Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-6203/2014
07 июля 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
Сущность спора: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В установленный судом срок отзыв на заявление предпринимателем не представлен.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) зарегистрирован 23.07.2004г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272420500133, ИНН <***>, и на основании лицензии от 28.08.2009г. №АСС-27-034766, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании информации, поступившей из Управления транспорта администрации г. Хабаровска, в результате мониторинга транспортных средств посредством системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, в соответствии с распоряжением Врио начальника Управления от 16.05.2014г. № 07-216 Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора (далее – ДВМУ ГАДН) проведена внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, в ходе которой выявлены нарушения лицензиатом лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившиеся в следующем:
- не организован контроль за соблюдением маршрутов движения, не соблюдается схема движения по маршруту регулярных перевозок пассажиров;
- не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- сводительским составом не проводятся в установленном порядке занятия по повышению профессионального мастерства.Документы, установленной формы в ходе проверки не представлены.
Результаты внеплановой проверки зафиксированы в акте проверки от 19.05.2014 № 086.
По факту выявленных нарушений, 19.05.2014 старшим государственным инспектором ДВМУ ГАНД ФИО2 в отношении ИП ФИО1, с его участием составлен протокол 27 №005850/159 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. С выявленными нарушениями предприниматель согласился.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами «з», «и» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, предусмотрено, что к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относятся:
- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).
Согласно пункту 4 статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 (ред. от 26.11.2013), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям; расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства; расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Как установлено судом по материалам дела, в результате мониторинга транспортных средств посредством системы спутниковой навигации ГЛОНАСС Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора установлено, что 04 мая 2014г. в 8 часов 05 минут и 07 мая 2014г. в 9 часов 17 минут водитель автобуса DAEWOOBS-106, государственный номер <***>, следовавший по маршруту № 7, нарушил схему движения, развернул транспортное средство между остановочными пунктами «п.Берёзовка» и «Модуль», тем самым не осуществил обязательную остановку на остановочных пунктах: «Модуль», «Победа», «Поворот ТЭЦ-3», «Общежитие», «ТЭЦ-3».
Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее – Обязательные реквизиты), которые применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В силу пункта 16 Обязательных реквизитов, в путевом листе даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Как следует из материалов дела, предпринимателем не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так, согласно проверенным путевым листам и журнала регистрации медицинских осмотров водителей транспортных средств, установлено, что водитель ФИО3 послерейсовые медосмотры не проходит, что подтверждается путевыми листами от 24.04.2014, 25.04.2014, 05.05.2014, 07.05.2014, №№ 155, 156, 157, 175 соответственно.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.3.5. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15 (далее - Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, Требования), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны осуществлять пассажирские перевозки в соответствии с действующими правилами и инструкциями по конкретному виду деятельности, а так же обеспечивать надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР, является «РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 (далее - РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).
Согласно пункту 2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР № СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом №82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.
Согласно пунктам 2.3., 2.4., 2.5. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы. Принятие зачетов по окончании ежегодной учебы водителей производится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия. По окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдаются свидетельства в установленной форме согласно приложению 1.
В силу пункта 2.8. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.
Как следует из материалов дела, с водительским составом ИП ФИО1 не проводятся в установленном порядке занятия по повышению профессионального мастерства.Документы, установленной формы в ходе проверки не представлены.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем допускаются нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП в виде предупреждения или наложения на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 19.05.2014г. серии 27 № 005850/159, Распоряжением от 16.05.2014г. № 07-216, актом проверки от 19.05.2014г. № 086, письмом Управления транспорта от 10.05.2014г. № 21.2-11/1646, схемой маршрута №7, схемой движения по ГЛОНАСС, договором № 115 об организации регулярных пассажирских перевозок автобусами, лицензией № АСС-27-034766 от 28.08.2009г., путевыми листами от 24.04.2014, 25.04.2014, 05.05.2014, 07.05.2014 №№ 155, 156, 157, 175.
Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание совершение правонарушения впервые, суд считает возможным применить к правонарушителю минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – предупреждение.
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: 680022, <...>, зарегистрированного 23.07.2004г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272420500133, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти днейсо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак