Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4334/2014
09 июня 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Вика-Дент»
о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции № 8 по Хабаровскому краю от 13.03.2014г. № 15 о назначении административного наказания
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Вика-Дент» (далее – заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции № 8 по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Инспекция) от 13.03.2014г. № 15 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), в части назначения наказания в виде административного штрафа с изменением меры наказания.
Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.
Заявителем представлено возражение на отзыв.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от 10.02.2014 старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок инспекции ФИО1 и специалистом 1 разряда отдела выездных налоговых проверок инспекции ФИО2 проведена проверка ООО «Вика-Дент» на предмет полноты учета выручки, полученной обществом с применением бланков строгой отчетности при оказании стоматологических услуг населению, при осуществлении наличных денежных расчётов с физическими лицами по пластиковым картам.
В ходе проверки установлено, что ООО «Вика - Дент» применяет упрощенную систему налогообложения. При проверке полноты учета выручки, полученной ООО «Вика -Дент» с применением бланков строгой отчетности при оказании стоматологических услуг населению, выявлено нарушение при осуществлении наличных денежных расчётов с физическими лицами по пластиковым картам.
В момент оплаты клиентами за оказанные стоматологические услуги выдавался слип, распечатанный POS-терминалом, применяемого ООО «Вика - Дент» на основании договора торгового эквайринга с банком. В составе POS-терминала отсутствует встроенная контрольно-кассовая техника. Кассовый чек либо бланк строгой отчётности при расчётах пластиковыми картами не выдавались.
При оплате стоматологических услуг не были выданы бланки строгой отчетности:
Январь 2014
Февраль 2014
ФИО клиента
дата
сумма
ФИО клиента
дата
сумма
ФИО3
21.01.2014
2130
ФИО4
01.02.2014
20000
ФИО5
21.01.2014
2460
ФИО6
03.02.2014
3180
ФИО7
20.01,2014
4170
ФИО8
03.02.2014
2030
ФИО9
24.01,2014
10000
ФИО10
03.02.2014
1630
ФИО5
23.01.2014
2410
ФИО6
04.02.2014
4720
ФИО11
22.01.2014
300
ФИО8
03.02.2014
2460
ФИО12
24.01.2014
3000
ФИО9
30.01.2014
9100
ФИО7
31.01.2014
1800
ФИО11
27.01.2014
1280
Итого:
36650
34020
Факт нарушения отражен в акте проверки № 07-28/4 от 06.03.2014 г.
По установленному факту 06.03.2014 г. специалистом 1 разряда Инспекции ФИО2 г. в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО13, при надлежащем извещении, составлен в отношении ООО «Вика-Дент» протокол об административном правонарушении № 07-28/15 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Определением от 06.03.2014 г. рассмотрение материалов дела об административном правонарушении назначено на 13.03.2014 г. в 10-00. Определение вручено директору Общества.
13.03.2014 г. г. по результатам рассмотрения материалов проверки начальником Инспекции ФИО14 в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО13, вынесено постановление № 15 от 13.03.2014 о привлечении ООО «Вита-Дент» к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, отзыва на заявление, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 16 от 31.07.2003 года под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.
Согласно пункту 2 указанного Постановления, в соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.
В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 1 Закона N 54-ФЗ в понятие контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, входят контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ)., организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:
использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна:
быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Постановлением Правительства от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).
Согласно пункту 3 настоящего Положения, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Пунктом 3 данного Положения определено, что документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Пункт 4 Положения установлено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом указанных нормоположений, а именно выявлено, что в период с января по февраль 2014 г. Обществом в момент оплаты клиентами за оказанные стоматологические услуги выдавался слип, распечатанный POS-терминалом, применяемого ООО «Вика - Дент» на основании договора торгового эквайринга с банком. В составе POS-терминала отсутствует встроенная контрольно-кассовая техника. Кассовый чек либо бланк строгой отчётности при расчётах пластиковыми картами не выдавались.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суду не представлены необходимые доказательства принятия исчерпывающих мер к недопущению данного нарушения.
Не имеется в материалах дела доказательств фактической выдачи гражданам бланков строгой отчетности, включая копии бланков строгой отчетности, книжки бланков и т.п.
Факт административного правонарушения и вина Общества подтверждены материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности, сроков привлечения к ответственности судом не установлено.
Исключительных обстоятельств являющихся основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Смягчающих либо отягчающих ответственность обстоятельств, судом не установлено.
Между тем, в силу части 1 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Согласно части 2 указанной статье, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из обстоятельств дела, характера правонарушения, отсутствия отягчающих вину обстоятельств, а также при отсутствии фактов привлечения Общества ранее за аналогичные правонарушения, либо иных препятствий для применения наказания в виде предупреждения, в соответствии со статьей 3.4. КоАП РФ, суд полагает возможным заменить избранную административным органом меру ответственности (штраф в размере 30.000 руб.) на предупреждение.
При таких обстоятельствах, постановление подлежит признанию незаконным и отмене в части назначения наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Вика-Дент» удовлетворить частично.
Постановление Межрайонной инспекции № 8 по Хабаровскому краю от 13.03.2014г. № 15, которым ООО «Вика-Дент» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, признать незаконным и отменить в части назначения наказания в виде административного штрафа. Меру ответственности заменить на предупреждение.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. В. Зверева