ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6429/16 от 08.07.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      дело № А73-6429/2016

08 июля 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от 28.04.2016г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 13155/15/27027.

По определению суда от 12.05.2016г. административным органом представлен отзыв на заявление по существу административного правонарушения, а также материалы административного производства.

Представитель заявителя, извещенный о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, возражения на отзыв в установленный судом срок не представил.

Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев доводы представителя заявителя, административного органа,  исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - заявитель, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.

Из материалов дела следует, что 28.09.2015г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю на основании исполнительного листа серии ФС № 000978515, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 30.03.2015г. по делу № 2-6545/2014 на основании решения от 28.11.2014г., вступившего в законную силу 11.03.2015г., возбуждено исполнительное производство № 13155/15/27001-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление.

Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность – предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 квадратных метров в г. Комсомольске-на-Амуре на состав семьи один человек.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена  должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Данным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с положениями статьи 105 Закона РФ № 229-ФЗ - в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судебным приставом-исполнителем 09.12.2015г. вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

09.02.2016г. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края направлено требование судебного пристава от 09.02.2016г. № 27027/15/13155 об исполнении решения суда в тридцатидневный срок, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, а также в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава - исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных, непреодолимых препятствиях, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнение решения суда.

В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.

Аналогичное требование от 12.04.2016г. № 27027/15/13155 об исполнении решения суда было вручено должнику 13.04.2016г. Срок исполнения установлен – до 20.04.2016г.

Также в требовании указано, что в случае невыполнения требования от 12.04.2016г. № 27027/15/13155 должнику необходимо явиться 21.04.2016г. в 11 часов 00 минут в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: <...>, каб. № 3 с документом, удостоверяющим личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

По состоянию на 21.04.2016г. должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

В связи с чем, 21.04.2016г. судебным приставом-исполнителем в отношении должника – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол № 166/01 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

21.04.2016г.  и.о. начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО2 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении  на 28.04.2016г. на 11 час. 20 мин. по адресу: <...>, каб. № 3.

Копия протокола об административном правонарушении, а также  определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 22.04.2016г. под входящий номер.

По состоянию на 28.04.2016г. должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.

Ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, в адрес отдела судебных приставов не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.

28.04.2016г. начальником Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО3 в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит указанное постановление отменить.

Исследовав материалы дела и представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 5 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» - в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» - судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 36 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи.

Статьей 12 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что к исполнительным документам кроме прочего относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, постановления судебного пристава-исполнителя.

Прядок исполнения судебных актов неимущественного характера определен Главой 13 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 105 Закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С учетом изложенного, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности при соблюдении двух условий – 1. неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, 2. - вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как указано ранее, 28.09.2015г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю на основании исполнительного листа серии ФС № 000978515, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 30.03.2015г. по делу № 2-6545/2014 на основании решения от 28.11.2014г., вступившего в законную силу 11.03.2015г., возбуждено исполнительное производство № 13155/15/27001-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление.

Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность – предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 квадратных метров в г. Комсомольске-на-Амуре на состав семьи один человек.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена  должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Данным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с положениями статьи 105 Закона РФ № 229-ФЗ - в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судебным приставом-исполнителем 09.12.2015г. вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Судом установлено, что Министерство обжаловало постановление от 09.12.2015г. о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в Центральный районный суд г. Хабаровска.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 02.03.2016г. по делу №а-1763/2016 в удовлетворении требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей от 09.12.2015г., в том числе,  по исполнительному производству № 13155/15/27027 отказано.

Определением Хабаровского краевого суда от 03.06.2016г. по делу № 33а-4150/2016 решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 02.03.2016г. отменено, постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. от 09.12.2015г. по исполнительному производству № 13155/15/27027 признано незаконным.

Отменяя решение суда первой инстанции, Хабаровский краевой суд пришел к следующим выводам.

Положения пункта 13 части 1 статьи 64, статьи 105 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве», а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленных в письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014г. № 0001/16, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014г.

В силу указанных норм, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 7 статьи 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» - суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П - исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решений суда отсутствует.

Также судебная коллегия Хабаровского краевого суда пришла к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в частности, в министерство строительства Хабаровского края своевременно направлены заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для взыскателей, в том числе для ФИО1, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ - вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Как указано ранее, часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. от 09.12.2015г. по исполнительному производству № 13155/15/27027 признано незаконным определением Хабаровского краевого суда от 03.06.2016г. по делу № 33а-4150/2016.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод, что в действиях  (бездействиях) Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора отменено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от 28.04.2016г. о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к административной ответственности по ч. 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 13155/15/27027.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                            Р.А. Руденко