ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4886/13 от 10.06.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4886/2013

13 июня 2013 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 10.06.2013.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края

к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

третье лицо – Краевое государственное унитарное предприятие «Комсомольская – на - Амуре межрайонная типография»

о признании недействительным постановления администрации г. Комсомольска - на- Амуре от 26.11.2012 года №3816-па «Об утверждении схем расположения участков на кадастровом плане территории» и обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492

при участии:

от Министерства – представители: ФИО1 по дов. от 24.04.2013 № 1-11-5128, ФИО2 по дов. от 03.06.2013 № 1-11-6828

от Администрации – не явился

от ФГБУ «ФКП Росреестра» - представитель ФИО3 по дов. от 01.04.2013 № 2.4.-10/61-13

от КГУП «КМТ» - представитель ФИО1 по дов. от 11.10.2011

установил:   Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее Министерство и заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее Администрация) о признании недействительным постановления от 26.11.2012 № 3816-па «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории», и с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Кадастровая палата) об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания исключить из государственного кадастра недвижимости запись о земельных участках с кадастровыми номерами: 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492.

Заявителем представлены пояснения о том, что пропуска трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. 24 АПК РФ не допущено, поскольку о наличии постановления Администрации от 26.11.2012 № 3816-па Министерство узнало из письма от КГУП «КМТ», поступившего в его адрес 18.04.2013 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено - Краевое государственное унитарное предприятие «Комсомольская – на - Амуре межрайонная типография» (далее - Учреждение и Типография).

Требования Министерства обоснованы доводами о нарушении Администрацией положений ст. 209 ГК РФ, п.2 ст. 10, п.1 ст. 11.2, п.1 ст. 11.3, ст. 29 ЗК РФ, согласно которым распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности может осуществляться только уполномоченными на это органами государственной власти субъекта РФ, а не органами местного самоуправления.

Требования Министерства к Кадастровой палате согласно заявлению обоснованны необходимостью восстановления нарушенных прав заявителя по распоряжению земельным участком.

Администрация, извещенная надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания явку представителя не обеспечила, отзыв по требованиям не представила.

Кадастровая палата в отзыве и её представитель в предварительном судебном заседании требования заявителя просила отклонить как необоснованные, указывая на отсутствие полномочий по проведению правовой экспертизы представленных документов; отсутствие оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении кадастрового учета; отсутствие оснований для возложения обязанностей по восстановлению прав заявителя без заявления им требований о незаконности действий регистрирующего органа.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле и в отсутствие возражений со стороны Администрации, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в первой инстанции в отсутствие представителей Администрации по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Представителями Министерства требования к Администрации поддержаны в полном объеме и заявлено об отказе от требований к Кадастровой палате.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Согласно ч.2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (ч.5).

Рассмотрев заявление Министерства об отказе от требований к Кадастровой палате, проверив полномочия представителей, суд полагает его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ производство по делу в части требований Министерства к Кадастровой палате подлежит прекращению.

Судом   установлены следующие обстоятельства:

Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 03.12.2012 в собственности Хабаровского края находится земельный участок с кадастровым номером 27:22:0030604:1, категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: занимаемый зданием типографии, общей площадью 7 741 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

На названном земельном участке согласно свидетельствам о государственной регистрации прав расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Хабаровскому краю, на праве хозяйственного ведения Типографии: забор, протяженностью 177,10 п.м. лит.1, здание типографии лит. А, здание типография склад лит. Б, склад литер Е, склад для хранения бумаги лит. Ж, склад для хранения бумаги лит.Д, склад для хранения материалов лит. И.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 25.02.2013, полученной Типографией, последней стало известно о том, что из земельного участка с кадастровым номером 27:22:0030604:1 образованы четыре земельным участка с кадастровыми номерами: 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492.

 Типография обратилась в Кадастровую палату с заявлением от 03.04.2013 о выдаче межевого плана на вновь образованные участки.

 10. 04.2013 Типографии из полученного по запросу межевого плана стало известно о постановлении Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 26.12.2012 № 3816-па «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане» территории.

Письмом от 15.04.2013 № 90 Типография сообщила Министерству о названном постановлении с просьбой выдать доверенность от собственника недвижимого имущества в целях обжалования ненормативного правового акта в арбитражный суд.

Согласно постановлению от 26.11.2012 Администрация постановила:

«1. утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 27:22:0030604 из земель населенных пунктов, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 27:220030604:1, в том числе:

1.1. земельного участка общего пользования, занимаемого сквером, расположенного в <...>, согласно приложению № 1.

1.2. земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий промышленности – типографии (литер А), здания типографии склада (литер Б), склада (литер Е), расположенного в <...>, согласно приложению № 2.

1.3. земельного участка, предназначенного для размещения зданий материально-технического снабжения – склада для хранения бумаги (литер Д), расположенного в <...>, согласно приложению № 3.

1.4. земельного участка, предназначенного для размещения зданий материально-технического снабжения – склада для хранения бумаги (литер Ж), расположенного в <...>, согласно приложению № 4.»

Согласно пункту 2 постановления № 3816-па контроль за его выполнением возложен на заместителя главы Администрации.

08.05.2013 Министерство имущественных отношений по Хабаровскому краю, полагая нарушенными свои права по распоряжению земельным участком, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Выслушав   представителей лиц участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4).

Оспариваемое постановление № 3816-па было принято Администрацией 26.11.2012.

Как следует из пояснений представителей и представленных документов Министерство узнало о названном постановлении из письма Типографии от 15.04.2013, поступившего в адрес Министерства согласно штампу входящий 18.04.2013.

Доказательств в опровержение данного довода Администрацией не представлено (например, сведений об опубликовании постановления в средствах массовой информации, ином доведении до Министерства этого постановления).

 Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ 08.05.2013. При таких обстоятельствах, суд признает, что срок на обращение заявителем не пропущен, требования подлежат рассмотрению по существу.

 Согласно пп.9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, и согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ч.1 ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.3. ЗК РФ определено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Как следует из вышеприведенных положений действующего законодательства распоряжение земельными участками, в том числе, путем раздела земельных участков возможно только по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции, т.е. в отношении земельных участков, находящихся соответственно или в государственной или в муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 27:22:0030604:1 зарегистрирован в ЕГРП на праве собственности за субъектом Российской Федерации – Хабаровским краем.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2008 № 100-пр (в редакции действующей в период принятия оспариваемого постановления), Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере управления, распоряжения и приватизации краевого государственного имущества, краевого государственного имущества, обеспечивающим регулирование в области имущественных и земельных отношений, координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти по вопросам управления краевой государственной собственностью.

Поскольку материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 27:22:0030604:1 является собственностью Хабаровского края, следовательно, только на основании распорядительного акта специально уполномоченного органа – Министерства возможно осуществление тех или иных распорядительных действий в отношении данного участка.

В связи с изложенным суд, приходит к выводу, что оспариваемое постановление Администрации № 3816-па 26.11.2012 принято органом местного самоуправления с превышением полномочий, не соответствует действующему законодательству и нарушает права Министерства как уполномоченного органа на распоряжение принадлежащим и зарегистрированным в установленном порядке за субъектом РФ недвижимым имуществом.

На основании изложенного требования Министерства подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление Администрации от 26.11.2012 № 3816-па признанию недействительным.

Рассматривая вопрос о применении восстановительной меры в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд исходит из следующего.

В силу ч. 4 ст. 24 Закона № 221-ФЗ сведения о земельных участках кадастровыми номерами 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером 27:22:0030604:1 носят временный характер.

Раздел земельного участка с кадастровым номером 27:22:0030604:1 и образование из него земельных участков с кадастровыми номерами 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492 осуществлено по заявлению Администрации, на основании признанного незаконным постановления № 3816-па и изготовленного межевого плана.

Поэтому в качестве восстановительной меры суд считает необходимым возложить на Администрацию города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края обязанность по обращению в орган кадастрового учета объектов недвижимости с заявлением об аннулировании и исключении из кадастрового учета сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492.

Руководствуясь статьями 29, 150, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Министерства имущественных отношений Хабаровского края к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края удовлетворить.

Признать недействительным постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26.11.2012 № 3816-па «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории».

Обязать Администрацию города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края обратиться с заявлением в порядке, установленном ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492.

Принять отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края от требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 27:22:0030604:489; 27:22:0030604:490; 27:22:0030604:491; 27:22:0030604:492.

Производство по делу в данной части – прекратить.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая