Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело №А73-4645/2008-74АП
30 июня 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Зараменских,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Отдела государственного пожарного надзора по Советско-Гаванскому району ГПН МЧС России по Хабаровскому краю
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ванино-Тайрику» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа – не явился;
от лица, привлекаемого к административной ответственности – адвокат Красюк Е.В., ордер от 30.06.2008 № 15
Сущность дела: Отдел государственного пожарного надзора по Советско-Гаванскому району ГПН МЧС России по Хабаровскому краю обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ванино-Тайрику» (далее – ООО «Ванино-Тайрику», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Административный орган явку в суд своего представителя не обеспечил, о времени и месте настоящего судебного заседания последний уведомлен в порядке статьи 123 АПК РФ.
Явившаяся в заседание суда представитель Общества, с заявленным требованием не согласилась. Считает, что оснований для привлечения к ответственности не имеется, поскольку на момент проверки и составления протокола подпункт 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.02.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действовал в редакции, в соответствии с которой лицензированию подлежала деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. На сегодняшний день обязанность лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта отсутствует, Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов не разработано и не утверждено соответствующим органом, не определено, что относится к взрывопожароопасным производственным объектам, не установлен орган, уполномоченный на выдачу лицензий.
Судом по материалам дела установлено следующее.
16.04.2008 на основании распоряжения № 36 главным инспектором по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 в целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности была проведена внеплановая проверка территории, площадью 40786,23 кв.м., на которой расположены: административно-бытовой корпус, лесопильный завод, сушильные камеры, автомобильные боксы, склады круглого леса, пиломатериалов, щепы и опилок, отопительная котельная. Указанные объекты находятся по адресу: ул. Лазо, 8 в гор. Советская Гавань и принадлежат ООО «Ванино-Тайрику».
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Обществом эксплуатируется пожароопасный объект без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного объекта.
По данному факту 16.04.2008 вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО «Ванино-Тайрику» в присутствии генерального директора Тадаси Ёсигуцу составлен протокол № 54 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган с соответствующим заявлением и материалами проверки обратился в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителя Общества, дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В части 2 статьи 14.1. КоАП установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 данного Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подпункт "в" пункта 1 приложения к названному Закону).
Согласно справочнику «Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» (под редакцией ФИО2, А.Л. Корольченко; далее - Справочник) древесина (буковая, грушевая, орешник, дубовая, еловая, сосновая и т.д.), а также древесная пыль являются горючим материалом, склонным к самовозгоранию, то есть пожароопасными материалами.
Данные, указанные в Справочнике в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТом 12.1.044-84(89) «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» и ГОСТом 12.3.047-98 «Пожароопасная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», подлежат применению при определении пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов.
В соответствии с Нормами пожарной безопасности НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывоопасной и пожарной безопасности», утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 314, помещения, где находятся горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б, относятся к категориям В1 - В4, являются пожароопасными.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен 16.04.2008 в отношении ООО «Ванино-Тайрику» по факту эксплуатации пожароопасного производственного объекта в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Действительно, подпункт 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции от 06.12.2007, устанавливал обязанность получения лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Однако, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ) подпункт 29 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2007 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона № 258-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 258-ФЗ прекращено лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов и введено лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ, лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона № 258-ФЗ, в частности с 13.02.2008, и на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении (16.04.2008) деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта, осуществляемая Обществом, лицензированию не подлежала.
Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом .
Согласно части 2 статьи 1.7. КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения .
При отсутствии события административного правонарушения, в соответствии со статьей 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о недостаточности данных, указывающих на наличие в действиях ООО «Ванино-Тайрику» признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах основания для привлечения ООО «Ванино-Тайрику» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Отделу государственного пожарного надзора по Советско-Гаванскому району УГПН МЧС России по Хабаровскому краю о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ванино-Тайрику» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина