ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5328/15 от 19.06.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-5328/2015

26 июня 2015 года

Резолютивная  часть  решения  объявлена 19 июня 2015 года.

Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Збарацкой

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Усовой

рассмотрев в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Энергопроект» (ОГРН: 1113525016593; ИНН: 3525270394; место нахождения: 160012, Вологодская область, г. Вологда, ул. Яшина, д. 3А, 11)

к Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной  области (ОГРН: 1027900511209; ИНН: 7900001828; место нахождения: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18)

об истребовании документации и продлении сроков выполнения работ

при участии в судебном заседании:

от истца – не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом.

     Общество с ограниченной ответственностью «Энергопроект» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной  области об истребовании документации и продлении сроков выполнения работ.

Судом принято уточнение исковых требования, истец просил обязать ответчика продлить сроки выполнения работ на 73 дня.

Истец, как следует из искового заявления, в обоснование искового заявления указал на  заключение государственного контракта от 12.11.2014 № 0178200000614000002-0178385-01 на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», несвоевременное предоставление заказчиком технических условий на электроснабжение, что привело к невозможности разработки подрядчиком проектно-сметной документации и сдачи ее для прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения государственной экспертизы, в процессе производства работ подрядчиком была выявлена недоработка заказчиком технического задания

Ответчик  указал, что признает исковые требования  о продлении сроков выполнения работ.

Дело подлежит рассмотрению в порядке ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании 17.06.2015 был объявлен перерыв до 18.06.2015 13 часов 45 минут, 18.06.2015 был объявлен перерыв до 19.06.2015 13 часов 50 минут.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

12.11.2014 между Управлением архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной  области (далее – заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью  «Энергопроект» (далее – исполнитель, истец, ООО «Энергопроект») заключен государственный контракт № 0178200000614000002-0178385-01 на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы

по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц

без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» в сроки, установленные контрактом.

Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что объем выполняемых работ определен в Техническом задании на проектирование (приложение 1 к государственному контракту).

Стоимость подлежащих выполнению по государственному контракту работ составляет 3 100 000 руб., НДС не облагается (пункт 2.1. контракта).

Согласно пункту 4.2.1. государственного контракта заказчик обязан своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам исполнителя в части выполнения работ в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с  пунктом 4.4.7. государственного контракта исполнитель обязан письменно в трехдневный срок уведомлять заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения работ или иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой работы, согласно пункту 4.4.8. приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить об этом заказчику в течение трех дней после приостановления выполнения работ.

Пунктом 5.1. государственного контракта предусмотрено, что срок выполнения (завершения) работ: 180 календарных дней со дня подписания контракта: в течение 120 календарных дней – изготовление проектно-сметной документации, в течение 60 календарных дней – получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметы.

Согласно пункту 10.1. контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

В случае невыполнения сторонами своих обязательств и недостижения взаимного согласия споры по контракту разрешаются в Арбитражном суде Хабаровского края (пункт 11.2. государственного контракта).

ООО «Энергопроект» обращался к заказчику с письмами № 1/15/16/02 от 16.02.2015, № 1/15/10/03 от 10.03.2015,  № 3/15/25/03 от 25.03.2015,  № 1/15/06/04 от 06.04.2015,  № 1/15/15/04 от 15.04.2015 с просьбой предоставить технические условия на электроснабжение, в письмах подрядчиком указано на  то, что

На момент подачи искового заявления технические условия на электроснабжение не были представлены заказчиком.

Подрядчик в исковом заявлении указал, что отсутствие технических условий на электроснабжение привело к невозможности разработки Раздела 5 проектной документации «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», состоящего из подразделов: а) подраздел «Система электроснабжения»; д) подраздел «Сети связи». Также привело к невозможности сдачи проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения государственной экспертизы.

ООО «Энергопроект» в письме от 10.02.2015 № 1/15/10/02 указало Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной  области, что заказчик при подготовке технического задания не указал и не учел площадь ряда помещений, в связи с чем на общей площади объекта, подлежащего реконструкции, невозможно разместить все помещения в связи с нехваткой площади. Подрядчик просил срочно дать разъяснения либо внести корректировки в требования, изложенные в Техническом задании.

Письмом от 26.02.2015 № 05-03/333 заказчик направил в адрес подрядчика уточненное программное задание на проектирование объекта.

Подрядчик письмом от 15.04.2015  № 1/15/15/04 направил на согласование заказчику архитектурные решения по расположению теплового и водомерного узла в пристройке к зданию.

В письме от 20.04.2015 № 05-03/658 Управление архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной  области сообщило, что тепловой узел необходимо разместить в реконструируемом здании между осями 1-2 по оси «И» с переносом санузла за тепловой узел по объекту.

Подрядчик направил на согласование заказчику  на согласование план размещения теплового узла в здании реконструируемого объекта письмом от 21.04.2015 № 1/15/21/04 с просьбой внесения корректировок  в программное задание.

Заказчик в письме от 23.04.2015 № 05-03/678 указал, что размещение теплового узла согласовано, корректировка в программном задании не требуется.

ООО «Энергопроект обращалось к заказчику с письмами № 1/15/19/02 от 19.02.2015, № 1/15/26/02 от 26.02.2015,  № 3/15/25/03 от 25.03.2015, от 21.04.2015 № 1/15/21/04 с требованиями представить дополнительное соглашение на увеличение срока работ по государственному контракту.

Истец просил продлить срок выполнения работ по государственному контракту на 73 дня с связи с тем, что просрочка выполнения работ произошла по причинам не зависящим от него.

Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Условия о сроках выполнения работ в силу статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации условия о сроках являются существенными для договора подряда. Указанные в договоре сроки выполнения работ могут быть изменены только в случаях и порядке, предусмотренных договором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (часть 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Нормы пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.

Сроки выполнения проектных работ могут быть изменены в случаях, установленных пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Просрочка выполнения работ подрядчиком, вызванная действиями со стороны заказчика,  не является основанием, предусмотренным пунктами 1-7 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, для изменения существенного условия государственного контракта, срока выполнения работ.

Судом не принимается признание иска ответчиком, поскольку оно противоречит действующему гражданскому законодательству.

Исковое требование истца об обязании заказчика продлить сроки выполнения работ на 73 дня не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины возлагаются на истца в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

     Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л

     В удовлетворении иска отказать.

     Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

     Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                 Л.А. Збарацкая