АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4644/2012
04 июня 2012 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Вип Тур» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь общество с ограниченной ответственностью «Вип Тур» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Вип Тур» (далее – ООО «Вип Тур», Общество), расположенное по адресу: <...>, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1092721001493, ИНН <***>, и на основании лицензии от 13.11.2010 г. № АСС-27-034926, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора, сроком действия до 13.11.2015г., осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ была проведена проверка работы автотранспорта, принадлежащего ООО «Вип Тур», по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.
В ходе проверки установлено, что в период с 04.02.2012г. по 12.03.2012г. Обществом при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автобусами, не организован перевозочный процесс по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров, в частности, Общество осуществляло перевозку пассажиров по ледовой переправе через реку Уссури в районе ПП «Покровка» на территорию сопредельного государства КНР в г.Жаохэ, в то время как перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена. Кроме того, выявлены факты нарушения заполнения путевых листов, а именно:
- 04.02.2012г. водитель ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 28 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом марки HYUNDAIAEROTAUN, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу №93/49 от 03-04.02.2012г.;
- 03.03.2012г. водитель ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 31 человека через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом марки HYUNDAIAEROTAUN, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу №119/82 от 02-03.03.2012г.;
- 05.03.2012г. водитель ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 43 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из РФ в КНР по ледовой переправеавтобусом марки KIAGRANBIRD, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу №220/84 от 05-06.03.2012г, выданному предприятием ООО «ВИП ТУР», кроме того в вышеуказанном путевом листе отсутствуют показания спидометра (одометра);
- 06.03.2012г. водитель ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 43 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом марки KIAGRANBIRD, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу №220/86 от 05-06.03.2012г.;
- 09.03.2012г.водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 34 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из РФ в КНР по ледовой переправеавтобусом марки KIAGRANBIRD, государственный регистрационный номер Х090ТК 27, по путевому листу №223/87 от 09-11.03.2012г.;
- 10.03.2012г.водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 34 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом марки KIAGRANBIRD государственный регистрационный номер Х090ТК 27, по путевому листу №223/81 от 09-11 марта 2012г.;
- 12.03.2012г.водитель ФИО4 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 26 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из РФ в КНР по ледовой переправеавтобусом марки АЗИЯ КОСМОС, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу №225/88 от 12-13.03.2012г.,
- 12.03.2012г.водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 38 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом марки KIAGRANBIRD, государственный регистрационный номер Х090ТК 27, по путевому листу №224/89 от 12-14.03.2012г.
Усмотрев в действиях ООО «Вип Тур» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора известило Общество уведомлением от 15.03.2012 № 3.4/1188 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (05.04.2012 с 14.00 до 17.00 по адресу: <...>, каб. № 2а «Административная практика»). Уведомление вручено по месту нахождения Общества 22.03.2012г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
05.04.2012г. старшим государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО5 в отношении ООО «Вип Тур», в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол № 004077/292 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. №99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (действовавшего на период совершения правонарушения), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение).
Пунктом 1.3 данного Положения установлено, что его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.
В силу пункта 4.14 Положения перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена.
Согласно определению, данному в пункте 1.3. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», принятых приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26 августа 1998 г. № 228 (далее – Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98), ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
Согласно пункту 8.7.1. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98, запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
Пунктом 2.3.3 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28, установлены правила движения по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы.
Согласно пункту 2.3.3.1. вышеуказанных Правил, организация движения по ледовым переправам и зимним автомобильным дорогам (автозимникам) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Пунктом 2.3.3.3. Правил, установлен запрет на проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
Как установлено административным органом в ходе проверки и следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных нормоположений ООО «Вип Тур» осуществляло перевозку пассажиров через ледовую переправу, через реку Уссури в районе ПП «Покровка» на территорию сопредельного государства КНР в г.Жаохэ, при том, что перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается.
Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее – Обязательные реквизиты), которые применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункт 9 Порядка).
Согласно подпункту 4 пункта 3 Обязательных реквизитов путевой лист должен содержать такой обязательный реквизит, как сведения о транспортном средстве.
Подпунктом 3 пункта 6 Обязательных реквизитов установлено, что сведения о транспортном средстве включают: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
В соответствии с пунктом 13 Обязательных реквизитов, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Как следует из материалов дела, требования по заполнению путевых листов Обществом не соблюдены. В частности, в путевом листе № 220/84 от 05-06.03.2012 отсутствуют показания спидометра (одометра).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Вип Тур» допущены нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обстоятельства административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 004077/292 от 05.04.2012, разрешениями международной автомобильной перевозки КНР № 0001657, № 0001797, №0001825, № 0001828, № 0001848, № 0001847, путевыми листами № 93/49 от 03-04.02.2012г., № 119/82 от 02-03.03.2012, № 220/84 от 05-06.03.2012г., № 220/86 от 05-06.03.2012г., № 223/81 от 09-11.03.2012 г., № 223/87 от 09-11.03.2012г., № 225/818 от 12-13.03.2012г., № 224/89 от 12-14.03.2012 г., лицензией АСС-27-034926 от 13.11.2010г.
Вина Общества выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности Общество обязано неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, в отношении зафиксированных в протоколе об административном правонарушении нарушений, допущенных 04.02.2012 и 03.05.2012, трехмесячный срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения юридического лица к ответственности, истек.
Следовательно, на момент вынесения настоящего решения правомерным является привлечение Общества к административной ответственности только за факты совершения нарушений 05.03.2012г., 06.03.2012 г., 09.03.2012 г., 10.03.2012г. и 12.03.2012г.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Общества, судом по материалам дела не установлено, однако, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, учитывая, что допущенные Обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, суд не усматривает оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения ООО «Вип Тур» к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Вип Тур», расположенное по адресу: 680000 <...> Ю Чена, 63 офис 3, зарегистрированное 19.05.2009 г. Инспекций федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1092721001493, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак