Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5184/2014
18 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2014 года
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2014 года
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Вербинской Т.П., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хабавтоальянс»
о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ТБ-АТ-18/04/2014/95ХБР от 18.04.2014г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ
В судебное заседание явились:
от заявителя: не явился
от административного органа: ФИО1, доверенность № 38/2014 от 11.07.2014г.
Суд установил:Общество с ограниченной ответственностью «Хабавтоальянс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ТБ-АТ-18/04/2014/95ХБР от 18.04.2014г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебное заседание не явился.
Представитель административного органа требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявлении и дополнениях к нему.
В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.
Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.
Судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Хабавтоальянс» (далее – ООО «Хабавтоальянс», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
В период с 25 по 31 марта 2014 года Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу проведена плановая выездная проверка ООО «Хабавтоальянс», расположенного по адресу: <...>.
Проверка проведена на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу № 245-р от 18.02.2014г. с целью проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.
В результате проверки выявлено неисполнение ООО «Хабавтоальянс» требований по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в нарушении «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42 (далее - Требования), а именно:
В нарушение п. 5.3, раздела II Требований не назначено па каждом
транспортном средстве (далее - ТС) лицо, занимающее должность на ТС,
ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС;
В нарушение п. 5.6.3, раздела II Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ);
В нарушение п. 5.6.4, раздела II Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
В нарушение п. 5.6.6. раздела II Требований положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ не соответствует установленным Требованиям Федерального Закона от 09.02.2007 № 16 и приказа Минтранса России 08.02.2011г. № 42, применительно к данному субъекту транспортной инфраструктуры;
В нарушение и. 5.6.9, раздела II, Требований порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также сил обеспечения транспорт ной безопасности на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС не соответствует установленным Требованиям Закона РФ от 09.02.2007г. № 16 и Приказа Минтранса России 08.02.2011г. № 42, применительно к данному субъекту транспортной инфраструктуры;
В нарушение п. 5.10, раздела II, Требований не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
В нарушение п. 5.12, раздела II, Требований осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка не всех ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
В нарушение п. 5.14. раздела II, Требований отсутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих па них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение согласно и.и. 5.14.1 - 5.14.4;
В нарушение п. 5.24. раздела II, Требований не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности па КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;
В нарушение п. 5.27, раздела II, Требований не организованы пропускной и внутриобьектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС;
В нарушение п. 5.28, раздела II, Требований не обеспечивается воспрепятствование проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
В нарушение п. 5.29, раздела II, Требований не обеспечивается воспрепятствование любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;
В нарушение п. 5.30, раздела II, Требований не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода физических лиц в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев согласно п.п. 5.30.1 - 5.30.23.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
При проведении проверки присутствовал директор ООО «Хабавтоальянс» ФИО2
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.03.2014г. № ТБ-АТ-31/03/2014/245-р, который подписан директором ООО «Хабавтоальянс» ФИО2, которой 31.03.2014г. вручена копия акта проверки.
10.04.2014г. заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления ФИО3 в отношении ООО «Хабавтоальянс» составлен протокол об административном правонарушении № ТБ-АТ-10/04/2014/95 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствии представителя ООО «Хабавтоальянс», извещенного о месте и времени составления протокола извещением от 31.03.2014г., которое получено ООО «Хабавтоальянс» под вх. № 38 от 03.04.2014г.
Копия протокола об административном правонарушении вручена ООО «Хабавтоальянс» под вх. от 14.04.2014г.
18.04.2014г. заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления ФИО3 в отношении ООО «Хабавтоальянс» вынесено постановление № ТБ-АТ-18/04/2014/95ХБР от 18.04.2014г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление вынесено в присутствии директора ООО «Хабавтоальянс» ФИО2, которой 18.04.2014г. вручена копия постановления.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 25 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ - при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указано ранее, в результате проверки выявлено неисполнение ООО «Хабавтоальянс» требований по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в нарушении «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42 (далее - Требования), а именно:
В нарушение п. 5.3, раздела II Требований не назначено па каждом
транспортном средстве (далее - ТС) лицо, занимающее должность на ТС,
ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС;
В нарушение п. 5.6.3, раздела II Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ);
В нарушение п. 5.6.4, раздела II Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
В нарушение п. 5.6.6. раздела II Требований положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ не соответствует установленным Требованиям Федерального Закона от 09.02.2007 № 16 и приказа Минтранса России 08.02.2011г. № 42, применительно к данному субъекту транспортной инфраструктуры;
В нарушение и. 5.6.9, раздела II, Требований порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также сил обеспечения транспорт ной безопасности на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС не соответствует установленным Требованиям Закона РФ от 09.02.2007г. № 16 и Приказа Минтранса России 08.02.2011г. № 42, применительно к данному субъекту транспортной инфраструктуры;
В нарушение п. 5.10, раздела II, Требований не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
В нарушение п. 5.12, раздела II, Требований осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка не всех ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
В нарушение п. 5.14. раздела II, Требований отсутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих па них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение согласно и.и. 5.14.1 - 5.14.4;
В нарушение п. 5.24. раздела II, Требований не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности па КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;
В нарушение п. 5.27, раздела II, Требований не организованы пропускной и внутриобьектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС;
В нарушение п. 5.28, раздела II, Требований не обеспечивается воспрепятствование проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
В нарушение п. 5.29, раздела II, Требований не обеспечивается воспрепятствование любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;
В нарушение п. 5.30, раздела II, Требований не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода физических лиц в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев согласно п.п. 5.30.1 - 5.30.23.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
При проведении проверки присутствовал директор ООО «Хабавтоальянс» ФИО2
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.03.2014г. № ТБ-АТ-31/03/2014/245-р, который подписан директором ООО «Хабавтоальянс» ФИО2
Как следует из материалов дела, ООО «Хабавтоальянс» полагает, что не владеет объектами транспортной инфраструктуры, в связи с чем, исполнение пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - предписывающие выполнение пунктов 5.6.3, 5.6.4, 5.6.6, 5.14, 5.24, 5.27, 5.28, 5.29, 5.30 требований № 42 считает невозможным.
Согласно п. 9 ст. 1 Закона РФ от 09.052.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон РФ № 16-ФЗ) - субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании
Пункт 5 статьи 1 Закона РФ № 16-ФЗ определяет понятие объектов транспортной инфраструктуры, который включает в себя технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Понятие объектов транспортной инфраструктуры также содержится в Федеральном законе от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Основным видом экономической деятельности, осуществляемой ООО «Хабавтоальянс» является осуществление пассажирских перевозок транспортными средствами - автобусами, принадлежащими на праве собственности Заявителю.
Осуществление пассажирских перевозок без технологического комплекса, специально предназначенного для обслуживания пассажиров, посадочных платформ и стоянок для автомобилей, невозможно. Следовательно, указанные сооружения и устройства относятся в целом, как технологический комплекс относятся к иным обеспечивающим функционирование транспортного комплекса объектам транспортной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, ООО «Хабавтоальянс» является субъектом транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и должно выполнять требования Закона РФ от 09.052.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
ООО «Хабавтоальянс» считает, что не имеет возможности исполнить пункты 5.3, 5.6.6, 5.6.9, 5.27, 5.28, 5.29 и 5.30 Требований №42 по причине отсутствия у ТС ООО «Хабавтоальянс» категории, оценки уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности.
Данный довод Заявителя является несостоятельным ввиду следующего.
Лишь пункты 5.6.6. и 5.6.9 Требований № 42 содержат ссылку на план обеспечения транспортной безопасности, так как в последующем разработанные документы будет являться приложением к нему.
При этом исполнение пункта 5 Требований № 42 обязательно для всех субъектов транспортной инфраструктуры, независимо от наличия категории транспортного средства.
Пункты 6, 7. 8 и 9 Требований № 42 устанавливают дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры уже в зависимости от типа категории.
Заявитель считает, что проверка сотрудников обеспечения сил транспортной безопасности не может быть проведена по причине того, что сотрудники ООО «Хабавтоальянс» не относятся к лицам, перечисленным в распоряжении Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р .
Однако ООО «Хабавтоальянс» не учло следующего. Пункт 5.10 раздела II Требований № 42 говорит о том, что субъект транспортной инфраструктуры обязан «проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона РФ 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу».
Данная норма права не содержит ссылки на то, что понятие «сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности», указанное в Требованиях № 42 и понятие «работники, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности», содержащееся в статье 10 ФЗ «О транспортной безопасности» равнозначные понятия. Пункт 5.10 раздела II Требований № 42 является отсылочной нормой права, и отсылает именно к основаниям для прекращения трудовых отношений либо для отказа в приеме на работу.
Закон РФ «О транспортной безопасности» определяет, что силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Таким образом, основания для прекращения трудовых отношений либо для отказа в приеме на работу, перечисленные в ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О транспортной безопасности» применяются и для сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и для работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, перечень которых определяется распоряжением Правительства, перечисленные в жалобе Заявителя.
Ссылка ООО «Хабавтоальянс» на 65 статью Трудового кодекса РФ несостоятельна, ввиду того, что именно в этой статье указанно - работник при приеме на работу обязан предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным Федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.
Закон РФ «О транспортной безопасности» является именно таким «иным» Федеральным законом, определяющим, что сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности не могут являться лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Является несостоятельным довод ООО «Хабавтоальянс», что Общество не имеет возможности обучить работников в связи с тем, что на настоящее время не утверждены законодательные акты РФ, определяющие программы специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Ряд учебных заведений на территории РФ проводят необходимое обучение. В ходе проверок субъекты транспортной инфраструктуры сотрудникам УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора предъявляются подлинные свидетельства о прохождении обучения.
Министерством транспорта РФ во исполнение Закона №16-ФЗ, Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 №1285) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных учебных заведений.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», закреплен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Согласно пункту 5 Приказа Минобрнауки России № 499 содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
В соответствии Комплексной программой Минтрансом на базе подведомственных учебных заведений создано 10 специализированных учебных центров по транспортной безопасности, которые укомплектованы не только профессиональными кадрами, но и образцами современных технических средств, используемых для обеспечения транспортной безопасности.
Так например, возможность обучения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта, как на территории Дальневосточного Федерального округа РФ, так и в г. Москве осуществляется:
Учебным центром «Транспортная безопасность» (г. Москва), обучение специалистов сфере обеспечения транспортной безопасности как ОТИ. так и ТС проводит дистанционно, так и с выездом их специалиста в субъекты РФ;
«ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», факультет энергетики, транспорта и морских технологий готовит специалистов по обеспечению транспортной инфраструктуры по всем видам транспорта.
Дальневосточный Учебный центр по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск), проводит обучение руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
ООО «Хабавтоальянс» ссылается на невозможность исполнения п. 5.14 Требований № 42 в связи с отсутствием оценки уязвимости.
Данный довод ООО «Хабавтоальянс» основан на неверном толковании закона, так как п. 5.14 Требований № 42 говорит о том, что субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение:
Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным
проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (п. 5.14.2. Требований).
Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Никаких ссылок на разработанную оценку уязвимости данная норма права не содержит.
ООО «Хабавтоальянс» считает, что исполнил требования пункта 5.24 Требований, установив видеокамеры внутри и снаружи бокса.
Однако пункт 5.24 Требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры установить видеонаблюдение не за периметром территории, а за действиями сил обеспечения транспортной безопасности.
ООО «Хабавтоальянс» считает, что пункт 5.24 Требований № 42 исполнить не возможно ввиду того, что отсутствует порядок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Суд соглашается с доводами административного органа, что до принятия соответствующего порядка субъектами транспортной инфраструктуры могут применяться любые системы видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ - обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Закона № 16-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2010 № 131-ФЗ) - требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Указанные ранее нарушения образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, в действиях (бездействиях) ООО «Хабавтоальянс» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Вина ООО «Хабавтоальянс» выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности не установлено.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Состав правонарушения по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
Частичное устранение выявленных нарушений после проверки не исключает ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, а также не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение ст. 2.9 КоАП РФ к выявленным нарушениям.
Процедура привлечения ООО «Хабавтоальянс» соблюдена, существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену, обжалуемого постановления в полном объеме, судом не установлено.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, установленной ч. 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Хабавтоальянс» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ТБ-АТ-18/04/2014/95ХБР от 18.04.2014г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко