ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6088/16 от 22.06.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-6088/2016

22 июня 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Автоматика» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к  ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре

о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2016 № 04/16-36/74

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Автоматика» (далее – ООО «Автоматика», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления  ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре (далее – Инспекция, налоговый, административный орган)  от 25.03.2016 № 04/16-36/74, которым общество привлечено к административной ответственности  по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере сорок тысяч рублей.

В соответствии с положениями статей 226 – 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

В установленный судом срок административный орган представил  материалы дела об административном правонарушении и отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 АПК РФ, соблюдены.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Автоматика» осуществляет деятельность платежного агента по приему от плательщиков денежных средства, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Для данных целей Общество использует платежные терминалы, которые содержат в своем составе контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе.

В период с 04.02.2016  по 19.02.2016  в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре по документам, представленным по Требованию от 04.02.2016 № 16-46/1, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», на основании поручения № 29 от 04.02.2016 проведена проверка полноты учета денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники и порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью ООО «Автоматика» за период с 01.01.2016 по 31.01.2016 включительно.

Проверка полноты учета денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники, и порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью проведена выборочным способом по восьми контрольно-кассовым машинам, указанным в акте проверки № 16-15/13 от 19.02.2016.

В ходе проверке установлено следующее.

В кассовую книгу ООО «Автоматика» на 2016 год в проверяемом периоде с 01.01.2016 по 31.01.2016 внесены записи о получении наличных денег по деятельности платежного агента:

Лист №1 за 06.01.2016,

Лист №2 за 12.01.2016,

Лист № 3 за 13.01.2016,

Лист №4 за 14.01.2016,

Лист  №5  за 15.01.2016,     

Лист  №6   за 18.01.2016,      

Лист №7    за 19.01.2016,      

Лист №8    за 20.01.2016,

Лист № 9    за 21.01.2016,     

Лист № 10   за 22.01.2016,

Лист №11    за 25.01.2016,

Лист №12    за26.01.2016,               

Лист №13    за 27.01.2016,  

Лист №14    за 28.01.2016,

Лист № 15   за 29.01.2016.    

Наличные деньги, проведенные ООО «Автоматика» в кассовой книге на 2016 год по приходным кассовым ордерам, не подтверждены документами (сменными отчетами, контрольными лентами, полученными с контрольно-кассовой техники), которые должны отражаться в приходном кассовом ордере - в разделе «основание».

Проверкой также установлено и подтверждается суточными отчетами с гашением, фискальными отчетами, что в проверяемом периоде ООО «Автоматика» с применением контрольно-кассовой техники, получены наличные деньги от осуществления деятельности: 01.01.2016, 02.01.2016, 03.01.2016, 04.01.2016, 05.01.2016, 07.01.2016, 08.01.2016, 09.01.2016, 10.01.2016, 11.01.2016, 16.01.2016, 17.01.2016, 23.01.2016, 24.01.2016, 30.01.2016, 31.01.2016.

Записи по данным датам не внесены в кассовую книгу Общества. Сведения о поступившей денежной наличности в вышеперечисленные даты с указанием суммы и контрольно-кассовой техники, приведены в таблице Приложение № 1, имеющейся в материалах дела.

ООО «Автоматика» приходные кассовые ордера на полученные наличные деньги, за вышеуказанные даты в день их получения, не оформлялись, записи в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров не проводились.

Таким образом, за проверяемый период проверкой установлено 16 случаев неоприходования наличных денег в день их получения в кассу юридического лица на общую сумму 253 734,00 рублей.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки полноты учета денежной наличности от 19.02.2016 № 16-15/13.

Письмом от 24.02.2016 № 16-30/002928, полученным ООО «Автоматика» по юридическому адресу 24.02.2016, законный представитель общества извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении –  26.02.2016 в 11-00 часов по адресу: <...>, кабинет 323.

26.02.2016  старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО1 в отношении ООО «Автоматика» в  отсутствие законного либо иного уполномоченного представителя составлен протокол № 16-36/74 об административном правонарушении,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – 15.03.2016 в 14-00.

Копия протокола  вручена директору общества ФИО2 29.02.2016, что подтверждается его собственноручной подписью.

Определением от 15.03.2016 удовлетворено ходатайство представителя ООО «Автоматика» ФИО3 об отложении рассмотрения дела на 25.03.2016 в 14-00 часов. Копия определения вручена по юридическому адресу общества 24.03.2016, что подтверждается карточкой почтового уведомления.

Постановлением исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО4, вынесенным в присутствии законного представителя общества ФИО2,  ООО «Автоматика» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на  юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» налоговая инспекция наделена правом осуществлять контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства предусмотрен Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указания).

Согласно пункту 4 Указаний кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (пункт 4.1 Указания).

Пунктом 4.6. Указаний установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

Пунктом 5.2. Указаний установлено, что приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Из анализа указанных положений следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу полученных обществом денежных средств, на сумму, отраженную на контрольной ленте с контрольно-кассовой техники.

Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации) и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, неоприходование в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражение всех операций по приходу наличности в день ее поступления в кассовой книге.

Как следует из материалов дела, 19.02.2016 должностными лицами  ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре  в ходе проведенной проверки в отношении платежного агента – ООО «Автоматика» установлено, что в  проверяемый период с 01.01.2016 по 31.01.2016 (включительно) в нарушение Указания ЦБ РФ платежным агентом приходные кассовые ордера на полученные наличные деньги в день их получения не оформлялись, записи в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров не проводились. В  результате за проверяемый период установлено 16 случаев неоприходования наличных денег в день их получения в кассу юридического лица на общую сумму  253 734 рубля 00 копеек.

В своем заявлении общество указывает, что при проверке не учтены положения приказа Общества № 43 от 31.12.2015 «Об установлении сменности и порядка инкассирования в 2016 году» (далее - приказ № 43).

В приказе № 43 в целях надлежащего учета в 2016 году наличных денежных средств вносимых через платежный терминалы самообслуживания (далее - ПТС), отражения их поступления и дельнейшей инкассации наличных денежных средств в кассу Общества и далее в банковское учреждение на специальный счет, ООО «Автоматика» установило понятие рабочей смены. По окончании смены, которая начинается с установки пустой кассеты в ПТС и длится до момента выемки кассеты с наличными денежными средствами, снимаются суточные отчеты с гашением, вносятся записи в журнал КМ-5.

Из объяснений представителей общества, положений приказа № 43,  следует, что оприходование денежной наличности ООО «Автоматика» осуществляет по окончании рабочей смены, установленной локальным актом (приказом № 43).

 Техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, утвержденным Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовой технике от 23.06.1995 определено, что контрольно-кассовая техника должна контролировать продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24 часов. При проведении операций закрытия смены должна быть обеспечена безусловная запись итоговой информации о денежных расчетах с населением в фискальную память.

Как указывалось выше, Указание предусматривает оприходование денежной наличности в день ее поступления. Установление локальным актом длительности рабочей смены превышающей 24 часа либо календарные сутки, не освобождает Общество от возложенной на него обязанности по оприходованию денежной наличности в день ее получения.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что на даты 30.01.2016, 31.01.2016 (срок привлечения к административной ответственности по которым не истек) ООО «Автоматика» приняты наличные деньги в сумме 32 422,00 руб., однако кассовые документы на данную сумму в дни ее получения отсутствуют. Кассовая книга за 30.01.2016, 31.01.2016 Обществом не предъявлена.

Таким образом, ООО «Автоматика» допущены нарушения пунктов 4.5, 5, 5.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Таким образом, нарушение обществом порядка ведения кассовых операций, установленных Указанием, выразившееся в неоприходовании денежной наличности, поступившей в ООО «Автоматика» 30.01.2016, 31.01.2016, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются  актом проверки от  04.02.2016 № 16-15/13, книгой кассира-операциониста, кассовой книгой, кассовыми документами платежного агента, квитанцией банка о зачислении денежных сумм на специальный счет, фискальными отчетами по дням за период с 01.01.2016 по 31.01.2016, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.

Вина общества в совершении административного правонарушения установлена, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Не представлены доказательства об имеющихся обстоятельствах, препятствующих обществу в выполнении законодательства. Обществом не соблюдался установленный нормативным правовым актом порядок в области финансов и финансовой дисциплины, который должен носить устойчивый характер. Проявлено пренебрежительное отношение юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки и, следовательно, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Нормы  Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У  направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. На организации и индивидуальных предпринимателей возлагается публично-правовая обязанность по выполнению требований  Указания ЦБ РФ. При не оприходовании денежной наличности, как того требует Указание УБ РФ, снижается возможность уполномоченными органами контролировать наличный расчет.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности в день её поступления, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Непосредственным объектом состава правонарушения, закрепленного в статье 15.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд  приходит к выводу о наличии  в действиях (бездействии) ООО «Автоматика» состава, административного правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи  15.1 КоАП РФ, и вины общества в совершении данного административного правонарушения.

Существенных нарушений инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, штраф назначен в минимальном размере.

Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, соблюдены. Из содержания оспариваемого постановления следует, что при привлечении к административной ответственности учеты факты нарушений, совершенных обществом 30 и 31 января 2016 года. На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности за эти нарушения  не  истек.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ.

Исходя из обстоятельств, характера совершенного правонарушения, суд считает, что оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.

Налоговый орган при принятии решения о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автоматика» к административной ответственности устанавливал не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и рассматривал вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению законодательства.

Надлежащему соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций законодательно придается серьезное значение, о чем свидетельствует санкция ст. 15.1 ч. 1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения не имеется.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическое лицо не выполнило все зависящие от него меры по ведению кассовых операций, поскольку им не было обеспечено соблюдение требований законодательства РФ.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлены дифференцированные санкции, что позволяет применять эту меру наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ).

Характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность учтены при назначении административного наказания. Юридическому лицу назначена минимальная санкция, предусмотренная частью 1 статьи  15.1 КоАП РФ в виде штрафа 40000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя  являются необоснованными и не подлежат удовлетворению

Руководствуясь статьями 167-170,  211, 226-229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Автоматика» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре от  25.03.2016 № 04/16-36/74 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                               В.А. Шапошникова