ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4776/16 от 11.05.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4776/2016

11 мая 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Кулешова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Головиной Н.В., рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к   индивидуальному предпринимателю ФИО1

о  привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от административного органа: не явились (извещены надлежащим образом в соответствии ч. 1 ст. 123 АПК РФ)

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явились (извещены надлежащим образом в соответствии ч.1 ст. 123 АПК РФ)

СУД УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением от 07.04.2016 №3.4/1242 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Административный орган, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Индивидуальный предприниматель, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Поскольку стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, суд считает, что индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска 31.05.2006 за основным государственным регистрационным номером 304272320200063.

Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-035070, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора 14.04.2014.

В ходе проверки автотранспорта, проведённой 18.03.2016 главными государственными инспекторами Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО2, ФИО3 и государственным инспектором ФИО4 на основании задания от 21.12.2015 №07-533, установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства от 18.03.2016 №113.

07.04.2016 государственным инспектором ФИО4 на основании статьи 28.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя  ФИО1 и с ее участием, составлен протокол об административном правонарушении серии 27 №008255/95 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,  из которого следует, что индивидуальный предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как имеет место повторное нарушение в течение года.

Так 18.03.2016 в 15 часов 33 минуты в г. Хабаровске в районе дома №28, расположенного на улице Вологодской, водитель ФИО5 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №30 на автобусе DAEWOO BS-106, государственный регистрационный номер <***>, принадлежащем ИП ФИО1, с неисправностью, при которой запрещена эксплуатация транспортного средства, а именно с неисправным спидометром (одометром), что подтверждается показаниями на спидометре и в путевом листе.

Кроме того, в путевом листе показания одометра не заверены уполномоченным лицом.

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласилась.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно подпунктам «г», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании) лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона эксплуатация транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, запрещается.

Из пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации) следует, что запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению). При этом пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

В силу пункта 25 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров) для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.

Из пункта 7.4. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации) следует, что запрещается эксплуатация транспортных средств, в случае если не работает спидометр.

Статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из подпункта 4 пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 (далее – Обязательные реквизиты) следует, что обязательными реквизитами, которые должен содержать путевой лист, являются сведения о транспортном средстве.

Сведения о транспортном средстве кроме прочего включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) (подпункт 3 пункта 6 Обязательных реквизитов).

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13 Обязательных реквизитов).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 допустила 18.03.2016 перевозку пассажиров в городском сообщении автобусом с неисправным спидометром (одометром) и нарушением порядка оформления путевого листа.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Факт административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении серии 27 от 07.04.2016 №008255/95; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства от 18.03.2016 №113; путевым листом от 18.03.2016 №3384; свидетельством о регистрации транспортного средства 27 УН 400020; фотоматериалами; решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-2616/2015 от 28.04.2015 и не оспаривается самим предпринимателем.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федерального закона от 29.01.2015 №408-ФЗ).

Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьёй 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.

Таким образом, административный орган правомерно расценил действия индивидуального предпринимателя ФИО1 как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ее к административной ответственности.

При назначении административного наказания судом учтено, что обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание предпринимателем факта административного правонарушения. Привлечение предпринимателя решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.04.2016 по делу №А73-2616/2015 к административной ответственности за однородное правонарушение является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Вместе с тем, судом учтено, что административное правонарушение - неисправный спидометр (одометр) является значимым, поскольку свидетельствует об отсутствии гарантий безопасности для пассажиров. С учётом данных обстоятельств суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКТМО 08701000001, счёт №40101810300000010001 в Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – штрафы, уплачиваемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск», накладываемые по ч. 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ Арбитражным судом Хабаровского края, районными судами, мировыми судьями по протоколам, составленным должностными лицами Дальневосточного межрегионального УГАДН.

Руководствуясь статьями 167-170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Хабаровск, проживающую: 680572, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Осиновая речка, ул. Чехова, д. 14, зарегистрированную Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска 31.05.2006 за основным государственным регистрационным номером 304272320200063, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 4600 (четырех тысяч шестисот) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.В. Кулешов