Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-4380/2009
8 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2009. Полный текст решения изготовлен 08.05.2009.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление № 745 при Федеральном агентстве специального строительства»
об оспаривании постановления административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 27.03.2009 № 01/49
При участии в судебном заседании:
от административного органа – секретаря административной комиссии ФИО1, действующей по доверенности от 31.03.2009.
Заявитель явку своего представителя в суд не обеспечил, о времени и месте настоящего судебного заседания уведомлен в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
установил: федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление № 745 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – ФГУП «СУ-745 при Спецстрое России») обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 27.03.2009 № 01/49 о привлечении к административной ответственности по статье 3.11. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края) в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В судебном заседании представитель административной комиссии с заявленными требованиями не согласилась. Считает, что факт вменяемого правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Административная комиссия рассматривала дело об административном правонарушении в соответствии с предоставленными ей действующим законодательством полномочиями.
Судом по материалам дела установлено следующее.
17.02.2009 должностными лицами отдела по работе с предприятиями и организациями строительного комплекса Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска (далее – департамент) при объезде территории города Хабаровска был выявлен факт нарушения ФГУП «СУ-745 при Спецстрое России» действующих правил, выразившийся в отсутствии ограждения стройплощадки объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в гор. Хабаровске», расположенного в Индустриальном районе, по ул. Индустриальной – береговая зона протоки Амурская – ул. Флегонтова и не оборудовании объекта паспортом.
По результатам проверки предприятию было выдано предписание № 11-01-09, в соответствии с которым предписывалось устранить выявленные нарушения, в частности, в срок до 17.03.2009 произвести ограждение стройплощадки, оборудовать объект паспортом.
19.03.2009 должностным лицом Департамента проведена проверка исполнения предписания, в результате которой установлен факт его исполнения в неполном объеме (ограждение выставлено частично, паспорт объекта не установлен). Результаты зафиксированы в акте № 11-15-09.
20.03.2009 предприятию было вручено уведомление от 19.03.2009 № 9-3/103 о времени и месте составления протокола по выявленному факту правонарушения, что подтверждается входящим штампом на документе.
24.03.2009 главным специалистом – членом административной комиссии в отношении предприятия с участием представителя по доверенности был составлен протокол № 89 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. КоАП Хабаровского края.
27.03.2009 административной комиссией городского округа «Город Хабаровск» по результатам рассмотрения вышеуказанного протокола с участием представителя по доверенности вынесено постановление № 49 о привлечении ФГУП «СУ-745 при Спецстрое России» к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Несогласие предприятия с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав участника процесса, исследовав и дав оценку доказательствам по делу, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3.11. КоАП Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под муниципальным контролем понимается деятельность должностного лица или органа местного самоуправления по проверке соблюдения положений нормативных правовых актов.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 утверждены «Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 7 Правил, физические и юридические лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание, в том числе, строительным площадкам.
В пунктах 33,64,65 Правил указано, что вокруг строительных площадок, мест производства земляных работ и иных опасных мест должны устанавливаться ограждения установленного образца (СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ГОСТ 23407-78), которые должны быть в исправном состоянии, иметь эстетичный внешний вид и окрашены с внешней стороны. К проведению земляных работ разрешается приступать только после установки ограждений, обустройства места работ средствами сигнализации, временными знаками с обозначением направления объезда (обхода). На бытовых помещениях, щитах ограждений, механизмах должны быть указаны наименования организаций, которым они принадлежат, адреса и номера их телефонов, а также фамилии ответственных за производство работ.
Кроме того, в силу пункта 5.1. Строительных норм и правил РФ СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов. При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности, номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госархстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
В соответствии с пунктами 2.2.20 и 2.2.33 Положения о департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, утвержденного распоряжением Мэра города от 07.04.2006 № 896-р (далее – Положение), в его функции входит осуществление контроля за соблюдением порядка производства работ, а также контроля за соблюдением законодательства РФ о градостроительной деятельности, иных нормативных актов в пределах своей компетенции.
В силу пункта 3.1.4. Положения, сотрудники департамента вправе выдавать предписания с целью устранения нарушений актов органов местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что 17.02.2009 должностными лицами департамента при объезде территории города Хабаровска был выявлен факт нарушения ФГУП «СУ-745 при Спецстрое России» вышеуказанных правил, выразившееся в отсутствии ограждения стройплощадки объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в гор. Хабаровске», расположенного в Индустриальном районе, по ул. Индустриальной – береговая зона протоки Амурская – ул. Флегонтова и не оборудовании объекта паспортом. Предприятию было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 17.03.2009, которое на момент проверки его исполнения (19.03.2009) выполнено не в полном объеме.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) ФГУП «СУ-745 при Спецстрое России» признаков административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края.
Факт вменяемого административного правонарушения и вина предприятия подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 24.03.2009 № 89, предписанием 17.02.2009 № 11-01-09, актом проверки от 19.03.2009 № 11-15-09, фотоснимками.
Из части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу взятых на себя предприятием обязательств в отношении объекта капитального объекта, а также того, что деятельность предприятия связана с выполнением строительных работ, оно должно было знать о необходимости обустройства строительной площадки в соответствии с требованиями Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», однако не приняло всех возможным мер по своевременному устранению выявленного нарушения и исполнению предписания в полном объеме.
Довод предприятия об отсутствии у административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» полномочий на рассмотрение дела об административном правонарушении и привлечение к ответственности судом признается несостоятельным, поскольку правовой статус комиссии установлен Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях, Законом Хабаровского края от 24.09.2008 № 207 «Об административных комиссиях в Хабаровском крае», постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2008 № 242-пр «О создании административных комиссий городских округов и муниципальных районов Хабаровского края», а также распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.02.2009 № 69-рп «Об утверждении составов административных комиссий городских округов и муниципальных районов Хабаровского края».
Вместе с тем оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенной меры наказания по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1,3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 3.11. КоАП Хабаровского края предусматривает ответственность юридических лиц в виде наложения на юридических лиц штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению, на предприятие наложен административный штраф в размере 15000 рублей, при этом в качестве отягчающего обстоятельства указано – не устранение нарушения.
Однако это не может учитываться в качестве отягчающего обстоятельства, поскольку данные действия составляют объективную сторону вменяемого предприятию правонарушения.
Также, в обоснование правомерности наложения административного штрафа административным органом представлены постановления от 30.05.2008 № 1703 и от 27.06.2008 № 2050 о привлечении предприятия к ответственности по части 1 статьи 4.6. КоАП Хабаровского края, свидетельствующие, по мнению административной комиссии, о повторности совершения однородного правонарушения как отягчающего обстоятельства.
Суд считает, что указанные акты не могли учитываться при назначении наказания в качестве обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Так, согласно КоАП Хабаровского края, предусмотренное статьей 3.11. правонарушение имеет объект посягательства «институты государственной власти, а также в сфере местного самоуправления», в то время как объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.6. Кодекса, является «сфера благоустройства и эксплуатации жилищного фонда».
Применяемая за административное правонарушении санкция должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным признать незаконным и изменить постановление административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 27.03.2009 № 01/49 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей, снизив размер штрафа до 5000 рублей в силу следующего.
Судом по материалам административного производства не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность предприятия.
Вместе с тем судом учтен характер вменяемого правонарушения, в частности, частичное устранение выявленных в ходе проверки нарушений (принятие мер по исполнению предписания).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление № 745 при Федеральном агентстве специального строительства» удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 27.03.2009 № 01/49, вынесенное в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление № 745 при Федеральном агентстве специального строительства» о привлечении к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края, признать незаконным и изменить в части размера штрафа, превышающего 10000 рублей, установленного судом.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина