Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5418/2023
12 октября 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2023 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Конфедератовой К.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хромченковой В.Н.
рассмотрев в заседании суда дело по иску акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 680000, <...>)
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>)
о взыскании 28 159 руб. 98 коп.
при участии:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 09.03.2023 № 51/91; ФИО2, представитель по доверенности от 20.06.2023 № 51/219;
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 28.12.2022 № 09-14/16390.
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент, ДМС) о взыскании 28 159 руб. 98 коп. неосновательного обогащения по договорам аренды земельных участков от 11.02.2009 № 190, от 14.04.2014 № 158, от 17.03.2009 № 203, от 05.06.2009 № 566, от 25.08.2009 № 836, от 06.09.2007 № 1354, от 06.09.2007 № 1355.
Исковые требования основаны на положениях статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и обоснованы тем, что в связи с изменением в 2022 и 2023 годах кадастровой стоимости земельных участков, Департамент, при расчете арендной платы необоснованно применил уровень инфляции, в связи с чем на стороне истца образовалась переплата.
В отзыве на исковое заявление Департамент выразил несогласие с заявленными требованиями, указав на то, что размер арендной платы в 2022 году значительно снизился по сравнению с 2021 годом, основания для исключения уровня инфляции из расчета отсутствовали.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали требования, изложенные искового заявления, а также доводы отзыва на него.
Представитель АО «ДГК» пояснил, что включение инфляции в расчет арендной платы в год изменения кадастровой стоимости, противоречит основным принципам определения арендной платы
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялись перерывы, о которых стороны извещены публично, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, между городским округом «Город Хабаровск» в лице Департамента (арендодатель) и АО «ДГК» (арендатор) заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- договор от 11.02.2009 № 109 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:050813:28 площадью 1028 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под административное-производственное здание;
- договор от 14.04.2015 № 158 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0010308:251 площадью 3140 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под здание склада утепленного (лит.1Ф) и склада холодного с подъездом к участку (лит.1Ц);
- договор от 17.03.2009 № 203 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:050418:77 площадью 18687 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под нежилые здания (лит. А, Е, И, М, Н, П) для использования под базу Хабаровских тепловых сетей;
- договор от 05.06.2009 №566 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:030103:155 площадью 1177 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под здание административно-производственное «Центрального сетевого района»;
- договор от 25.08.2009 № 836 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:010308:161 площадью 31645 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под нежилые здания и сооружения (водопровод, электрическая сеть, канализационная сеть, тепловые трассы, склад теплый, склад холодный, стоянка для автопогрузчиков, административно-бытовой корпус № 2, административно-бытовой корпус № 1), используемые под производственную базу;
- договор от 06.09.2007 № 1354 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:041612:0002 площадью 1278 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под административно-производственное здание;
- договор от 06.09.2007 № 1355 в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:050806:0005 площадью 1631,3 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под лабораторный корпус.
Все указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке и действуют по настоящее время. Земельные участки, являющиеся предметом поименованных договоров, переданы арендатору по актам приема-передачи.
Согласно пунктам 2.1 перечисленных договоров (в том числе с учетом соглашений о внесении изменений в такие договоры) арендная плата по договорам является регулируемой и исчисляется в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края.
На основании приказов Минимущества Хабаровского края от 27.09.2021 № 47, от 24.10.2022 № 70 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Хабаровского края, что повлекло изменение размера арендной платы по спорным договорам.
При этом при расчете размера арендной платы Департамент произвел увеличение на плановый уровень инфляции, установленный федеральным законодательством.
Полагая, что в год изменения кадастровой стоимости земельного участка Департамент необоснованно увеличил размер арендной платы на уровень инфляции, АО «ДГК» направило в его адрес претензию от 25.05.2022 № 01.1/9232.
Поскольку такая претензия оставлена Департаментом без удовлетворения, а внесение платы произведено в размере, предъявленном к оплате ответчиком, АО «ДГК», полагая, что на его стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение в виде излишне внесенных платежей, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Как следует из пункта 2 статьи 1105 ГК РФ, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В предмет доказывания по требованию о взыскании неосновательного обогащения входит установление фактов приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения указанных денежных средств, а также размер неосновательного обогащения.
Применение норм о неосновательном обогащении возможно только в случае установления судом указанной совокупности обстоятельств.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что землепользование в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В настоящем случае предметом договоров аренды выступали земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Исходя из разъяснений, изложенный в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление №73) арендная плата по договору аренды земельного участка относится к регулируемой плате, то есть устанавливаемой уполномоченным органом в соответствии с законодательством, регулирующим земельные правоотношения.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Кроме того, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной (публичной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Расчет арендной платы осуществляется по формуле, одной из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельных участков подвергалась пересмотру как в 2022, так и в 2023 году.
В этой связи, АО «ДГК», ссылаясь на пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила № 582), пункт 11 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Минэкономразвития от 29.12.2017 № 710, а также на правовую позицию, изложенную в ответе на вопрос № 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), указывает на необоснованность индексации размера арендной платы в 2022 и 2023 годах на размер уровня инфляции.
Действительно, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение указанных положений Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 582, регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, Правила № 582 подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный правовой подход сформулирован в ответе на вопрос № 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015).
Так, постановлением Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 565-пр утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края (далее – Порядок № 565-пр).
Учитывая предметы спорных договоров аренды, а также вышеприведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, арендная плата по договорам аренды земельных участков в настоящем случае подлежит расчету на основании Порядка № 565-пр.
Так, согласно пункту 2.1 Порядка № 565-пр размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается по формуле:
А = Кс x Квзн,
где:
Кс - кадастровая стоимость земельного участка. Значение кадастровой стоимости земельного участка определяется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости;
Квзн - значение коэффициента по виду разрешенного использования и зонированию территорий. Значения коэффициента с учетом дифференциации по градостроительным или оценочным зонам, видам деятельности и отдельным городским, сельским поселениям и территориям, находящимся вне границ поселений, устанавливаются органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, и не могут превышать максимальных значений коэффициента в соответствии со Значениями, утвержденными постановлением об арендной плате.
Пунктом 2.16 Порядка № 565-пр предусмотрено, что арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Годовой размер арендной платы подлежит пересчету с применением уровня инфляции, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период со дня начала применения кадастровой стоимости, измененной в случаях, указанных в части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
К таким случаям относятся:
- изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения;
- изменение кадастровой стоимости вследствие внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
- изменение кадастровой стоимости вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка и (или) коэффициента по виду разрешенного использования для ранее заключенных договоров аренды годовой размер арендной платы не может превышать годовой размер арендной платы, рассчитанный до изменения кадастровой стоимости и (или) коэффициента по виду разрешенного использования с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год (абзацы 4, 5 пункта 2.16 Порядка № 565-пр).
Таким образом, из системного толкования приведенных правил применения уровня инфляции, установленных пунктом 2.16 Порядка № 565-пр, следует, что арендная плата на соответствующий финансовый год не подлежит увеличению на уровень инфляции только в случае, если при изменении кадастровой стоимости на следующий год, размер арендной платы превышает годовой размер арендной платы, рассчитанный до изменения кадастровой стоимости и (или) коэффициента по виду разрешенного использования с учетом размера уровня инфляции.
АО «ДГК» представлен справочный расчет методик определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков (по пункту 2.16 Порядка № 565-пр), из которого следует, что только по договору от 05.06.2009 № 566, размер арендной платы в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка превышает годовой размер арендной платы, рассчитанный до изменения кадастровой стоимости и (или) коэффициента по виду разрешенного использования с учетом размера уровня инфляции.
По остальным договорам размер арендной платы уменьшен.
С учетом изложенного, только по договору от 05.06.2009 № 566 у Департамента отсутствовали правовые основания для увеличения размера арендной платы дополнительно на уровень инфляции.
Как следует из представленного расчета истца, по существу подтвержденного расчетом ответчика в дополнительных пояснениях от 13.07.2023 № 09-14/9046, размер необоснованно начисленной арендной платы по указанному договору, заявленный в качестве неосновательного обогащения, составил 322 руб. 24 коп., который и подлежит взысканию в пользу АО «ДГК» в качестве неосновательного обогащения.
В удовлетворении требований в остальной части надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований и подлежат взысканию с него в пользу АО «ДГК».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 322 руб. 24 коп. неосновательного обогащения, а также 22 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Конфедератова