ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6368/16 от 08.07.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-6368/2016

08 июля 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «ДУЭТ»

о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Комсомольску на Амуре от 13.04.2016 г. № 01/16-36/128 о назначении административного наказания

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «ДУЭТ»  (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела (в части устранения опечатки в номере оспариваемого постановления) о  признании незаконным и  отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Комсомольску на Амуре (далее – административный орган, Инспекция, ИФНС по гор. Комсомольску на Амуре) от 13.04.2016 г. № 01/16-36/128 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв,  в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ДУЭТ» зарегистрировано 06.02.2007 Инспекцией ФНС России  по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, ОГРН <***>,  ИНН <***> и осуществляет деятельность  баров по месту осуществления деятельности: пивной бар «Тоннель», расположенный по адресу: ул. Дикопольцева, 35 г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края.

Должностными лицами Инспекции ФНС по гор. Комсомольску на Амуре на основании поручения начальника Инспекции № 75  от 29.03.2016 г., проведена проверка деятельности ООО «ДУЭТ» по вышеуказанному адресу.

В ходе проверки установлено следующее:

29.03.2016 в 16 часов 10 минуты в пивном баре «Тоннель», расположенном по адресу: ул. Дикопольцева, 35, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края, барменом ФИО1 осуществлен наличный денежный расчет за 1 литр пива «Рижского» по цене 132 рубля в розлив в пластиковую бутылку по цене 14 рублей, на общую сумму 146 рублей без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи на руки покупателю кассового чека.

При осуществлении наличного денежного расчета выдан чек серии АВ № 000050, оформленный не на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку, т.к. он не содержит следующие обязательные реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения:

пп. Д - вид услуги,

пп. Ж - размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты,

пп. З - дату осуществления расчета (реквизит не заполнен),

пп. И - фамилию, имя и отчество ответственного за совершение операции и правильность ее оформления.

В нарушение п. 8 Положения при заполнении бланка чека не было обеспечено заполнение одновременного оформления копии документа.

В нарушение п. 10 Положения стоимость покупки заполнена не разборчиво.

При рассмотрении дела об административном правонарушении  руководителем Общества представлена на обозрение заполненная часть чека серии АВ № 000050. Однако материалами административного дела установлено, что в момент осуществление денежного расчета, корешок чека не был заполнен, что подтверждается фотокопией указанного документа.

В момент осуществления наличного денежного расчета была осуществлена продажа пива по цене 132 руб. и бутылки по цене 14 руб., что само по себе не является услугой. Следовательно, с учетом положений п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении денежного расчета за продажу указанного товара, должна применяться контрольно-кассовая техника.

Материалами дела об административном правонарушении установлено неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличного денежного расчета, в результате чего нарушены:

- п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями и дополнениями).

Факт нарушения отражен в акте проверки от 29.03.2016 г. № 0016751

30.03.2016 г. по установленному факту 27.02.2014 г.  заместителем начальника отдела оперативного контроля  ИФНС по гор. Комсомольску на Амуре ФИО2., в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3,  составлен в отношении ООО «ДУЭТ» протокол об административном правонарушении № 16-36/128 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью  2 статьи 14.5 КоАП РФ.

13.04.2016 г. по результатам рассмотрения материалов проверки и.о. начальника  Инспекции ФИО4  присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3,  вынесено постановление № 04/16-36/128 от 13.04.2016 о привлечении ООО «ДУЭТ» к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы заявления, отзыва на заявление,  исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Указанное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи  2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 указанной статьи, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона N 54-ФЗ,  для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники (далее – Положение).

В силу пункта 2 Положения бланки строгой отчетности, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, оформляются в случае оказания услуг населению в виде квитанции, билетов, проездных документов, талонов, путевок, абонементов и других документов, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Как следует из пункта 3 Положения, документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения: а) наименование документа, шестизначный номер и серия; б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; д) вид услуги; е) стоимость услуги в денежном выражении; ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; з) дата осуществления расчета и составления документа; и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

В силу пункта 8 Положения, при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;

б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;

в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Пунктом 10 Положения установлено, что бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом указанных нормоположений, а именно установлено, что 29.03.2016 в 16 часов 10 минуты в пивном баре «Тоннель», расположенном по адресу: ул. Дикопольцева, 35, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края, барменом ФИО1 осуществлен наличный денежный расчет за 1 литр пива «Рижского» по цене 132 рубля в розлив в пластиковую бутылку по цене 14 рублей, на общую сумму 146 рублей без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи на руки покупателю кассового чека.

При осуществлении наличного денежного расчета выдан чек серии АВ № 000050, оформленный не на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку, т.к. он не содержит следующие обязательные реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения:

пп. Д - вид услуги,

пп. Ж - размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты,

пп. З - дату осуществления расчета (реквизит не заполнен),

пп. И - фамилию, имя и отчество ответственного за совершение операции и правильность ее оформления.

В нарушение п. 8 Положения при заполнении бланка чека не было обеспечено заполнение одновременного оформления копии документа.

В нарушение п. 10 Положения стоимость покупки заполнена не разборчиво.

Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях Общества признаки административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суду не представлены необходимые доказательства принятия исчерпывающих мер к недопущению данного нарушения.

Факт административного правонарушения и вина Общества нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Нарушений процедуры привлечения к ответственности, сроков привлечения к ответственности судом не установлено.

Довод заявителя о нарушении Инспекцией процедуры проведения проверки отклоняется судом как необоснованный.

Доказательств, свидетельствующих о том, что доказательства по настоящему делу получены Инспекцией в ходе контрольной закупки в материалах дела не имеется. Данный довод заявителя основан на предположении.

Установление должностными лицами налоговых органов факта неприменения контрольно-кассовой техники (применения ККМ с нарушениями требований действующего законодательства) при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами, не участвующими в проведении проверки, не может расцениваться как недопустимые доказательства по делу об административном правонарушении (полученные с использованием контрольной закупки).

Проверочные мероприятия Инспекции по применению организацией контрольно-кассовой техники в данном случае не являются проверочной закупкой в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае мероприятия по контролю проведены сотрудниками инспекции открыто (гласно). Доказательств проведения оперативно-розыскного мероприятия в форме контрольной закупке суду не представлено.

Кроме того, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 26.06.2015 г. разъяснено, исходя из положений абзаца четвертого п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольная закупка) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части, касающейся оперативно-розыскных мероприятий по проведению проверочной закупки.

Правоотношения в области привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, суд не усматривает существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности и проведения проверки, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о привлечении к ответственности.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Смягчающих ответственность обстоятельств, судом не установлено.

В качестве отягчающего обстоятельства административный орган обоснованно указал факт привлечения лица ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения (постановление от 08.09.2015 г. № 04/16-36/373).

Исходя из обстоятельств дела, характера правонарушения, наличия отягчающих вину обстоятельств, суд пришел к выводу, что административный орган обоснованно применил меру ответственности в пределах санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде минимального административного штрафа, установленного данной нормой.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, судом не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «ДУЭТ» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Комсомольску на Амуре от 13.04.2016 г. № 01/16-36/128 о назначении административного наказания, отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается  через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                             А. В. Зверева