Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5659/2014
27 июня 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Хабаровской транспортной прокуратуры
о привлечении Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ
Сущность дела: Хабаровская транспортная прокуратура (далее – прокуратура, заявитель, административный орган) обратилась в арбитражный суд с требованием привлечь Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В установленный судом срок от лица, привлекаемого к ответственности, поступил отзыв на заявление, согласно которому учреждение с заявленным требованием не согласно, полагает, что оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется в связи с отсутствием события вменяемого административного правонарушения.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта» (далее – ФБОУ ВПО «НГАВТ», учреждение), расположенное по адресу: 630099, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025403202440, ИНН <***>, и на основании лицензии от 08.09.2011г. № 1850, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, имеет право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложениями к лицензии.
В период с 11.03.2014г. по 28.03.2014г. Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения Хабаровским филиалом ФБОУ ВПО «НГАВТ», расположенным по адресу: 680007, <...>, законодательства об образовании.
В ходе проверки установлено, что в период с 2013 по 2014 год Хабаровским филиалом ФБОУ ВПО «НГАВТ» (далее – Филиал) проводились курсы повышения квалификации по программам «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств», «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры» и «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры», разработанным и утвержденным 18.01.2012 ректором ФБОУ ВПО «НГАВТ» и согласованным с руководителем Федерального Агентства морского и речного транспорта.
Вместе с тем, при исследовании положений основных образовательных программ прокуратурой установлено, что предмет «Транспортная безопасность» в Филиале не преподается, данная деятельность выходит за рамки основных учебных программ, предусмотренных лицензией от 08.09.2011 № 1850, что является нарушением пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
21.04.2014г. по установленному проверкой факту Хабаровским транспортным прокурором Демидовой М.А. в отношении ФБОУ ВПО «НГАВТ» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем в присутствии представителя учреждения – директора Филиала ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.04.2014г. № 13/14, вынесено соответствующее постановление.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФБОУ ВПО «НГАВТ» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности определен как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 указанной статьи, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно части 4 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. №966 (далее – Положение о лицензировании).
Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности установлены пунктом 6 Положения о лицензировании.
В силу подпункта «г» названного пункта к лицензионным требованиям относится наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, к основным образовательным программам относятся, в том числе:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
К дополнительным образовательным программам, в силу части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Как следует из материалов дела, ФБОУ ВПО «НГАВТ» имеет бессрочную лицензию от 08.09.2011г. № 1850, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложениями.
Хабаровский филиал ФБОУ ВПО «НГАВТ» осуществляет свою деятельность в сфере основного и дополнительного образования на основании вышеуказанной лицензии по 14 утвержденным программам обучения.
Так, в соответствии с приложением № 7.3 к лицензии от 08.09.2011 № 1850 в качестве основных профессиональных образовательных программ Филиала в лицензии указаны «Экономика», «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Электроэнергетика и электротехника», «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», «Судовождение (инженер)», «Судовождение (специалист)», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Технология транспортных процессов», «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)».
В соответствии с пунктом 13 приложения № 7.3 к лицензии Филиалу предоставлено право на проведение дополнительных образовательных программ повышения квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ.
Проверкой установлено, что в период с 2013 по 2014 год Хабаровским филиалом ФБОУ ВПО «НГАВТ» проводились курсы повышения квалификации по программам «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств», «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры» и «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры», разработанным и утвержденным 18.01.2012 ректором ФБОУ ВПО «НГАВТ» и согласованным с руководителем Федерального Агентства морского и речного транспорта. Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: приказами директора Филиала ФИО1 о выпуске учебных групп от 27.04.2013г. № 3-ТБ, от 08.03.2013г. № 1 от 16.02.2013г. № 1-ТБ, от 17.02.2014г. №25а, удостоверениями о повышении квалификации, объяснениями лиц, проходивших обучение, объяснениями преподавателей, объяснением директора Филиала, рабочими программами, договорами об оказании платных образовательных услуг от 22.04.2013г. № 206/13, от 29.04.2013г. № 224/13, от 26.11.2013г. № 379/13, платежными документами об оплате за обучение.
Вместе с тем, вышеуказанные программы не разработаны и не утверждены ФБОУ ВПО «НГАВТ» как отдельные профессиональные образовательные программы, такая программа как «Транспортная безопасность» не входит в перечень основных профессиональных образовательных программ, согласно приложению № 7.3 к лицензии от 08.09.2011г. № 1850.
При этом, как следует из отзыва ФБОУ ВПО «НГАВТ», направления подготовки по тематике «Транспортная безопасность» входят в рабочую программу, составленную на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 180700.62 «Технология транспортных процессов», следовательно, направление «Транспортная безопасность» является частью образовательного процесса по основной профессиональной образовательной программе «Технология транспортных процессов».
Таким образом, учитывая, что программа «Транспортная безопасность» не является, согласно приложению № 7.3 к лицензии от 08.09.2011г. № 1850, основной профессиональной образовательной программой, Филиал не мог проводить курсы повышения квалификации по такой программе.
При этом суд полагает преждевременным вывод прокуратуры о необоснованном получении образовательным учреждением прибыли от рассматриваемой деятельности, поскольку филиалом фактически были оказаны образовательные услуги и проведены курсы повышения квалификации по одной из основных профессиональных образовательных программ, указанной в приложении № 7.3 к лицензии от 08.09.2011г. № 1850, но только не в полном объеме основной программы, а в части направления «Транспортная безопасность».
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о несоблюдении образовательным учреждением требований подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. № 966, что свидетельствует о наличии в действиях ФБОУ ВПО «НГАВТ» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного ФБОУ ВПО «НГАВТ», подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ суд считает доказанной также и вину учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у лицензиата имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований лицензионного законодательства при осуществлении образовательной деятельности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее учреждение к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, суд считает возможным применить меру наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта», расположенное по адресу: 630099, <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1025403202440, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак