ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-590/2022 от 21.06.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                                     № дела А73-590/2022

24 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края  в составе: судьи  Руденко Р.А., с участием помощника судьи Малеваной В.В., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края»

о признании незаконным и отмене постановления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022г. по делу № 09-724/2021X о назначении административного наказания по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

с участием третьих лиц: Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО»

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 4 от 04.04.2021г.;

от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - ФИО2, представитель по доверенности № 05-18/269 от 14.01.2022г.; ФИО3, представитель по доверенности от 14.06.2022г. № 02-113/001;

от Администрации Хабаровского муниципального района - ФИО4, представитель по доверенности № 2.1-23-3419 от 30.05.2022г.

от ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - не явились.

Суд установил: Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022г. по делу № 09-724/2021X о назначении административного наказания по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Определениями от 11.03.2022г. и 06.04.2022г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО».

ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения заседания извещено в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представило отзыв на заявление.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей, не явившихся лиц.

В соответствии со статьями ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.06.2022г. по 21.06.2022г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, считает обжалуемое постановление незаконным, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании представитель Администрации Хабаровского муниципального района поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему, считает обжалуемое постановление незаконным, ответил на вопросы суда.

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, ответил на вопросы суда.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (далее - МУП «Водоканал ХМР», Предприятие) является юридическим лицом, которому присвоены ОГРН-<***>, ИНН-<***>; адрес: 680507, <...>, цокольный этаж.

МУП «Водоканал ХМР»осуществляет пользование водным объектом р. Каменушка на основании РешенияМинистерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00.

Как следует из материалов дела, в адрес Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) поступило обращение из Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.09.2021г. № 479-ж о несанкционированном сбросе МУП «Водоканал ХМР» сточных канализационных вод в р. Каменушка, близ с. Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Управлением установлено, что часть водного объекта р. Каменушка заходит на границу особо охраняемой природной территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский».

Тем самым, водный объект р. Каменушка относится к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Согласно п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021г. № 1096 (далее - Положение) государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).

В соответствии с п.п. «б» п. 8 Положения контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

05.10.2021г. Сотрудниками Управления совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» на основании задания на проведение контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 04.10.2021г. № 6 осуществлен выезд на указанный в обращении участок р. Каменушка.

В ходе проведения надзорного мероприятия, совершен осмотр части акватории р. Каменушка, отобраны образцы воды для проведения исследований на наличие в водном объекте загрязняющих веществ.

По результатам проведения мероприятия визуального загрязнения реки не установлено. На осмотренном участке акватории р. Каменушка места замора гидробионтов не обнаружено.

По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышений в природной воде (проба № 2), на р. Каменушка, в соответствии с фоновыми значениями по нефтепродуктам - в 1,7 раза и сухому остатку - в 1,4 раза. Норматив ПДК по фосфат-ионам превышен в 1,7 раза.

В соответствии с данными ПТО УНВОС ответственным лицом, осуществляющим сброс сточных канализационных вод в р. Каменушка, является    МУП «Водоканал ХМР», объект НВОС очистные сооружения с. Некрасовка (код объекта 08-0227-002275-П).

14.10.2021г. должностным лицом Управления в отношении МУП «Водоканал ХМР» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса», о чем вынесено определение № 09-545/2021х, назначено административное расследование.

Определение № 09-545/2021х от 14.10.2021г. было направлено в адрес МУП «Водоканал ХМР» сопроводительным письмом от 15.10.2021г. № 09-16/11256.

12.11.2021г. в ходе административного расследования по факту административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» был произведен отбор проб природных вод (р. Каменушка) и сточных вод, сбрасываемых МУП «Водоканал ХМР»:

проба № 1, 5, 9 - фон, р. Каменушка, выше сброса сточных (ливневых) вод (координаты № 48°19,957' Е 135° 14,448');

проба № 2, 6, 10 - сброс сточных вод р. Каменушка (№ 48° 18,90Г Е 135°17,489');

проба № 3, 7, 11 - место смешения р. Каменушка № 48° 18,902' Е 135°17,492')

проба № 4, 8, 12 - р. Каменушка, ниже сброса сточных вод (координаты № 48° 18,573' Е 135° 18,278').

Осмотр и отбор проб осуществлялся в присутствии представителя МУП «Водоканал ХМР» эколога ФИО5, действующей на основании доверенности от 12.10.2021г. № 23, с оформлением протокола взятия проб и образцов, который подписан представителем МУП «Водоканал ХМР» без возражений и замечаний.

