Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-6609/2014
02 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Территория»
об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 21.04.2014г. №17/32 о назначении административного наказания,
при участии представителей:
от заявителя – не явился;
от административного органа – ФИО1, действующей по доверенности от 09.01.2014 № 02-31/9.
Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Территория» (далее – ООО «Территория», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент) от 21.04.2014г. №17/32, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений относительно перехода из предварительного судебного заседания к судебному разбирательству по существу в одном судебном заседании не представил.
С согласия представителя административного органа, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В заседании суда представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 03.03.2014 по 31.03.2014 должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу на основании Распоряжения и.о. начальника Департамента ФИО2 от 12.02.2014г. № 46 проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения хозяйствующим субъектом ООО «Территория» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>) требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.
По результатам проверки установлено, что ООО «Территория» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, заключающееся в выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления, сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.
При этом проверкой установлен факт осуществления деятельности на участке старательской добычи полезных ископаемых (Хабаровский край, Верхнебуреинский район, 6 км от ст. Тарахалок), в результате которой предприятием производится выброс загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По итогам проверки составлен акт проверки № 15/10 от 31.03.2014г.
07.04.2014г. старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 в отношении ООО «Территория», в отсутствие законного представителя Общества, составлен протокол № 17/10 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом, путем вручения соответствующего уведомления от 31.03.2014г. № 17-24/1046 директору ООО «Территория» ФИО4 31.03.2014г. под роспись.
Определением от 07.04.2014г. № 17/48 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 21.04.2014г. в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб 219.
21.04.2014г. вышеуказанным должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ДФО по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии директора ООО «Территория» ФИО4, вынесено постановление № 17/32, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя административного органа, изучив доводы заявителя, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ, Закон об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Согласно статье 1 Закона № 96-ФЗ, под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух понимается норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие «загрязняющее вещество», как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу части 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как установлено административным органом в ходе плановой документарной проверки и следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Территория» является поиск и разведка полезных ископаемых, в том числе золота, платины, серебра, титана, других редких элементов и объектов минерального сырья, добычи, обогащение, извлечение и реализация в установленном порядке золота, платины, серебра, титана, редких элементов, драгоценных, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и прочих строительных материалов, изготовление из них продукции.
Предприятием в 2011 году разработана инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ООО «Территория» участок старательской добычи полезных ископаемых (Хабаровский край, Верхнебуреинский район, в 6 км от ст. Тарахалок), экспертное заключение Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу №29/11 от 25.08.2011, срок действия заключения - до 2012 года включительно.
В соответствии с данной инвентаризацией, на территории предприятия расположено 4 источника выбросов, в том числе 2 - организованных, 2 - неорганизованных. Газоочистные и пылеулавливающие установки отсутствуют. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ составляет всего 22,103 т/год, в т.ч. твердых - 8,178 т/год, газообразных и жидких -13,925 т/год.
Предприятием в 2011 году разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - проект ПДВ) для ООО «Территория» участок старательской добычи полезных ископаемых (Хабаровский край, Верхнебуреинский район, в 6 км от ст. Тарахалок), экспертное заключение Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу №309/11 от 25.08.2011, срок действия заключения - до 2012 года включительно.
В соответствии с проектом ПДВ, отработка россыпи золотоносных песков ведется гидро-механизированным способом в теплый период года, продолжительность сезона 5 месяцев с мая по сентябрь.
Разработка месторождения предусматривает бульдозерную вскрышу растительно-торфяного слоя и последующую выемку и транспортировку песков на гидроэлеваторную установку.
Участок работ включает в себя площадку россыпи и временный вахтовый поселок передвижного вагончикового типа. Расстояние от временного поселка до отрабатываемой россыпи около 2 км.
В целом в состав участка входят следующие площадки:
1. Площадка месторождения, в пределах которой расположена площадка отрабатываемой россыпи с отвалом вскрышных пород, расходный склад ГСМ, дизельная электростанция мощностью 100 кВт и передвижной сварочный пост для выполнения на месте мелких ремонтных работ;
2. Площадка вахтового поселка, на которой расположена дизельная электростанция мощностью 5 кВт.
При разработке россыпи предполагается одновременная работа одного прибора ПГШ-И-75 с дизельным приводом ЯМЗ-238, несинхронная работа трех бульдозеров Т-130 и одного Д-355, двух экскаваторов ZX-350 и ЭО-4224 и погрузчика XG953. Дорожная техника работает в постоянном режиме.
Источники стационарных выбросов не оборудованы газоочистными установками.
Проектом ПДВ предусмотрен контроль за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов на предприятии. Разработаны следующие планы-графики контроля:
1. планы-графики контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов:
- на месторождении предусматривает осуществление контроля 1 раз в год на территории горного цеха (источники №001 (на 8 веществ), №6001 (на 12 веществ), №6002 (на 2 вещества)),
- на территории вахтового поселка предусматривает осуществление контроля 1 раз в год на дизельной электростанции (источник №0002 (на 8 веществ));
2. планы-графики контроля нормативов ПДВ на контрольных постах.
В установленный законом срок предприятием представлены ежегодные Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 год по форме №2-ТП (отходы).
ООО «Территория» представлен в установленные законом сроки ежегодный отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год.
Предприятием ведется учет в области обращения с отходами, оформлен и ведется Журнал учета в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Согласно представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2013 года, предприятие осуществляет платежи за:
- сверхлимитные выбросы от стационарных объектов,
- выбросы от передвижных объектов,
- сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ,
- сверхлимитное размещение отходов.
В 2013 году ООО «Территория» осуществляло плату за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается платежными поручениями.
Предприятием оформлены паспорта на опасные отходы. Приказом ООО «Территория» № 03пп от 09.01.2014г. на предприятии создана служба производственного экологического контроля. Руководство Службой возложено на директора Общества ФИО4
Таким образом, проверкой установлено и не оспаривается заявителем, что в результате своей деятельности ООО «Территория» оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления, сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
При этом, в ходе проверки юридического лица административным органом выявлен факт осуществления деятельности на участке старательской добычи полезных ископаемых (Хабаровский край, Верхнебуреинский район, 6 км от ст. Тарахалок), в результате которой предприятием производится выброс загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Предприятием представлено Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ТЕРРИТОРИЯ» (Верхнебуреинский район, в 6 км от ст. Тарахалок) № 155/11 от 05.10.2011, срок действия которого истек 31.12.2012г.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Исходя из вышеизложенного, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Факт отсутствия у заявителя на момент проведения проверки разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух нашел свое подтверждение в судебном заседании, что указывает на наличие в действиях Общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Доказательств, свидетельствующих о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, Обществом не представлено.
Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.
Как установлено судом по материалам дела, срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 155/11 от 05.10.2011 истек 31 декабря 2012г., то есть на момент проверки Общество более года осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, что является прямым нарушением статьи 14 Закона № 96-ФЗ.
Довод заявителя о том, что в течение всего периода своей деятельности Общество осуществляло своевременные платежи в бюджет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на указанном производстве, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не дает хозяйствующему субъекту право на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, оформленного в установленном порядке, и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.
Правонарушение, вмененное заявителю, является по своему составу формальным и угроза охраняемым общественным отношениям от данного правонарушения заключается не в наступлении определенных вредных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Охраняемыми общественными интересами в данном случае являются отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, представляющего собой жизненно важный компонент окружающей природной среды.
Таким образом, учитывая степень общественной опасности деяния общества и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд считает, что положения, закрепленные в статье 2.9 КоАП РФ, в рассматриваемой ситуации применению не подлежат.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения ООО «Территория» административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 настоящего Кодекса.
Нарушений порядка, срока привлечения заявителя к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Территория» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 21.04.2014г. №17/32 о назначении административного наказания – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак