Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-448/2009
«09» февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2009. Полный текст решения изготовлен 09.02.2009.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе
судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Зараменских,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Администрации гор. Хабаровска в лице Управления административно-технического контроля
об оспаривании постановления от 03.11.2008 судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району гор. Хабаровска и обязании возбудить исполнительное производство
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, потребительский ипотечный кооператив «Строим вместе - жилье в рассрочку»
При участии в судебном заседании:
от кооператива – Чистякова С.Н., действующего по доверенности от 25.06.2007 № 27-01/024269.
Судебный пристав-исполнитель Прядко Т.А. к участию в деле допущена не была по причине отсутствия доверенности.
Администрация гор. Хабаровска, Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте настоящего судебного заседания уведомлены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Администрацией гор. Хабаровска заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
установил: Администрация гор. Хабаровска в лице Управления административно-технического контроля обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление от 03.11.2008 судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району гор. Хабаровска об отказе в возбуждении исполнительного производства по постановлению от 05.09.2008 № 2996 о назначении административного наказания в виде штрафа, выданному Административной комиссией администрации гор. Хабаровска, и обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство по постановлению 05.09.2008 № 2996 о назначении административного наказания в виде штрафа, выданному Административной комиссией администрации гор. Хабаровска.
Представитель потребительского ипотечного кооператива «Строим вместе - жилье в рассрочку» с заявленными требованиями не согласился. Считает постановление судебным приставом-исполнителем законным и обоснованным. Также пояснил, что на сегодняшний день административный штраф, наложенный постановлением от 05.09.2008 № 2996, оплачен. В подтверждение представлено платежное поручение от 27.01.2009 № 66.
Судом по материалам дела установлено следующее.
05.09.2008 Административной комиссией администрации г. Хабаровска по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении потребительского ипотечного кооператива «Строим вместе - жилье в рассрочку» вынесено постановление № 2996 о назначении административного наказания в виде штрафа.
Указанное постановление направлено для принудительного исполнения в адрес Отдела судебных приставов по Кировскому району гор. Хабаровска.
Постановлением от 03.11.2008 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Постановление мотивировано тем, что постановление Административной комиссии администрации гор. Хабаровска не является исполнительным документом, поскольку комиссия не является органом, наделенным полномочиями по применению законодательства об административных правонарушениях.
Несогласие Администрации гор. Хабаровска с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в суд.
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Виды исполнительных документов указаны в статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в том числе, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исполнительный документ - это документ, содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия, выдаваемый в предусмотренном законом порядке уполномоченным органом (лицом) и подлежащий принудительному исполнению. При поступлении документа на принудительное исполнение и решении вопроса о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель обязан выяснить, является ли документ исполнительным, в том числе, определить наличие у предъявившего к исполнению органа полномочий по применению законодательства об административных правонарушениях.
Как установлено судом по материалам дела, согласно постановлению от 05.09.2008 № 2996, потребительский ипотечный кооператив «Строим вместе - жилье в рассрочку» привлечен Административной комиссией администрации гор. Хабаровска к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Полномочия Городской административной комиссии при администрации г. Хабаровска регламентированы Положением о городской административной комиссии, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска от 28.03.2003 № 441 «О создании городских административных комиссий при Администрации г. Хабаровска».
В силу пункта 1.1. указанного Положения, административная комиссия администрации города является коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Хабаровского края.
Указанное постановление Мэра города Хабаровска принято в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.12.2002 № 87 «Об административных комиссиях при исполнительных органах местного самоуправления», утратившим силу в связи принятием Закона Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях» (далее – Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328).
Законом Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 законодатель Хабаровского края уполномочил органы местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Хабаровского края об административной ответственности, кроме того, наделил их правом по созданию административных комиссий в соответствии с положением об административной комиссии, утверждаемым актом главы муниципального образования, и таким образом, создаваемых в соответствии с актом муниципального образования.
Решением Хабаровского краевого суда от 26.02.2008 по делу № 3-35/08 Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях» признан недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда как принятый с превышением полномочий Хабаровского края, противоречащим федеральному законодательству.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2008 № 25-Г08-6 вышеуказанное решение оставлено в силе.
При принятии указанных судебных актов, суды исходили из того, что согласно статьям 22.1., 22.2., 28.3. КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создание административных комиссий и иных коллегиальных органов для рассмотрения таких дел. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренное пунктом 7 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочие по созданию, деятельности административных комиссий и привлечению к административной ответственности является делегированным субъектам Российской Федерации федеральным полномочием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, наделяющих субъекты Российской Федерации правом передавать вопрос создания и формирования административных комиссий органам местного самоуправления. То есть субъект по своему усмотрению не вправе расширять круг полномочий органов местного самоуправления, предоставив им право самостоятельно решать вопросы, связанные с организацией и содержанием административных комиссии, являющейся субъектом административной юрисдикции.
В силу частей 2,3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Изложенное позволяет сделать вывод, что судебным приставом-исполнителем при решении вопроса о принятии постановления от 05.09.2008 № 2996 к принудительному исполнению правильно был сделан вывод, что оно вынесено Административной комиссией администрации гор. Хабаровска с превышением полномочий, установленных административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в связи с чем постановление не отвечает признакам исполнительного документа в смысле статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства правомерен.
Судом признается несостоятельной ссылка заявителя на то, что постановление административной комиссии не было оспорено должником и вступило в законную силу.
Данный факт не имеет правового значения, поскольку законная сила акта – это обеспеченная законом обязательность его действия. Однако в силу установленных судом обстоятельств постановления административной комиссии нельзя признать обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, соответственно они не могут подлежать исполнению, поскольку у указанного органа отсутствует законодательно установленный правовой статус.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не были выявлены факты, свидетельствующие о нарушении судебным приставом-исполнителем действующего законодательства. При вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель выполнил требования статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», тем самым им в своей деятельности не было допущено ущемление законных прав и интересов заявителя, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку им пропущен срок на обжалование оспариваемого постановления.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В свою очередь, в соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Статьей 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Поскольку Администрации гор. Хабаровска об оспариваемом постановлении судебного пристава-исполнителя от 03.11.2008 стало известно 17.11.2008, что следует из проставленного на нем входящего штампа за № 1529, а жалоба на постановление направлена в арбитражный суд согласно штемпелю на конверте только 16.01.2009, то есть по истечении десятидневного срока, установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ходатайство о восстановлении срока на обжалование отсутствует, заявленные требования не подлежат удовлетворению и по указанному основанию.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Администрации гор. Хабаровска в лице Управления административно-технического контроля о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2008 судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району гор. Хабаровска об отказе в возбуждении исполнительного производства по постановлению от 05.09.2008 № 2996 о назначении административного наказания в виде штрафа, выданному Административной комиссией администрации гор. Хабаровска и обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство по постановлению 05.09.2008 № 2996 о назначении административного наказания в виде штрафа, выданному Административной комиссией администрации гор. Хабаровска, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина