АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5555/2013
25 июля 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Шапошниковой В.А.,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
Суд установил: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление автодорожного надзора, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с положениями статей 226 – 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
В установленный определением суда от 24.01.2013 срок – до 20.06.2013 индивидуальный предприниматель ФИО1 отзыв в суд не представила.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 АПК РФ, соблюдены.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края 28.03.2011 г. за основным государственным регистрационным номером <***>.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-035023 от 19.12.2012 г., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора.
В ходе внеплановой проверки, проведенной 15.05.2013 на основании задания №07-43к от 18.04.2013 государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения №14 от 15.05.2013.
23.05.2013 государственным инспектором ФИО2 в отношении ФИО1 с её участием, составлен протокол серия 27 №005314 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что 15.05.2013 (рапорт №14 от 15.05.2013 в 10 часов 30 минут в г. Комсомольске-на-Амуре на ул. Пионерская, 2 (территория автовокзала) водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 8 человек по городскому автобусному маршруту №17 «Ж/д вокзал – автовокзал» на принадлежащем индивидуальному предпринимателю автобусе DAEWOO BS-106, государственный регистрационный номер А260ТО 27. При этом ИП ФИО1 не имеет разработанного в установленном порядке паспорта автобусного маршрута, не согласовала в установленном законодательством порядке с органами местного самоуправления схему маршрута и график движения. ИП ФИО1 не заключила договор на перевозку пассажиров по городскому автобусному маршруту №17 с администрацией города.
В путевом листе №15 от 15.04.2013 отсутствует дата и время проведения предрейсового осмотра водителя.
Кроме того, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами правонарушений согласилась.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно подпунктам «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Из пункта 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. №2 (действовавший на момент проверки) организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке. Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п.п. 4.15 - 4.19.
Согласно пункту 5.2.1. Положения владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Пунктом 5.2.2. Положения предусмотрена обязанность владельцев автобусов разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Из пункта 5.2.3. Положения следует, что владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков.
Согласно пункту 1.3. Положения о согласовании паспортов городских автобусных маршрутов, утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 03.08.2005 г. №73-па согласование администрацией паспорта автобусного маршрута осуществляется в форме принятия распоряжения администрации города.
В данном случае законодатель предоставил органам местного самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного движения, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок заполнения путевых листов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения путевых листов обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Подпунктом 2 пункта 7 Порядка заполнения путевых листов установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательный реквизит – дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Пунктом 16 Порядка заполнения путевых листов установлено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
В нарушение названных норм в путевом листе от 15.04.2013 № 15, оформленного ИП ФИО1, отсутствуют дата и время проведения предрейсового осмотра водителя.
В соответствии с пунктом 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. №112 на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок. Из пункта 36 Правил следует, что над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел свое подтверждение в ходе исследования доказательств. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 23.05.2013 №005314; рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения №14 от 15.05.2013 и фотоматериалами; путевым листом №15 от 15.05.2013; свидетельством о регистрации транспортного средства, и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.
Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что она предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий либо не предвидела возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.
Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Ранее индивидуальный предприниматель ФИО1 решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2013 по делу №А73-925/2013 привлекалась к административной ответственности за однородное правонарушение в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, при этом, суд считает необходимым с учетом отягчающих вину обстоятельств, применить к правонарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 3100 руб.
Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта),
ИНН <***>
КПП 272401001
ОКАТО 08401000000,
счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск,
БИК 040813001.
Код бюджетной классификации 10611690046004000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск» по решению Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-5555/2013.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края, проживающую: 681035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 3100 (Три тысячи сто) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Судья В.А. Шапошникова