятельства рассматриваемого правонарушения нашли подтверждение по материалам дела об административном правонарушении.
Суд считает доказанной также и вину Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, но не было принято всех зависящих от неё мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности, не представлено.
В силу части 1 статьи 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 данной статьи, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 данной статьи установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Факт нарушения и вина Общества подтверждаются актом проверки от 25.01.2016 № 06ГА/2016У, протоколом об административном правонарушении от 25.02.2016 г. № АБ 07/2016, письменными пояснениями, ответом на запрос от 11.01.2016 г. № 10/3720 и иными материалами дела.
Существенных нарушений, допущенных в ходе проверки, судом не установлено.
То обстоятельство, что запрос административного органа содержал требования о предоставлении материалов за пределами пятидневного срока хранения, не имеет правового значения для дела, поскольку из материалов дела следует факт отсутствия архивной памяти у технического средства обеспечения транспортной безопасности - рентгенотелевизионный интроскоп, установленного в аэропорту.
При этом, пункт 18.4.4. Требований, прямо предусматривает обязанность субъекта транспортной инфраструктуры на ОТИ четвертой категории оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 5 суток.
Данное Требование Обществом не соблюдено.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Административный штраф обоснованно назначен административным органом в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления у суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований акционерного общества «Комсомольский на Амуре аэропорт» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 17.03.2016г. №6-23/07-2016, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 1.15.1 КоАП РФ, отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.