Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4308/2019
20 мая 2019 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Маскаева А.Ю.
рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Тихий дом» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680054, <...>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680030, <...>)
о признании незаконным решения от 27.11.2018 № 193
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников жилья «Тихий дом» (далее – ТСЖ «Тихий дом», заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Управление ПФР, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 27.11.2018 № 193.
Определением от 15.03.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, лицам, участвующим в деле, установлен срок до 26.04.2019 для представления суду мотивированного отзыва, доказательств в обоснование имеющихся возражений, дополнительных пояснений и документов.
Во исполнение определения суда от УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края поступил отзыв, материалы выездной проверки.
Арбитражным судом Хабаровского края на основании статьи 229 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято решение путем подписания резолютивной части решения от 06.05.2019, которая размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
14.05.2019 ТСЖ «Тихий дом» обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ судом изготавливаетсямотивированное решение по делу.
Судом по материалам дела установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 03.09.2018 № 336 Управлением Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края проведена плановая выездная проверка ТСЖ «Тихий дом» на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период 01.01.2015 по 31.12.2016.
В ходе проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о занижении ТСЖ «Тихий дом» базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2015 на сумму 226 687 руб. в связи с невключением в базу выплат в виде ежемесячного вознаграждения председателю правления ТСЖ «Тихий дом», а также выплат членам правления ТСЖ, членам ревизионной комиссии ТСЖ.
Выводы выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 30.10.2018 № 347дсп, по результатам рассмотрения которого 02.08.2017 начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края было принято решение № 193 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Указанным решением ТСЖ «Тихий дом» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа в сумме 9 067,48 руб.
Кроме того, указанным решением страхователю начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 615,98 руб., а также предложено уплатить доначисленную недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 45 337,40 руб.
Решение Управления ПФР обжаловано страхователем в Отделение ПФР по Хабаровскому краю.
Решением ОПФР по Хабаровскому краю решение Управления ПФР от 27.11.2017 № 193 оставлено в силе.
Заявитель полагая решение УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 27.11.2017 № 193 незаконным и нарушающим права и законные интересы обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от 24.07.2009 № 212- ФЗ), действовавшего в спорный период, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что основанием для доначисления ТСЖ «Лидер» спорной суммы страховых взносов в размере 45 337,40 руб., пени в сумме 7 615,98 руб., а также штрафа по части 1 статьи 47 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 9 067,48руб. послужил вывод Пенсионного фонда о занижении заявителем в 2015 базы для начисления страховых взносов в связи с невключением в базу выплат в общей сумме 226 687 руб. в виде ежемесячного вознаграждения председателю правления ТСЖ «Тихий дом» Беленковой Г.Г., в декабре 2015 года членам правления и членам ревизионной комиссии товарищества собственников жилья.
Материалами дела подтверждено (протоколами заседания правления ТСЖ «Тихий дом», расчетными листками, справками о доходах физического лица формы 2-НДФЛ) и заявителем не оспаривается, что ТСЖ «Тихий дом» в 2015 году ежемесячно осуществляло выплату вознаграждения председателю правления ТСЖ «Тихий дом» Беленковой Г.Г., в июле 2015 года члену ревизионной комиссии ФИО1, в декабре 2015 года ТСЖ «Тихий дом» выплатило вознаграждение членам правления ТСЖ Ким О.У., ФИО2, ФИО3, ФИО4
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.
При этом средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (статья 151 ЖК РФ).
Из пункта 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
В соответствии с частью 3 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.
Обязанности правления товарищества собственников жилья определены в статье 148 ЖК РФ.
Компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с частью 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных наст
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, верно применив нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений между товариществом и названными лицами и связаны с выполнением последними в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вследствие этого, при проведении проверки Пенсионный фонд пришел к правомерному выводу о том, что на произведенные председателю правления и членам правления ТСЖ выплаты подлежали начислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017, предусмотрена санкция за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
С 01.01.2017 ФЗ № 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, в том числе, в часть вторую включен Раздел XI "Страховые взносы в Российской Федерации", соответствующие полномочия переданы налоговым органам.
Ответственность плательщика страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа, которая была предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, с 01.01.2017 без временного разрыва установлена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации способ исчисления штрафа за указанное правонарушение идентичен предусмотренному Законом № 212-ФЗ, существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2018 № 3-П, если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей.
Таким образом, установление в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 ответственности плательщика страховых взносов за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов, предусмотренной ранее частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, при сохранении тем самым наказуемости соответствующего деяния означает, что с 01.01.2017 к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо часть 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, либо пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выбор одного из названных законоположений для цели применения меры ответственности за соответствующее правонарушение предопределяется положениями статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное и приняв во внимание, что размер штрафа, установленный в части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ и в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации аналогичен, суд пришел к выводу о законном привлечении ТСЖ «Тихий дом» к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах за 2015 год по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.
С учетом приведенных положений доводы заявителя об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании нормы, утратившей силу на момент привлечения его к ответственности, судом отклоняется.
На основании изложенного, решение УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 27.11.2018 № 193 является законным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья «Тихий дом» требований отказать.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья А.Ю. Маскаева