ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6493/14 от 17.06.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6493/2014

17 июня 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой М.Д.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: представитель не явился

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель не явился.

Сущность спора:  Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – административный орган, Управление) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – Предприятие, МУП «ПАТП № 1») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Стороны, извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя не обеспечили.

МУП «ПАТП № 1» отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности не представило, ходатайством от 09.06.2014 просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.

В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.

Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Суд установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1», зарегистрировано 27.12.2002 г. Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по г. Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером 1022700516695, ИНН <***> и на основании лицензии от 15.01.2010г. № АСС-27-034849, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

На основании распоряжения от 19.05.2014г. № 07-88к в отношении МУП «ПАТП № 1» была проведена внеплановая документарная проверка.

21.05.2014г. по адресу: <...> инспектором Управления установлен факт грубого нарушения МУП «ПАТП № 1» требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), имеет место нарушения режима труда и отдыха водителей, у ряда водителей зафиксирована значительная переработка, а также механик ФИО1 должностное лицо предприятия, связанный с безопасностью дорожного движения, не прошел в установленном законодательством порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности.

По результатам проверки составлен акт от 21.05.2014г. № 07-88к. При проверке присутствовал директор ФИО2

21.05.2014г. в отношении МУП «ПАТП № 1» при участии директора ФИО2 составлен протокол серии 27 № 005822 об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктом «з» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

В силу части 4 указанной статьи, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

В целях формирования единой политики в области обеспечения безопасности дорожного движения при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 утверждены «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (далее – Требования).

Пунктами 2.6.2. и 2.3.6. вышеуказанных Требований установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны вести учет рабочего времени водителей и обеспечивать надежность водительского состава за счет соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (далее – Положение), установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно пункту 25 Положения от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На МУП «ПАТП № 1» установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Водители работают по графику. Графики работы (сменности) на линии составляются за месяц. К проверке представлены ведомости учета рабочего времени водителей за апрель 2014г. Установлено, что в апреле 2014г. при установленной норме рабочего времени 175 часов у 78,5% водителей зафиксирована значительная переработка, в том числе у водителей, совершивших дорожно-транспортные происшествия. Так водитель ФИО3 в апреле 2014г. отработал 218,73 часа (переработка за месяц составила 43,73 часа), водитель ФИО4 в апреле 2014г. отработал 300,5 часа (переработка за месяц составила 125,5 часа).

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В силу абзаца 4 пункта 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение N 1).

Согласно Приложения №1 к указанному перечню относятся специалисты:

- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Контроль технического состояния автобусов МУП «ПАТП № 1» перед выездом на линию проверяет механик ФИО1. Данный механик аттестацию не прошел.

Поскольку деятельность юридических лиц по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В данном случае перечень грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий установлен в пункте 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В силу указанного пункта, под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вменяя предприятию предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из того, что МУП «ПАТП № 1» неоднократно привлекалась к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.11.2013г. по делу № А73-11866/2013.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях МУП «ПАТП № 1» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения административным органом доказан. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 21.05.2014г. 27 № 005822; актом проверки от 21.05.2014г. № 07-88к.

Вина предприятия выражается в грубом нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предприятия, судом по материалам дела не установлено, в связи с чем суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафной санкции, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 272401001, ОКТМО 08709000001, счет № 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

Порядок, сроки привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1», расположенное по адресу: 681027 Хабаровский край, г. Комсомольск на Амуре, ул. Кирова, 78, зарегистрированное 27.12.2002 г. Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по г. Комсомольску на Амуре за основным государственным регистрационным номером 1022700516695, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40.000 (сорока тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников