ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5598/11 от 25.07.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск № дела А73-5598/2011

«01» августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой М.Д.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Далькомзем» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от административного органа – ФИО1, действующего по доверенности от 28.12.2010 № 67;

от общества – директора ФИО2, действующего на основании решение учредителя от 05.11.2009 № 8-1.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялись перерывы с 18.07.2011 по 25.07.2011, 25.07.2011 с 12 час. 00 мин. по 17 час. 20 мин.

Существо дела: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Далькомзем» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа в судебном заседании дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, на требовании о привлечении ООО «Далькомзем» к административной ответственности настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Общества с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Далькомзем», расположенное по адресу: 680000, Россия, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, осуществляет геодезическую деятельность на основании лицензии от 12.10.2009г. № ДВГ-00774Г, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, сроком действия до 12.10.2014г.

17.05.2011г. должностным лицом Управления Росреестра по Хабаровскому краю на основании распоряжения руководителя Управления от 27.04.2011 № 15 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований и условий осуществления геодезической деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Далькомзем».

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Далькомзем» осуществляет предпринимательскую деятельность в области геодезии с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: с нарушением пункта 3 (а), пункта 3 (г) Положения о лицензировании геодезической деятельности (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства от 21.11.2006 № 705, что выразилось в следующем:

- в нарушение пункта 3 (а) Положения не соблюдается порядок организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 ФЗ «О геодезии и картографии», нарушены требования пункта 3.1 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ», ГКИНП-17-002-93 (далее – Инструкция) - геодезические работы не зарегистрированы; не соблюдаются требования р.23 «Инструкции по топографической съёмке в масштабах 1:5 000, 1:2 000, 1:1 000 и 1:500», ГКИНП-02-033-82 - технические отчёты (пояснительные записки) по выполненным геодезическим работам не составляются, на следующих земельных участках, расположенных:

а) в г. Хабаровске, Железнодорожный район, пер. Степной, дом 6А
 (заявление о постановке на государственный кадастровый учет от 11.02.2011),
 заказчики ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО4, Е.Ю.
 ФИО5, договор от 06.07.2009 №395;

б) в г. Хабаровске, Индустриальный район, ул. Алеутская, дом 29,
 (заявление о постановке на государственный кадастровый учет от 11.02.2011),
 заказчик ООО «Карьер-сервис», договор от 31.01.2008 №3;

в) в г. Хабаровске, Краснофлотский район, садоводческое товарищество «Родники», участок 127 (заявление о государственном учете изменений объекта
 недвижимости от 21.02.2011), заказчик СВ. ФИО6, договор от 01.10.2009
 №877;

г) в г. Хабаровске, Краснофлотский район, ул. Тихоокеанская -
 ул. Трехгорная (заявление о постановке на государственный кадастровый учет
 от 05.03.2011), заказчик КГУ «Хабаровское управление автомобильных дорог»,
 контракт на выполнение работ от 13.08.2009 №855;

д) в <...>, заявка от 26.01.2011, заказчик Карпач
 Н.Н., дата контроля 14.03.2011;

ж) в <...>, заявка от 26.01.2011, заказчик ФИО7
 Т.Н., дата контроля 14.03.2011;

з) в <...> уч. №38, заявка от 27.01.2011, заказчик
 ФИО8, дата контроля 14.03.2011;

и) в <...>, заявка от 03.02.2011. заказчик ФИО9, дата контроля 28.03.2011;

к) в <...>, заявка от 10.02.2011, заказчик ФИО10, дата контроля 28.03.2011;

л) в <...>, заявка от 18.02.2011. заказчик ФИО11, дата контроля 05.04.2011;

м) в <...>, заявка от 21.02.2011, заказчик ФИО12, дата контроля 08.04.2011;

н) в <...>, заявка от 21.02.2011, заказчик ФИО13, дата контроля 08.05.2011;

о) в с. Князе - Волконское, ул. Партизанская, 47, заявка от 22.03.2011, заказчик ФИО14, дата контроля 06.05.2011;

п) в г. Хабаровске, ул. Моряков Амурцев, квартал №19, заявка от 23.03.2011, заказчик ФИО15, дата контроля 11.05.2011;

р) в <...>, дата контроля 13.05.2011.

Кроме того, на земельных участках, указанных в п.п. (а,б,в,г), координаты государственных геодезических пунктов (далее пункты - ГГС) (пункты триангуляции Карьерная, 2 кл, Ильинка, 4 кл., Озерко, 4 кл) используются в качестве геодезической основы (название и класс указаны на 3-м листе межевых планов, а также на схеме геодезических построений). Координаты пунктов ГГС, используемые при выполнении геодезических работ и составлении межевых планов получены в нарушении требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, а именно нарушены требования п. 6 Положения от 28.03.2000 №273, Положения о Федеральном картографо-геодезическом фонде, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2000 №669, п. 10.3 и п. 10.7 Инструкции, п.5 «Инструкции о порядке передачи сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации иностранным государствам и международным организациям», утверждённой Постановлением Правительства от 08.02.1996 №120, «Инструкции о порядке предоставления в пользование и использование материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда», ГКИНП (ГНТА)-17-267-02 устанавливающие, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора (территориальные органы исполнительной власти в области геодезии и картографии) из Федерального картографо-геодезического фонда.

За получением разрешения на использование координат и высот пунктов ГГС на данных земельных участках в соответствии с «Инструкцией о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда», ГКИНП (ГНТА)-17-267-02 общество в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение не получало и оплату в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1996 «О геодезии и картографии», приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 30.08.2007 №104-пр «Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда» не производило.

- в нарушение пункта 3 (г) Положения не соблюдаются правила использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование геодезических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 ФЗ «О геодезии и картографии».

Производится накопление координат геодезических пунктов, акты об уничтожении выписок с координатами пунктов не составляются. Нарушены требования «Инструкции о порядке предоставления в пользование и использование материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда», ГКИНП (ГНТА)-17-267-02, абз. 2 п. 68 Инструкции СТГМ-90, которыми не допускается накопление материалов с координатами геодезических пунктов. Нарушения выявлены при выполнении геодезических работ на объектах:

- в г. Хабаровске, Железнодорожный район, пер. Степной, дом 6А, - пункт триангуляции (далее - п.т.) Карьерная, п.т. Ильинка;

- в г. Хабаровске, Индустриальный район, ул. Алеутская, дом 29, - п.т. Карьерная, п.т. Озерко;

- в г. Хабаровске, Краснофлотский район, садоводческое товарищество «Родники», участок 127, - п.т. Карьерная, п.т. Ильинка;

- в г. Хабаровске, Краснофлотский район, ул. Тихоокеанская - ул. Трехгорная,- п.т. Карьерная, п.т. Ильинка, п.т. Озерко.

Выявленные проверкой нарушения отражены в акте плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований и условий осуществления геодезической деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Далькомзем» от 17.05.2011 № 020-11.

18.05.2011 главным специалистом экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО16 в отношении ООО «Далькомзем» в присутствии его законного представителя – генерального директора ФИО2 составлен протокол № 14 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995г №209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ), пунктами 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 №209-ФЗ, геодезическая и картографическая деятельность включает в себя «геодезические, топографические,аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 г. № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» утверждены Положение о лицензировании геодезической деятельности и Положение о лицензировании картографической деятельности.

В силу пункта 1 Положения о лицензировании геодезической деятельности (далее – Положение), настоящее Положение определяет порядок лицензирования геодезической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями,предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности, являются в том числе:

- соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии» (подпункт «а»);

- соблюдение правил использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование геодезических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О геодезии и картографии» (подпункт «г»).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.1995г №209-ФЗ, нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Частью 2 данной статьи установлено, что нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ, геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93 (утв. Роскартографией 15.10.1993) установлено, что топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Согласно требованиям раздела 23 «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» ГКИНП-02-033-82, утв. 05.10.1979г. Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР, составление технического отчета является завершающим видом работ, выполняющихся на объекте. Основные требования к составлению технических отчетов приводятся в пунктах 23.3 – 23.9 настоящей Инструкции. В силу преамбулы указанной инструкции, настоящая Инструкция обязательна для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О геодезии и картографии», геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (далее - материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации).

В составе государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.

В силу пункта 7 указанной статьи, граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав.

Согласно пункту 9 данной статьи, граждане и юридические лица - пользователи материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации - обязаны:

- обеспечивать сохранность полученных во временное пользование указанных материалов и данных и возвращать их в установленные сроки;

- не разглашать содержащиеся в указанных материалах и данных сведения, составляющие государственную тайну.

В силу пункта 10.3. «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации», Предприятия, выполняющие топографо-геодезические работы на территориях городов, поселков городского типа и райцентров для целей промышленного, жилищно-гражданского и сельскохозяйственного строительства, передают органам архитектуры и градостроительства на хранение и для использования в народном хозяйстве без права реализации другим потребителям копии оригиналов топографических планов на недеформирующихся материалах и документацию к ним, по одному экземпляру каталога (списка) координат и высот геодезических пунктов и технического отчета о выполненных работах. Стоимость работ по изготовлению передаваемых материалов предусматривается в проектно - сметной документации организацией - подрядчиком по согласованию с органами архитектуры и градостроительства на местах.

Обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Пунктом 10.7 указанной Инструкции установлено, что выдача предприятиям геодезических данных из каталогов пунктов триангуляции и полигонометрии и каталогов высот марок и реперов нивелирной сети производится по действующим расценкам инспекциями госгеонадзора и ЦКГФ после соответствующего оформления заявления - разрешения на производство топографо-геодезических работ, а также и в других обоснованных случаях.

Сведения об исполненных топографо-геодезических, картографических и аэросъемочных работах выдаются предприятиям по действующим расценкам инспекциями госгеонадзора и ЦКГФ только в объеме их действительной потребности.

Указанные данные выдаются предприятиям на основе письменных запросов, в которых должно быть точно указано, какие сведения и данные необходимы и для каких целей, номер и дата заявления - разрешения на производство топографо-геодезических работ, оформленного в установленном порядке в инспекции госгеонадзора или органе архитектуры и градостроительства, а также гарантии оплаты услуг.

Согласно пункту 1 Инструкции «О порядке передачи сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации иностранным государствам и международным организациям», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 120, настоящая Инструкция устанавливает порядок передачи сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации иностранным государствам и международным организациям, а также определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти по распоряжению указанными сведениями».

Согласно пункту 5 указанной Инструкции, обеспечение федеральных органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений сведениями о координатах геодезических пунктов отдельных участков территории Российской Федерации, где им разрешено производство топографо-геодезических, картографических и других работ, осуществляется Федеральной службой геодезии и картографии России в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия, организации и учреждения обязаны обеспечить строгий учет и сохранность сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации, составляющих государственную тайну либо отнесенных к служебной информации ограниченного распространения, а также материалов, позволяющих определить эти координаты, и использовать указанные сведения только по прямому назначению.

Передача этих сведений одними федеральными органами исполнительной власти другим, а также предприятиям, организациям и учреждениям может осуществляться только с письменного разрешения Федеральной службы геодезии и картографии России.

Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 5 августа 2002 г. № 114-пр, утверждена «Инструкция о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда».

В силу пункта 2.5 данной Инструкции, предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения № 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

На основании разрешения организация - фондодержатель, указанная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы (пункт 2.15 рассматриваемой Инструкции).

Плата за пользование материалами и данными фонда, включающая в себя затраты на их создание и хранение, а также плата за услуги взимается в размере, устанавливаемом Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на хранении в которых находятся материалы и данный фонда (пункт 2.17 Инструкции).

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют суду сделать вывод, что ООО «Далькомзем» осуществляло предпринимательскую деятельность в области геодезии с нарушением лицензионных требований и условий, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в силу вышеуказанной нормы административного законодательства, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Факт правонарушения, подтверждается актом плановой выездной проверки №020-11 от 17.05.2011 г., протоколом об административном правонарушении № 14 от 18.05.2011 г., межевыми планами, актами по результатам контроля полевых/камеральных работ, лицензией № ДВГ- 00774Г от 12.10.2009, пояснениями участников процесса.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Обществавыражается в осуществлении деятельности с нарушением условий специального разрешения (лицензии). При этом у организации имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований, однако Обществом не было принято всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.

Суд, проверив в порядке статей 4.2, 4.3 КоАП РФ наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, принимает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, с учетом статьи 4.6 КоАП РФ, отсутствие фактов привлечения ООО «Далькомзем» к административной ответственности. В связи с изложенным, суд считает возможным, с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ применить к ООО «Далькомзем» меру ответственности в виде предупреждения.

Порядок, сроки привлечения организации к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Далькомзем», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрированное 16.11.2009г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак