ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5116/13 от 14.08.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-5116/2013

14 августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2013 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.М.Левинталь,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А.Кайгородцевым

рассмотрев в заседании суда дело по иску открытого акционерного общества холдинговая компания «Якутуголь» (ОГРН 1021401009057)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

о взыскании 420 854 руб.22 коп.

при участии:

от истца – не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела,

от ответчика – Мамугина Т.А. по доверенности № 1103 от 21.11.2012, Морозова В.П. по доверенности №1100 от 21.11.2012г.

Открытое акционерное общество ХК «Якутуголь» обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 420 854 руб.22 коп. пени за просрочку в доставке груза по накладным № ЭУ 527984, ЭУ 528052, ЭУ 232897, ЭУ 528100, ЭУ 194527, ЭТ 918576, ЭУ 233607, ЭУ 235163, ЭУ 233699, ЭУ 072571, ЭС 202353, ЭУ 227272, ЭУ 194586, ЭУ 195262, ЭУ 131720, ЭУ 243046, ЭУ 235079, ЭУ 234793, ЭУ 131497, ЭУ 131534, ЭУ 194661, ЭУ 195737, ЭУ 234691, ЭУ 235033, ЭУ195311 195583, ЭУ 197306, ЭУ 196466, ЭУ 195352, ЭУ 131754, ЭУ 278527, ЭУ 278756, ЭУ 281136, ЭУ 278565, ЭУ 280647, ЭУ 071903, ЭУ 071940, ЭУ 071979, ЭУ278669, ЭТ 971413, ЭУ 151811, ЭУ 280130, ЭУ 280900, ЭТ 971279, ЭУ 152167, ЭУ 153145, ЭУ 202027, ЭТ 551511, ЭУ 200331, ЭУ 200421, ЭУ 277400, ЭУ 200184, ЭУ280867, ЭУ 610717, ЭУ 277355, ЭУ 200251, ЭУ 197003, ЭУ 281266, ЭУ 224784, ЭУ200555, ЭУ 200485, ЭУ 279869, ЭУ 277459, ЭУ 277696, ЭУ 179990, ЭУ 280942, ЭУ1999980, ЭУ 201372, ЭУ 281224, ЭУ 226846, ЭТ 643300, ЭТ643216, ЭТ 643003, ЭУ 706631, ЭУ 706726, ЭУ 706690, ЭУ 706885, ЭУ 706763, ЭУ 706805, ЭУ 706856, ЭУ 280781, ЭТ 022545, ЭТ 022412, ЭТ 022516, ЭС 983452, ЭУ 278481, ЭУ 280987, ЭУ 764453, ЭУ 732046, ЭУ 200664.

Истец в судебное заседание не явился, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке, установленном статьей 123 АПК РФ.

В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ при неявке в судебное заседание истца (и) или ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика против исковых требований возражал согласно доводов отзыва. Указал на задержку груза по накладным ЭУ277400 ЭУ197003 ЭУ232897 ЭУ226849 ЭУ280987 ЭУ281266 ЭТ971279 ЭТ971413 ЭУ071940 ЭУ071903 ЭТ551511 в пути по технической неисправности, из-за сложной эксплуатационной обстановки, на неверный расчет истцом неустойки по накладны ЭУ 234793, ЭУ 201372, ЭУ 199980, ЭУ 280942, ЭС 202353, ЭУ 131720, ЭУ 224784, ЭУ 280781, ЭУ 131497, ЭТ 971279, ЭУ 131534 поскольку вагоны по указанным накладным согласно памяткам приемосдатчика были поданы грузополучателю ранее срока, указанного в отметке в накладной. Размер пени по контррасчету ответчика составил 370 104,30 руб. В случае взыскания пени просил уменьшить ее размер в порядке статьи 333 ГК РФ ввиду явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования до суммы 393 702 руб.03 коп.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.08.2013г. до 12ч.00 мин., до 14.08.2013г. до 11ч.00 мин.

Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из материалов дела в декабре 2012 - январе 2013 грузоотправителем ООО «Мечел-Транс» в адрес получателя груза ОАО ХК «Якутуголь» на станцию Нерюнгри-грузовая ДВЖД отправлен груз в вагонах.

На станцию назначения вагоны прибывали и подавались под выгрузку с нарушением нормативного срока доставки.

Ссылаясь на допущенную перевозчиком просрочку в доставке груза, истец обратился к нему с претензиями №2.18-2.18.1-06/1841 от 04.02.2013 и 2.18- 2.18.1-06/1716 от 31.01.2013 об уплате 420 854 руб.22 коп. пеней за просрочку доставки груза по спорным накладным.

Неоплата претензии ответчиком в добровольном порядке послужила основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив представленные доказательства по делу, суд считает исковые подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

На основании статьи 33 УЖТ РФ, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления сроков.

Основания увеличения сроков доставки грузов установлены пунктом 6 Правил исчисления сроков. При этом, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ____ для _____ (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы №__от__". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

В силу статьи 793 ГК РФ, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.

Согласно статье 33 УЖТ РФ расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в перевозочных документах. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Таким образом, окончание доставки груза определено моментом подачи груза под выгрузку грузополучателю или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателя.

Сроки доставки груза железнодорожным транспортом и порядок их исчисления установлены Правилами № 27.

В пункте 10 Правил № 27 также указано, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям.

Статьей 36 УЖТ РФ предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003г. № 29 (далее - Правила № 29), устанавливается порядок оформления выдачи грузов.

Ответчик ссылается на неверное исчисление истцом срока доставки по накладным ЭУ 234793, ЭУ 201372, ЭУ 199980, ЭУ 280942, ЭС 202353, ЭУ 131720, ЭУ 224784, ЭУ 280781, ЭУ 131497, ЭТ 971279, ЭУ 131534, поскольку расчет произведен исходя из отметки в ж.д. накладной, без учета фактической передачи груза.

Согласно ст. 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно п.9 Указания МПС РФ от 17.11.1998г. № И-1313у «Об изменении инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности» памятки на подачу вагонов подписываются работниками железной дороги и принимающей стороной при подаче локомотивом организации в момент завершения приема вагонов принимающей стороной.

Т.о. из системного толкования указанных норм права следует, что вагоны, подаваемые на пути необщего пользования, должны быть переданы владельцу путей необщего пользования с оформлением соответствующих документов, в т.ч. памятки приемосдатчика, подписанными представителями принимающей стороны, что подтверждает получение груза.

Согласно представленным истцом в материалы дела памяткам приемосдатчика вагоны по указанным накладным были поданы под выгрузку ранее даты, указанной в накладных.

Доказательств, что груз по спорным накладным был подан грузополучателю в иные сроки, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.

Судом установлено, что допущено нарушение документооборота в виде задержки в раскредитовании накладных и проставление в них даты о прибытии вагона, не соответствующее его фактической доставке грузополучателю.

Однако, документальное нарушение оформления перевозочного документа не может служит основанием для привлечения перевозчика к ответственности по ст. 97 АПК РФ, при отсутствии фактической просрочки в доставке груза.

Поскольку материалами дела подтверждается, что груз фактически был передан грузополучателю в сроки, указанные в памятках приемосдатчика суд признает довод ответчика обоснованным и считает подлежащей взысканию по накладным ЭУ 234793, ЭУ 201372, ЭУ 199980, ЭУ 280942, ЭС 202353, ЭУ 131720, ЭУ 224784, ЭУ 280781, ЭУ 131497, ЭТ 971279, ЭУ 131534 сумму неустойки с учетом даты, указанной в памятках приемосдатчика.

Довод ответчика о правомерности задержке вагонов по накладным ЭУ277400, ЭУ197003, ЭУ232897, ЭУ226849, ЭУ280987, ЭУ281266, ЭТ971279, ЭТ971413, ЭУ071940, ЭУ071903, ЭТ551511 для устранения технической неисправности судом отклоняется.

В п. 6.3. названных Правил установлено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического состояния, возникшей по независящим от перевозчика причинам.

Ст. 20 УЖТ РФ устанавливает, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

При этом УЖТ РФ не ставит исполнение обязанности перевозчика подавать под погрузку технически пригодные вагоны и контейнеры в зависимость от того, принадлежат ему вагоны или контейнеры на праве собственности или ином праве.

Перевозчик для освобождения от ответственности должен доказать, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей. Доказательств данного обстоятельства перевозчиком не представлено. Ответчиком также не представлено доказательств нахождения вагона в ремонте.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Между тем, ответчик не представил надлежащих доказательств законных оснований для задержки груза.

В силу пункта 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России №27 от 18.06.2003, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

Доводы ответчика об увеличении сроков доставки груза в связи с задержкой спорных вагонов в пути следования из-за сложной эксплуатационной обстановки также отклоняются судом, поскольку сложная эксплуатационная обстановка, вызванная большим наличием на дороге экспортного и местного груза по причине неудовлетворительной выгрузки получателями грузов не относятся к предусмотренным Правилами исчисления сроков обстоятельствам и не являются основанием для увеличения сроков доставки груза.

Поскольку судом установлено, что груз доставлен с просрочкой и перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила исчисления сроков связывают увеличение сроков доставки груза, требования истца о взыскании неустойки в размере 380 743 руб. 29 коп. подлежат удовлетворению.

Рассмотрев ходатайство ответчика об уменьшении пеней суд не находит оснований для его удовлетворения.

Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 81 от 22.12.2011 предусмотрена возможность снижения судом неустойки на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.

При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Судом не установлено наличия обстоятельств, свидетельствующих о возможности снижения размера пени судом, так как заявленные ко взысканию пени значительно меньше размера провозной платы по ряду отправок и являются соразмерными.

Расходы по государственной пошлине суд распределяет в порядке статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества холдинговая компания «Якутуголь» (ОГРН 1021401009057) пени 380 743 руб. 29 коп. и расходы по оплате госпошлины 10 614 руб. 86 коп., в остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу холдинговая компания «Якутуголь» (ОГРН 1021401009057) 543 руб. 76 коп. излишне уплаченной госпошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.М.Левинталь