ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6526/2010 от 03.08.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73 - 6526/2010

«03» августа 2010 г.

Резолютивная часть судебного акта объявлена 03.08.2010.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска

к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой»

о ликвидации юридического лица,

при участии в судебном заседании:

от Инспекции – Тонконогова С.Н., старший государственный налоговый инспектор правового отдела, доверенность от 31.12.2009 №48347;

от Общества – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой» (далее – Общество) о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой».

Требования Инспекции о ликвидации юридического лица обоснованы допущенными Обществом грубыми неоднократными нарушениями законов, выразившимися в непредставлении сведений о фактическом адресе места нахождения юридического лица, об учредителе, руководителе организации, в фактическом отсутствии исполнительных органов юридического лица, а также нарушении принципа достоверности информации, содержащейся в едином информационном ресурсе.

Представитель Инспекции в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Суду представлены налоговая отчетность Общества, материалы регистрационного дела.

Представитель Общества в судебное заседание не явился. Определение суда о времени и месте судебного заседания, направленное по известному адресу Общества: 680000, г.Хабаровск, ул.Комсомольская, 28-38, возвращено отделением связи с отметкой «истек срок хранения».

Дело рассматривается в отсутствие представителя Общества по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Судом установлены   следующие обстоятельства:

ООО «Ремстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска 13.12.2005.

Общество создано на основании решения учредителя ООО «Ремстрой» от 08.12.2005, которым утверждены Устав и уставный капитал организации, состоящий из одной доли.

Согласно учредительным документам Общества, единственным учредителем юридического лица является Щербинин Евгений Юрьевич, которому принадлежит 100% доли уставного капитала. Щербинин Е.Ю. – единоличный исполнительный орган Общества, директор. Полномочия директора Общества исполняет Крутских Сергей Николаевич; местом нахождения организации определен адрес – 680013, г.Хабаровск, ул.Ленина, 75.

Решением участника ООО «Ремстрой» Щербинина Е.Ю. от 09.08.2006 изменено местонахождение Общества на 680000, г.Хабаровск, ул.Комсомольская, 28-38, полномочия директора возложены на Орлова О.А., в связи с чем, внесены изменения и дополнения в Устав организации. Указанные изменения зарегистрированы ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска 15.08.2006.

26.02.2009 участником Общества Щербининым Е.Ю. принято решение о выходе его из состава участников ООО «Ремстрой» и передаче доли в уставном капитале организации в размере 100% Аминову Фарухджону Авазовичу, в связи с чем, последний принят в состав участников организации. Также решением участника от 26.02.2009 изменено место нахождения Общества, местом нахождения юридического лица принято считать – г.Москва, ул. 10-летия Октября, 11.

Решением участника ООО «Ремстрой» Аминова Ф.А. от 26.02.2009 утвержден Устав Общества в новой редакции; полномочия директора исполняет Аминов Ф.А.

27.02.2009 в целях государственной регистрации последних указанных изменений ООО «Ремстрой» Аминов Ф.А. обратился в ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Рассмотрев заявление Общества, а также комплект представленных на государственную регистрацию документов, ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска 06.03.2009 приняло решение №584 об отказе в государственной регистрации. Указанное решение Инспекции обосновано представлением Обществом для государственной регистрации изменений заявления по форме №Р13001 и решения, содержащих недостоверные сведения об учредителе Щербинине Е.Ю., что послужило основанием для вывода о непредставлении соответствующих документов.

В результате мероприятий налогового контроля, а также на основании сведений, поступивших из Отдела ЗАГС Железнодорожного района администрации г.Хабаровска, Инспекцией установлено, что единственный учредитель ООО «Ремстрой» Щербинин Е.Ю. умер 27.03.2007.

Учитывая, что в регистрирующем органе отсутствуют сведения о лицах, принявших наследство учредителя организации Щербинина Е.Ю., полагая, что ООО «Ремстрой» допущены грубые неоднократные нарушения законов, выразившиеся, в фактическом отсутствии исполнительных органов юридического лица, несообщении сведений о фактическом адресе места нахождения организации, а также принимая во внимание непредставление Обществом в налоговый орган налоговой отчетности с января 2009 года, неуплату последним налогов, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав   представителя налогового органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Из заявления Инспекции следует, что ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска, в ходе проведения выездной налоговой проверки ОАО «ХРСК», совместно с правоохранительными органами, было установлено, что единственный учредитель ООО «Ремстрой» Щербинин Евгений Юрьевич умер 27.03.2007; соответствующие сведения поступили в Инспекцию из отдела ЗАГС Железнодорожного района администрации г.Хабаровска.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе: письмом УФНС России по Хабаровскому краю от 21.10.2009 №09-51/5235 дсп@, справкой о смерти от 13.05.2008 №27/2584 Отдела ЗАГС Железнодорожного района администрации г.Хабаровска.

Согласно пункту 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью.

Как следует из материалов дела, Устав Общества не содержит каких либо положений о переходе доли в уставном капитале в случае смерти участника организации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерацииорганы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пояснениям представителя Инспекции и представленным в материалы дела документам какие-либо сведения о лице, принявшем наследство учредителя ООО «Ремстрой» Щербинина Е.Ю. отсутствуют.

Письмом от 10.11.2009 №05-54/42087 налоговый орган уведомил Общество о необходимости в срок до 30.11.2009 внести изменения в учредительные документы юридического лица в части сведений об учредителе Щербинине Е.Ю., который по данным Отдела ЗАГС Железнодорожного района администрации г.Хабаровска 29.03.2007 умер, а также представить заявление о внесении изменений в сведения, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Из материалов дела следует, что с заявлением о внесении соответствующих изменений в учредительные документы ООО «Ремстрой» относительно участников организации в регистрирующий орган не обращались.

Частью 1 статьи 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства смерти единственного учредителя Общества - Щербинина Е.Ю. 27.03.2007, а также отсутствие в деле доказательств перехода доли Щербинина Е.Ю. в уставном капитале Общества к его наследникам, суд приходит к выводу о том, что 26.02.2009 решение о выходе Щербинина Е.Ю. из состава участников ООО «Ремстрой» и передаче последним доли в уставном капитале организации в размере 100% Аминову Ф.А. не могло быть принято. В связи с чем налоговым органом было правомерно отказано в государственной регистрации заявленных изменений.

Согласно заявлению Инспекции, непредставление ООО «Ремстрой» сведений об учредителе, руководителе организации, фактическое отсутствие исполнительных органов юридического лица, свидетельствуют о допущенных Обществом грубых неоднократных нарушениях Законов, что в силу части 2 статьи 61 ГК РФ, пункта 2 статьи 25 Закона о регистрации является основанием для ликвидации Общества по решению суда.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений части 2 статьи 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Из материалов дела следует, что 27.02.2009 в целях государственной регистрации изменений относительно состава участников Общество обратилось в ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, Инспекцией был сделан вывод о недостоверности сведений об учредителе Щербинине Е.Ю., что послужило основанием для вывода о непредставлении соответствующих документов и принятия решения от 06.03.2009 №584 об отказе в государственной регистрации.

Непредставление необходимых для государственной регистрации документов в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.

Учитывая, представленные в материалы дела доказательства обращения Общества в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений о руководителе Общества, а также, установленные судом обстоятельства осуществления налоговым органом действий в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 23 НК РФ, суд приходит к выводу о том, что указанные налоговым органом основания для ликвидации юридического лица являются формальными нарушениями и не относятся к грубым неоднократным нарушениям законов.

По мнению Инспекции, ООО «Ремстрой» также нарушен принцип достоверности информации, содержащейся в едином информационном ресурсе.

Согласно заявлению налогового органа и представленным в дело документам, в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению достоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Ремстрой», налоговым органом было установлено, что организация не находится по адресу: г.Хабаровск, ул.Комсомольская, 28, оф. 38.

Данное обстоятельство подтверждается, в частности протоколом осмотра (обследования) помещения от 18.05.2010 №140, в соответствии с которым, собственником помещений по адресу: г.Хабаровск, ул.Комсомольская, 28, оф. 38 на основании свидетельств о государственной регистрации права 27 АВ №352703, 27 АВ №352705, 27 АВ №352704 является ООО «Пересвет» (ИНН 2721167190), которое помещения ООО «Ремстрой» в аренду не предоставляло.

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

В силу статей 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона об информации одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации; сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Из заявления Инспекции следует, что в нарушение пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации не сообщило в налоговый орган сведения о фактическом адресе места нахождения организации, что препятствует осуществлению Инспекцией в установленном законом порядке мероприятий налогового контроля.

Материалы дела подтверждают, что осмотр помещения по адресу: г.Хабаровск, ул.Комсомольская, 28, оф. 38 был проведен в мае 2010 года, в то время как изменения в Устав относительно места нахождения Общества по указанному адресу были зарегистрированы ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска 15.08.2006.

Закон о регистрации в пп. «а» пункта 1 статьи 17 обязанность по обеспечению достоверности сведений при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, возлагает на заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, и учитывая отсутствие в материалах дела доказательств привлечения Общества к ответственности по ст. 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений, необходимых для включения в единый государственный реестр юридических лиц, суд приходит к выводу о необоснованности доводов налогового органа в указанной части.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Как следует из пояснений представителя заявителя и подтверждается материалами дела, в период с 20.01.2009 ООО «Ремстрой» не представляет налоговую отчетность в налоговый орган, имеет задолженность по налогам.

Согласно материалам дела, счета организации в Хабаровском филиале ОАО «Промсвязь-банк» и ОАО «Номос-Региобанк» были закрыты в январе 2009 года.

В пунктах 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Учитывая изложенное, а также, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства смерти единственного учредителя организации - Щербинина Е.Ю., отсутствие доказательств перехода доли Щербинина Е.Ю. в уставном капитале Общества к его наследникам, не представление налоговой отчетности более чем в течение 12 месяцев, суд приходит к выводу о том, что Общество является недействующим юридическим лицом и может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании решения самого налогового органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

Согласно представленным в дело документам, нарушения, допущенные ООО «Ремстрой», носят формальный характер и не являются грубыми неоднократными нарушениями законодательства, позволяющими осуществить ликвидацию юридического лица в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 61 ГК РФ, для ликвидации ООО «Ремстрой».

Вопрос о судебных расходах судом не разрешается в связи с тем, что налоговому органу, в установленном налоговым законодательством порядке освобожденному от уплаты госпошлины по делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

  В удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая