Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-5065/2008-91АП
«11» июня 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа – не явились;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явились.
Сущность дела:Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных в порядке ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Изучив материалы дела, суд установил следующее:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) зарегистрирована 19.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272314000062 и на основании лицензии от 09.11.2004 № АСС-27-034181, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с приказом заместителя руководителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора от 05.05.2008 № 07-278, проведена плановая проверка работы автотранспорта, принадлежащего предпринимателю ФИО1 по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.
В ходе проверки, проведенной 15 мая 2008 государственным инспектором ФИО2, установлены следующие нарушения:
- нарушается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, так, водитель ФИО3, действующий от имени предпринимателя, согласно путевому листу № 7 от 17.04.2008 закончил работу на линии в 17 час., продолжительность ежедневной работы (смены) составила 10 часов, согласно путевому листу № 8 от 18.04.2008 приступил к работе в 7 час. 10 мин., продолжительность междусменного отдыха составила 14 час. 10 мин., при необходимом времени отдыха – 16 час.;
- не проводятся ежемесячный периодический инструктаж и сезонный инструктаж об особенностях эксплуатации автомобиля в весенне-летний период;
- не заполняются в установленном порядке путевые листы, так, в путевых листах № 7 от 17.04.2008, № 8 от 18.04.2008, № 10 от 21.04.2008, № 11 от 22.04.2008 не заполнены раздел 1 (расстояние в км) и раздел 2 (не проставлен общий пробег), отсутствует расшифровка подписи медицинского работника.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2008 № 170.
15.05.2008 государственным инспектором ФИО2 в отношении предпринимателя ФИО1 и с ее участием составлен протокол серии 27 №1602/219 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ. С фактом правонарушения предприниматель согласна.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а так же соблюдение установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров (п.п. «в»).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В целях обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям, Приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 12 приложения № 5 к вышеуказанному приказу Минтранса РФ от 30.06.2000 № 68, предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов, в частности, согласно пунктам 9.10. 9.11 в разделе I«работа водителя и грузового автомобиля» должно быть отражено выполнение транспортных услуг в течение рабочей смены при осуществлении предпринимательской деятельности; в разделе II «результаты использования автобуса» по результатам транспортной работы за весь период действия путевого листа должны быть отражены:
- пробег общий (км), который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортных средств;
- время работы (час., мин.), которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки транспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;
- количество перевезенных пассажиров, которое определяется как суммарное количество пассажиров, перевезенных за все время работы по данному путевому листу.
Судом по материалам дела установлено, что вышеуказанные требования по оформлению путевой документации предпринимателем не выполнены, в путевых листах № 7 от 17.04.2008, № 8 от 18.04.2008, № 10 от 21.04.2008, № 11 от 22.04.2008 не заполнены раздел 1 (не указано расстояние в км) и раздел 2 (не проставлен общий пробег), отсутствует расшифровка подписи медицинского работника.
В соответствии с пунктом 3.4.1. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, зарегистрированным в Минюсте РФ от 09.06.1995 № 868 (далее – Положение о БДД), организации (предприниматели) обязаны обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В соответствии с разделами 4, 5 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом» на предприятии с водительским составом обязаны проводиться ежемесячный периодический и сезонный инструктажи.
Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности дорожного движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Периодический инструктаж включает следующие положения:
- информация водителей о действиях, возникающих в критических ситуациях и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);
- осуществление противоугонных и противопожарных мер; действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;
- правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.
Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности дорожного движения или работником службы безопасности дорожного движения в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, как правило с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.
В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкая температура, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).
Как установлено проверкой, предприниматель не обеспечил проведение ежемесячных периодических и сезонных инструктажей об особенностях эксплуатации автомобиля в весенне-летний период.
Согласно пункту 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.6.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны вести учет рабочего времени водителей.
Согласно пункту 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Пунктом 25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, предусмотрено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В соответствии с пунктом 7 данного Положения нормальная продолжительность рабочей смены не может превышать 8 часов. Таким образом, продолжительность междусменного отдыха должна составлять не менее 16 час.
Как установлено проверкой, предпринимателем не соблюдался установленный режим труда и отдыха водителей.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей, с учетом статьи 2.4. КоАП РФ, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя ФИО1 признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15.05.2008 серии 27 № 1602/219, актом № 170 от 15.05.2008, путевыми листами № 7 от 17.04.2008, № 8 от 18.04.2008, № 10 от 21.04.2008, № 11 от 22.04.2008, трудовым договором от 25.11.2004, выпиской из журнала проведения инструктажей по БДД, лицензией от 09.11.2004 АСС-27-034181.
Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 2.4., 4.1., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – г.Свободный, Амурская область, проживающую по адресу: 680000, <...>, зарегистрированную 19.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272314000062, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Сумма штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН <***>, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, КБК 10611690040040000140, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак