ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4626/17 от 29.05.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4626/2017

30 мая 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 29.05.2017. В полном объеме решение вынесено 30.05.2017.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А

с участием секретаря судебного заседания Карапиря М.С., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Престиж-Интернет»

к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заседании приняли участие:

от административного органа – не явились

от ООО «Престиж-Интернет» - ФИО1 – представитель по доверенности от 27.07.2016 № 248

Суд установил: Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Престиж-Интернет» (далее – ООО «Престиж-Интернет», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель общества в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ООО «Престиж-Интернет» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии № 126892, выданной Роскомнадзора 30.06.2015(далее - лицензия).

В целях оказания услуг связи оператор связи ООО «Престиж-Интернет» в соответствии с условиями лицензии и п. 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2007 № 87, обеспечивает предоставление:

а) доступ к сети связи лицензиата;

б) доступ к информационным системам информационно-

телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) прием и передачу телематических электронных сообщений.

В Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление) поступила информация от филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Дальневосточном федеральном округе от 06.03.2017 № 02-00-0804/668 о неосуществлении ООО «Престиж-Интернет» ограничения доступа к ресурсам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Мониторинг проводился 05.03.2017 с применением автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (АС «Ревизор»).

По результатам мониторинга доступа к запрещенной информации, включенной в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», было установлено, что ООО «Престиж-Интернет» не блокирует доступ к следующим запрещенным ресурсам информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»:

- https://voronej.sexros.net (категория запрещенной информации – прочее).

Установив в действиях ООО «Престиж-Интернет» нарушение требований п. 5 ст. 46 ФЗ «О связи», п.п. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, 04.04.2017 специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) и разрешительной работы Управления Роскомнадзора по ДФО ФИО2 в отношении ООО «Престиж-Интернет» составлен протокол об административном правонарушении № АП-27/04/795 по признакам административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено уведомлением от 14.03.2017 № 4157-04/27, полученным обществом по юридическому адресу 22.03.2017, что подтверждается информацией с сайта Почты России в сети Интернет, карточкой почтового уведомления.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). За данное правонарушение для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

В соответствии со статьей 29 ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно пункту 5 статьи 46 ФЗ «О связи» - оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.

В соответствии с п.п. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 - оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 утвержден «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», в соответствии с п. 4, 5 раздела XVI которого ООО «Престиж-Интернет» обязано обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений;

г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;

д) оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

Пунктом 7 статьи 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что в течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений об информационном ресурсе, содержащем объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые используются без разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом. В случае, отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу.

Пунктом 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации.

Исходя из положений приведенных правовых норм, оператор связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.

При этом возможность отследить и ограничить доступ к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, ООО «Престиж-Интернет» допустило нарушение названных выше норм – не осуществлено блокирование доступа к следующим запрещенным ресурсам информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»:

- https://voronej.sexros.net (категория запрещенной информации – прочее).

Данный факт зафиксирован в акте мониторинга от 06.03.2017 № 27/145

Согласно протоколу мониторинга от 06.03.2017 № 27/137, доступ к указанным запрещенным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имел место 05.03.2017 в 12:51:36.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ООО «Престиж-Интернет» события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, обществом не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО «Престиж-Интернет» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от предприятия мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией. При этом у общества имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований, чем причинен вред установленному порядку осуществления лицензируемого вида деятельности.

Доводы общества по вопросу ограничения доступа к сайтам сети «Интернет» по доменному имени, либо по сетевому адресу, суд не принимает по следующим основаниям.

Нормативными правовыми актами не установлены требования по ограничению доступа к Интернет-ресурсам, содержащим запрещенную и (или) противоправную информацию, по доменному имени, либо по сетевому адресу.

Согласно пункту 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

Оператор связи обязан ограничить доступ как к доменному имени, так и к сетевым адресам, включенным в реестр.

На момент проведения мониторинга доступ к сайтам, информация о которых включена в реестр, не был заблокирован.

Таким образом, по результатам рассмотрения информации, полученной от филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Дальневосточном федеральном округе, установлено, что оператор связи – ООО «Престиж-Интернет» не осуществлял ограничение доступа к информации в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», чем нарушил пункт 5 условий осуществления деятельности в соответствии лицензии № 126892.

Мониторинг проведен филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Дальневосточном федеральном округе в сети связи ООО «Престиж-Интернет» с использованием сертифицированного средства связи АС «Ревизор» (Сертификат соответствия ОС-1-СУ-0496, срок действия: с 05.10.2016 по 05.10.2019).

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2017 по делу № А40-229991/16-72-1957 (вступило в законную силу 26.01.2017) ООО «Престиж-Интернет» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из содержания решения, общество привлечено к ответственности за однородное правонарушение – не осуществление ограничения доступа к запрещенным сайтам в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

На момент совершения правонарушения, рассматриваемого в настоящем деле (05.03.2017), общество считалось подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1статьи 4.3 КоАП РФ является отягчающим ответственность обстоятельством и исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.

С учетом требований статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, суд считает необходимым применить к ООО «Престиж-Интернет» меру ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц – 30 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу)

Лицевой счет <***>

ИНН <***>

КПП 272101001

Банк – Отделение Хабаровск г. Хабаровск

БИК 040813001

Счет 40101810300000010001

ОКТМО 0870100КБК 09611690040046000140

УИН 09600000000004947145.

Назначение платежа: административный штраф (указать номер и дату решения суда).

Не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу представить в суд документы, подтверждающие уплату штрафа.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Престиж-Интернет» (зарегистрировано 31.10.2008 Межрайонной ИФНС № 6 по г. Москве за ОГРН <***>, ИНН <***>, место регистрации: 127083, <...>) привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова