Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4914/2014
11 июня 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис»
об оспаривании постановления Административной комиссии № 7 городского округа «Город Хабаровск» от 07.04.2014 № 07/131 о назначении административного наказания
Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее – заявитель, Общество, ООО «Бруслит Сервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 7 городского округа «Город Хабаровск» (далее – административный орган) от 07.04.2014 № 07/131 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.
Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска – ведущим специалистом ФИО1 при обследовании территорий городского округа город Хабаровск 14.03.2014 года был выявлен факт не убранной территории от снега и снежного наката по адресу: <...>.
Факт нарушения отражен в протоколе осмотра № 11.4-3/194, зафиксирован фотосъемкой.
Уведомлением от 18.03.2014 г. ООО «Бруслит Сервис» было предложено обеспечить явку законного представителя Общества 20.03.2014 г. в 09-40 для выезда по адресу: <...> для составления протокола осмотра территории и протокола об административном правонарушении (в случае установления факта административного правонарушения). Указанное уведомление вручено Обществу 18.03.2014 г. вх. 1-4/1025с, что подтверждается оттиском входящего штампа.
20.03.2014 г. указанным должностным лицом в присутствии представителя Общества по доверенности от 19.03.2014 года ФИО2, а также двух понятых произведен осмотр территории по адресу: <...>.
В ходе осмотра установлено, что территория, прилегающая к жилому дому по ул. Некрасова 54 в г. Хабаровске не очищена от снега и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. На момент проверки дворник отсутствовал.
Факт данного нарушения отражен в акте осмотра территории от 20.03.2014 г. № 11.4-3/200, зафиксирован фотосъемкой.
20.03.2014 г. ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска ФИО1 в присутствии представителя Общества по доверенности от 19.03.2014 года ФИО2, при надлежащем извещении, составлен в отношении ООО «Бруслит-Сервис» протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Указанный протокол содержал информацию о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится в Административную комиссию № 7 городской округ «Город Хабаровск» 07.04.2014 г. в 10-00. Протокол вручен Обществу 21.03.2014 г. вх. 1-4/11010, что подтверждается оттиском входящего штампа.
Материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Административную комиссию № 7 городской округ «Город Хабаровск».
Определением Административной комиссии № 7 городской округ «Город Хабаровск» рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 07.04.2014 г. с 09 до 11-00 г. Указанное определение направлено по Обществу посредством факсимильной связи о получено 04.04.2014 г. вх. 1-4-1332с, согласно отметке на копии определения, а также факсимильном подтверждении отправки.
07.04.2014 г. Административной комиссией № 7 городской округ «Город Хабаровск» по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отсутствии представителей Общества, при надлежащем уведомлении, вынесено постановление № 07/131 от о назначении ООО «Бруслит-Сервис» административного наказания в виде штрафа в размере 20.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее - Правила), которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Правил настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск.
В силу подпункта 14 пункта 6 Правил, прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц;
Согласно подпункту 17 пункта 6 Правил, содержание территории - комплекс работ по ремонту, реконструкции, уборке автомобильных дорог местного значения, отмосток, тротуаров, дворовых и межквартальных проездов, озелененных территорий, подпорных стенок, парковок (парковочных мест), внутриквартальной и придомовой ливневой канализации и дренажа, других элементов благоустройства, отвечающий строительным, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий текущий и капитальный ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда, помывку дорожных покрытий, тротуаров, мониторинг, уход за газонами и другими зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами, установку урн, контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов, устройство, промывку и расчистку кюветов, лотков для обеспечения оттока воды от гаражных кооперативов, приусадебных участков домовладений с укладкой и регулярной очисткой водопропускных труб в местах пересечения с подъездными дорогами и проездами, предотвращение выноса грязи на улицы города транспортными средствами с территорий производства работ, грунтовых дорог и иных объектов, предотвращение загрязнения территории города жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке.
В силу пункта 7 Правил, физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающим строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
Согласно пункту 9 Правил, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах: до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы; до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями; до береговой линии водоемов.
Пунктом 9.1 Правил установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с п. 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 10 Правил, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.
Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов.
Работы по очистке тротуаров, пешеходных дорожек и укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее 6 ч. с момента окончания снегопада.
Работы по очистке придомовой территории с твердым покрытием многоквартирного дома, за исключением очистки тротуаров, пешеходных дорожек, должны быть закончены с укладкой снега в валы и кучи не позднее 12 ч. с момента окончания снегопада.
Из материалов дела следует, что на территории города Хабаровска, установлено нарушение указанных выше Правил, а именно: территория, прилегающая к жилому дому по ул. Некрасова 54 в г. Хабаровске не очищена от снега и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. На момент проверки дворник отсутствовал.
Таким образом, административная комиссия обоснованно усмотрела в действиях общества наличие состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества заключается в несоблюдении правил благоустройства города Хабаровска.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что бездействие Общества правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 37 Кодекса.
Доказательства принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено, т.о. вина Общества в совершении данного нарушения нашла подтверждение в судебном заседании.
Довод заявителя о том, что границы не убранной территории административным органом не определены, суд отклоняет как необоснованный, поскольку протоколы осмотра и протокол об административном правонарушении содержат прямое указание на не уборку территории, прилегающей к жилому дому по ул. Некрасова, 54 в г. Хабаровске (на всю ширину).
Ссылка на периодичность уборки снега установленное договором управления многоквартирным домом судом отклоняется, поскольку Общество привлекается к ответственности не за нарушение гражданско-правовой обязанности, установленной договором управления, а за нарушение публично-правовой обязанности, установленной Правилами благоустройства городского округа «Город Хабаровск». При этом, пункт 10 данных Правил содержит указание на начало очистки немедленно с началом снегопада.
Сроки уборки снега в полном объеме, указанные в данном пункте не имеют правового значения для дела, поскольку административным органом дважды проводился осмотр одной и той же территории, а именно 14.03.2014 г. и 20.03.2014 г., и факт уборки снега не зафиксирован. Работы по уборке снега на момент проверки не велись.
Довод заявителя об отсутствии повода для проведения проверки отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что поводом для проведения осмотра территории 20.03.2014 г. послужило непосредственное обнаружение должностным лицом нарушения Правил благоустройства 14.03.2014 г.
Не может быть признан обоснованным довод о нарушении правил проведения выездных проверок, установленных Постановление Администрации г. Хабаровска № 3691 от 15.10.2009 г., поскольку нарушение установлено в ходе непосредственного обнаружения в ходе осмотра территории, для участия в котором приглашался представитель Общества.
Положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на правоотношения в области привлечения к административной ответственности не распространяется.
Смягчающие либо отягчающие вину Общества обстоятельства судом не установлены.
Нарушений процедуры, сроков, привлечения к административной ответственности судом не установлено.
При этом, следует отметить, что административный орган в постановлении не указал на мотивы применения максимальной санкции части 1 статьи 37 Кодекса.
Из постановления не следует факт наличия отягчающих вину обстоятельств, либо иных обстоятельств правонарушения, свидетельствующих о необходимости применения повышенного наказания.
При этом, учитывая, что нарушение по не уборке снега может повлечь негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью людей, суд полагает невозможным применение предупреждения в качестве меры ответственности.
Тем не менее, исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о необоснованности применения максимального штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса и необходимости изменения меры наказания.
Оснований для признания постановления недействительным и его отмены в полном объеме у суда не имеется, однако в связи с изложенным выше, постановление подлежит признанию незаконным в части применения наказания свыше 10.000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» удовлетворить частично.
Постановление Административной комиссии №7 городского округа «Город Хабаровск» от 07.04.2014 № 07/131, о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить в части назначения административного наказания свыше 10.000 руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. В. Зверева