ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5781/13 от 10.07.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-5781/2013

12 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.07.2013 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 12.07.2013 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лашуня Ю. С., помощником судьи Ивановой А. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания № 003778 от 24.05.2013г.

при участии:

от Заявителя – представитель не явился;

от административного органа – ФИО1, представитель по доверенности 24.01.2013г. № 103; ФИО2. представитель по доверенности № 130 от 21.03.2013 г.

Сущность спора: Дальневосточное Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление, УГЖДН Ространснадзора) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) № 003778 от 24.05.2013г., которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представители заявителя, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

.

Представители административного органа в судебном заседании против требований Управления возражали по доводам отзыва.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.07.2013 г. по 10.07.2013 г.

Суд установил:

26.04.2013, Дальневосточной транспортной прокуратурой при проведении проверки соблюдения УГЖДН Ространснадзора расположенного по ул. Тургенева, 34 г. Хабаровск, законодательства об энергосбережении выявлены нарушения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ):

Не организованно и не проведено первое энергетическое обследование используемых Управлением (частей здания), строений, сооружений в период со дня вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ до 31 декабря 2012 г.

По установленному проверкой факту 25.04.2013 г. заместителем Дальневосточного транспортного прокурора Степчук М. И. в присутствии законного представителя Управления – врио начальника Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 , возбуждено в отношении Управления дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Уведомлением от 16.05.2013 г. № 07-31/3511 законный представитель Управления вызывался на рассмотрение дела об административном правонарушении 24.05.2013 в 16-00. Уведомление вручено 20.05.2013 вход № 1545, о чем свидетельствует оттиск входящего штампа.

24.05.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки старшим государственным инспектором отдела энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 в присутствии законного представителя Управления – врио начальника Управления ФИО3, вынесено постановление № 003778 о привлечении УГЖДН Ространснадзора к административной ответственности по части 8 статье 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Изучив доводы заявления, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 9.16 КоАП РФ, несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009)

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (статья 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009).

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Статья 16 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 устанавливает перечень лиц, для которых энергетическое обследование является обязательным, в том числе организации с участием государства или муниципального образования.

К указанным лицам относятся:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Данные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования проводятся не реже чем один раз каждые пять лет, в силу части 2 указанной статьи.

На основании вышеизложенного следует, что у Управления была обязанность до 31.12.2012 организовать и провести энергетическое обследование. Заявителем данная обязанность в установленный законом срок не была выполнена.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела и не отрицается Обществом.

Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина управления заключается в непринятии всех мер по соблюдению требований Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения, суду не представлено.

Доводы заявителя об отсутствии финансирования, а также об отсутствии у Управления вышеуказанной обязанности ввиду того, что Управление занимает помещение, расположенное по адресу: <...> на правах арендатора на основании договора аренды от 01.12.2013 № 14/12 на 2013 год (ранее договор аренды от 27.09.2012 № 14/11 - на 2012 год) и в договоре аренды мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не указаны, отклоняются судом как необоснованные.

Доказательств своевременного обращения за выделением на вышеуказанные цели финансирования, суду не представлены. Письмо Управления № 4.3-6/661 о выделении дополнительного финансирования для проведения обязательного энергетического обследования датировано 24.05.2013 г., между тем соответствующая обязанность должна была быть исполнена до 31.12.2012 г.

Абзац 2 Разъяснений Минэнерго России "По отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования" на которые в обосновании своего доводы ссылается заявитель, указывает на то, что Одновременно сообщаем, что настоящие разъяснения Департамента не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Разъяснения Департамента имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях.

Кроме того, в силу пункта 2.3 (Обязательное энергетическое обследование организаций, расположенных в арендуемых помещениях) указанных Разъяснений Минэнерго России, в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

Таким образом, указанным пунктом с арендаторов, обязанных в силу статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 провести рассматриваемые мероприятия, указанная обязанность не снимается.

Не указание в постановлении обоснования непринятия административным органом данных доводов, не может служить основанием для признания постановления незаконным.

Нарушений процедуры, сроков привлечения к ответственности судом не установлено.

Штраф обоснованно применен административным органом в соответствии с санкцией части 8 статьи 9.16 КоАП РФ с учетом характера правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, в виде минимального штрафа, установленного санкцией данной статьи.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания № 003778 от 24.05.2013г., отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.