Осмотр и отбор проб осуществлялся с ведением видеосъемки цифровой видеокамерой JVCGZ-R415GE, инв. № 10134040010, съемка координат навигатором GARMINMONTANA 650t, инв. № 1013403001, заводской № 2JU007372, сертификат о калибровке № 16-325 от 26.05.2020г.

По результатам анализа отобранных проб (протоколы от 26.11.2021г. № 1672/1, № 1673/1, № 1674/1, № 1675/1 и экспертного заключения от 10.12.2021г. № 05.6/2021 установлено:

в пробе сточной воды, наличие следующих загрязняющих веществ с концентрациями: ионы-аммония (проба № 2) - 0,74 мг/дм3, (проба № 6) - 0,76 мг/дм3, (проба № 10) - 0,81 мг/дм3; фенолы общие (проба № 2) - 0,0050 мг/дм3, (проба № 6) -0,0052 мг/дм3, (проба № 10) - 0,0049 мг/дм3; БПК полн (проба № 2) - 9,6 мг/дм3, (проба № 6) - 7,3 мг/дм3, (проба № 10) - 0,73 мг/дм3; нефтепродукты (проба № 2) - 0,0055 мг/дм3; фосфат - ионы (проба № 2) - 0,39 мг/дм3, (проба № 6) - 0,41 мг/дм3, (проба № 10) - 0,40 мг/дм3.

В соответствии с п. 2.3. РешенияМинистерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, использование части водного объекта, указанного в пункте 3.1 настоящего Решения (ручей Медвежий), может производиться водопользователем при выполнении им следующих условий:

п.п.5 ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее - АБВУ), а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в АБВУ и министерство природных ресурсов Хабаровского края;

п.п.8. степень очистки сточных вод должна достигать нормативного уровня;

п.п.9 объем сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод не должен превышать: 110,3 м3/час (максимальный), 243,5424 м3/год, в том числе:

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

В год тыс. м3

м 3 / час

в 2019 – 2038 годах

-

161,4792 м3

243,5424 м3

82,0632 м3

243,5424 м3

110,3 м3

В 3-м квартале 2019 года, должен был установлен прибор учета сбрасываемых сточных вод, учет должен производится инструментальным методами по показаниям средств измерений - расходомера ЭХО - Р-02.

До 12.11.2021г. учет объема сброса сточных вод осуществлять расчетным (косвенным) методом.

Таким образом, было установлено, что на момент проверки 12.11.2021г. на объекте прибор учета сбрасываемых сточных вод отсутствовал.

п.п. 12 максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах не должно превышать следующих значений показателей по:

№ п/п

Наименование загрязняющих веществ и показателей

Содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах мг/дм3

1

2

3

1

взвешенные вещества

0,25   мг/дм3 к фоновому содержанию взвешенных веществ

2

БПК пол

2,1

3

Аммоний-ион

0,5

4

Сульфат-анион

100,0

5

Нефть

0,05

6

Железо

0,1

7

Нитрит-анион

0,08

8

Нитрат-анион

40,0

9

Хлорид-анион

300,0

10

Фосфат-ион по (Р)

0,05

11

Фенолы

0,001

п.п. 12 вода в р. Каменушка в месте сброса сточных вод, в том числе дренажных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям:

Должна отвечать требованиям нормативных правовых актов, в том числе: приказа Минсельхоза России от 13.12.2016г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственногозначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

По результатам административного расследования, должностным лицом установлено, что МУП «Водоканал ХМР» осуществляет пользование водным объектом р. Каменушка (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка) с нарушением требований установленных Решением Министерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, условий использования части водного объекта р. Каменушка, а именно:

учет объема сбрасываемой сточной воды с 01.08.2019г. по 12.11.2021г. осуществлялся не на основании прибора учета объема сбрасываемых сточных вод, а расчетным (косвенным) методом;

сброс сточных (ливневых) вод осуществляется с превышением установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах; чем нарушает требования статей 11, 22, 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ, Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2009г. № 205.

С учетом изложенного, должностным лицом Управления 12.11.2021г. кроме признаков события правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выявлен факт совершения МУП «Водоканал ХМР» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ - «Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий».

Согласно письму МУП «Водоканал ХМР» от 16.11.2021г. № 1588 установка прибора учета на очистных сооружениях с. Некрасовка невозможна, так как для их установки требует модернизации очистных сооружений. У предприятия отсутствуют финансовые возможности на проведение модернизации очистных сооружений. На основании решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17.02.2021г. по делу № 2а-558/2021 собственник водопроводно-канализационного хозяйства – Администрация Хабаровского муниципального района обязана организовать в с. Некрасовка надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении 23.12.2021г. в 11 часов 00 минут МУП «Водоканал ХМР» было извещено уведомлением от 13.12.2021г. № 09-16/14029, которое вручено
13.12.2021г.
представителю МУП «Водоканала ХМР» ФИО1, действующей на основании доверенности № 4 от 11.01.2021г., а также 13.12.2021г. на электронный адрес Предприятия.

23.12.2021г. должностным лицом Управления ФИО6 в отношении МУП «Водоканал ХМР», в присутствии представителя Предприятия  ФИО5, действующей на основании доверенности от 22.12.2021г. № 32, составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2021г. № 09-724/2021х по ст. 7.6 КоАП РФ.

23.12.2021г. копия протокола об административном правонарушении, а также определение от 23.12.2021г. № 09-724/2021х в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ состоится 10.01.2022г. в 15 часов 30 минут, вручена представителю МУП «Водоканал ХМР» ФИО5

10.01.2021г. по результатам рассмотрения материалов проверки, должностным лицом Управления ФИО6 вынесено постановление от 10.01.2021г. № 09-724/2021х о привлечении МУП «Водоканал ХМР» к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителей МУП «Водоканал ХМР» ФИО5, действующей на основании доверенности от 10.01.2022г. № 33, ФИО1, действующей на основании доверенности № 4 от 29.12.2021г.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в Арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований МУП «Водоканал ХМР» указывает на отсутствие вины во вменяемом ему правонарушении.

Так постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 842 от 21.04.2017г. создано МУП «Водоканал ХМР» в целях эффективного и бесперебойного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры Хабаровского муниципального района, своевременного оказания услуг населению.

Указанным постановлением определен учредитель и собственник имущества МУП «Водоканал ХМР» - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района. Муниципальное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Постановлениями Администрации Хабаровского муниципального района № 1292 от 07.07.2017г.; № 1504 от 17.08.2017г.; № 1291 от 07.07.2017г. МУП «Водоканал ХМР» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Хабаровского муниципального района. Предприятие осуществляет деятельность в целях решения социальных задач, а именно бесперебойного обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением населения Хабаровского муниципального района.

Утверждение тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение не является прерогативой Предприятия. Все тарифы регулируемой деятельности устанавливаются Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с учетом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При утверждении тарифов, учитывается нормативная прибыль Предприятия, которая включает в себя средства на возврат займов, кредитов и процентов по ним, расходы на капитальные вложения и расходы на социальные нужды. Иная прибыль не учитывается.

Сборы за предоставляемые предприятием коммунальные услуги направляются на обеспечение оказания этих услуг и заработную плату. Фактически Предприятием коммерческой деятельности не ведется, предоставляются социально - значимые услуги: централизованное водоснабжение и водоотведение.

Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00 одним из условий использования части водного объекта является установка прибора учета объема сброса сточных вод. До настоящего времени технической возможности установки прибора учета у Предприятия не имелось, для установки прибора учета необходимо проведение капитального ремонта ГТС. На основании указанного Решения применяется косвенный метод расчета объема сброса сточных вод.

В 2019г. износ канализационных сетей в с. Некрасовка Хабаровского муниципального района составлял 70%. Согласно амортизационной ведомости за декабрь 2021г. пруд-накопитель «Вишневский-1» имеет износ 80%. Пруд - накопитель «Вишневский-2» имеет износ 80%, система водоотведения 19269,4 п.м. имеет износ 90%.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17.02.2021г. по делу № 2а-558/2021 на Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность организовать надлежащее водоотведение в сельском поселении с. Некрасовка, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Предприятием ежегодно подается декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду с указанием фактических сбросов загрязняющих веществ в водные объект (р. Каменушка). Экологические платежи взимаются с Предприятия, они носят компенсационный характер.

МУП «Водоканала ХМР» неоднократно обращалось в адрес Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края за выделением денежных средств, однако обращения Предприятия оставлены без внимания.

Кроме того, МУП «Водоканал ХМР» указывает, что при проведении проверки был нарушен порядок отбора проб воды, нарушены сроки испытаний, установленные ГОСТ 31861-2012 (Общие требования к отбору проб).

Также МУП «Водоканал ХМР» указывает, что административным органом пропущен двухмесячный срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено 14.10.2021г., а обжалуемое постановление было вынесено 10.01.2022г.

Представитель Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в обоснование своих доводов указывает, что в соответствии с действующим законодательством организация водоотведения в сельском поселении относится к полномочиям администрации Хабаровского муниципального района. Вместе с тем, непосредственная деятельность по водоотведению в поселениях возлагается на МУП «Водоканал ХМР».В целях исполнения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17.02.2021г. по делу № 2а-558/2021 об организации надлежащего водоотведения, исключающее сброс неочищенных сточных вод, Администрацией мероприятия по проектированию реконструкции очистных сооружений канализации с. Некрасовка включены в перечень основных показателей муниципальной программы «Чистая вода на 2022-2027 годы», финансирование которой предусмотрено из средств муниципального района. В Администрации Хабаровского муниципального района находится на исполнении 22 решения по аналогичным вопросам, общий объем финансирования составляет 197 450 000 руб. Администрацией Хабаровского муниципального района 05.03.2021г. Губернатору Хабаровского края направлено письмо об оказании помощи в финансировании строительства очистных сооружений. Также представитель Администрации указывает, что административным органом пропущен двухмесячный срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено 14.10.2021г., а обжалуемое постановление было вынесено 10.01.2022г. Протокол об административном правонарушении составлен за пределами проверки, административного расследования, что нарушает право МУП «Водоканал ХМР».

Представитель ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» в своем отзыве на заявление указывает, что отбор проб сточной воды на р. Каменушка осуществлялся в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» (далее ГОСТ). В ходе отбора были отобраны пробы воды на следующие показания: взвешенные вещества, ионы амония, фосфат-ионы, ВПК, нефтепродукты, фе­нолы.

В соответствии с п. 4.8. ГОСТ допускается отбор проб вручную с использованием спе­циальных приспособлений. В данном случае, пробы воды отбирались при помощи ковша и воронки.

В соответствии с п. 3.7. ГОСТ пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течении сроков, указанных в п. 5.5. с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе. При этом, если в нор­мативном документе на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюда­ются условия хранения проб, регламентированные в этом нормативном документе.

Срок хранения отобранных проб, тара (упаковка) определяется в соответствии с п. 5.5. ГОСТ. Максимальный срок хранения проб воды составляет 24 часа, метод хранения и кон­сервации не определен.

В соответствии с п. 5.3.1.-5.3.5. указанного ГОСТ при необходимости пробы охлаждают (замораживают) сразу после отбора с целью увеличения продолжительности хранения пробы. Пробы на такие показатели, как взвешенные вещества, БПК, аммоний, фосфат и нефтепродукты помещены в термоконтейнер, а пробы воды на показатель фенолы консер­вированы, о чем в протоколах отбора проб сделана отметка.

В соответствии с протоколами № 1/1672, № 2/1673, № 3/1674, № 4/1675 пробы были отобраны и переданы в испытательную лабораторию 12.11.2021г.

Нарушение порядка отбора проб специалистами испытательной лабора­торией не допущено, что свидетельствует о том, что изготовленные протоколы отбора проб и протоколы испытаний являются допустимыми доказательствами по делу.

Представитель административного органа в обоснование своих доводов указывал  на нарушение МУП «Водоканал ХМР» эксплуатацииводного объекта р. Каменушка, нарушение условий установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, считает, что проверка проведена с соблюдением требований законодательства, срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ не пропущен, поскольку событие длящегося правонарушения было выявлено в ходе проверки объекта 12.11.2021г.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Требования по охране окружающей среды и непосредственно водных объектов установлены Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон РФ № 7-ФЗ) и Водным кодексом РФ.

Статьей 1 Водного кодекса РФ установлено, что водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Пунктами 1 и 2 статьи 3 Водного кодекса РФ определено то, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых  нужд,  осуществления  хозяйственной  и  иной  деятельности,  и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 3 Закона РФ № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Пункт 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относит водотоки (реки, ручьи, каналы), которые в силу части 1 статьи 8 Водного кодекса находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, водные объекты предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса на основании договора водопользования.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ определено, что использование акватории водных объектов осуществляется на основании договора водопользования, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 22 Водного кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 68 Водного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства несут административную ответственность.

В соответствии со статьей 75 Закона РФ № 7-ФЗ, виновным в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы качества воды водных объектов установлены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016г. № 552.

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2009г. № 205, который действовал до 01.01.2021г., а в дальнейшем такой порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.11.2020г. № 903.

В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как указано ранее, 12.11.2021г. в результате проведенной проверки установлено, что МУП «Водоканал ХМР» осуществляет пользование водным объектом р. Каменушка (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка) с нарушением требований установленных Решением Министерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, условий использования части водного объекта р. Каменушка, а именно:

учет объема сбрасываемой сточной воды с 01.08.2019г. по 12.11.2021г. осуществлялся не на основании прибора учета объема сбрасываемых сточных вод, а расчетным (косвенным) методом;

сброс сточных (ливневых) вод осуществляется с превышением установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах; чем нарушает требования статей 11, 22, 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ, Приказа Минсельхоза России от 13.12.2016г. № 552,Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2009г. № 205, который действовал до 01.01.2021г., а в дальнейшем Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 09.11.2020г. № 903.

С учетом изложенного, должностным лицом Управления 12.11.2021г. кроме признаков события правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выявлен факт совершения МУП «Водоканал ХМР» длящегося административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ - «Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий».

При таких обстоятельствах, следует признать обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях (бездействиях) МУП «Водоканал ХМР» признаков правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вина Предприятия заключается в действии (бездействии), выраженном в пользование водным объектом р. Каменушка (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка) с нарушением требований установленных Решением Министерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, условий использования части водного объекта р. Каменушка.

Получая в Министерстве природных ресурсов Хабаровского края Решение о предоставлении водного объекта в пользование, МУП «Водоканал ХМР» как хозяйствующий субъект, юридическое лицо, взяло на себя обязательства:

по установке в 3-м квартале 2019 года прибора учета объема сброса, что подтверждается в п. 9 ч. 2.3 (условия использования водного объекта) Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00;

по соблюдению требований приказа Минсельхоз России от 13.12.2016г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», а именно, что вода в р. Каменушка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект будет ему соответствовать.

Отсутствие прибора учета объема сбрасываемых сточных вод приводит к бесконтрольному и сверх нормативному сбросу сточных вод в водный объект, который может привести к истощению водных ресурсов водного объекта р. Каменушка, которая заходит на границу особо охраняемой природной территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский».

Судом не принимаются доводы МУП «Водоканал ХМР» об отсутствии вины, о недостаточности денежных средств, принятию мер к недопущению правонарушения, путем обращения в Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края за выделением денежных средств.

Указанные меры суд находит недостаточными, Предприятие имеет возможность для выполнения возложенных на него обязанностей привлечь заемные денежные средства, однако этого сделано не было. 

МУП «Водоканал ХМР» при получении решения о предоставлении водного объекта в пользование подтвердило свои обязательства финансово, указав размер и источник средств необходимых для реализации этих мероприятий, так как предоставление информации о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации является обязательным, то есть отсутствие такой информации не позволило бы получить МУП «Водоканал ХМР» Решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Доказательств исключительности обстоятельств правонарушения, в соответствии с которыми МУП «Водоканал ХМР» не имело возможности соблюсти требования действующего законодательства Предприятием не представлено.

Таким образом, Предприятие имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Состав правонарушения по ст. 7.6  КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Доказательств исключительности выявленного нарушения, МУП «Водоканал ХМР» суду не представлено.

С учетом характера выявленных нарушений суд не находит оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ и назначении Предприятию административного наказания в виде предупреждения.

С учетом положений со ст. 4.1 КоАП РФ судом не установлено оснований для назначения Обществу наказания ниже низшего предела.

Административное наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции ст. ст. 7.6  КоАП РФ в виде штрафа – 50 000 руб.

Судом не принимается доводы представителей МУП «Водоканал ХМР», а также Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о том, что истек срок привлечения предприятия к административной ответственности на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Как указано ранее, 12.11.2021г. в результате проведенной проверки установлено, что МУП «Водоканал ХМР» осуществляет пользование водным объектом р. Каменушка (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка) с нарушением требований установленных Решением Министерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 29.01.2019г. № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02061/00, условий использования части водного объекта р. Каменушка.

Суд приходит к выводу, что должностным лицом Управления 12.11.2021г. кроме признаков события правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выявлен факт совершения МУП «Водоканал ХМР» длящегося административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ - «Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий».

МУП «Водоканал ХМР» письмом от 16.11.2021г. № 1588 подтвердило факт отсутствия  прибора учета на очистных сооружениях с. Некрасовка.

Двухмесячный срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ не пропущен, поскольку событие длящегося правонарушения было выявлено в ходе проверки объекта 12.11.2021г., обжалуемое постановление вынесено в установленный срок 10.01.2022г.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении судом не установлено существенных нарушений порядка и срока привлечения Предприятия к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Муниципального унитарного предприятия «Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края» о признании незаконным и отмене постановления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022г. по делу № 09-724/2021X о назначении административного наказания по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                  Р.А. Руденко