ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6622/07 от 23.07.2007 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                 Дело № А73-6622/2007-74АП

23 июля 2007 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора 

о привлечении Унитарного муниципального пассажирского автотранспортного предприятия «Орион» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился

Сущность дела: Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Унитарного муниципального пассажирского автотранспортного предприятия «Орион» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Унитарное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Орион» (далее – УМ ПАТП «Орион», предприятие) зарегистрировано 12.12.2005 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1052740148240 и на основании лицензии от 30.03.2006 № АСС-27-034459, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В соответствии с приказом заместителя руководителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора от 07.06.2007 № 07-183к  проведена внеплановая проверка работы автотранспорта, принадлежащего УМ ПАТП «Орион», по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.

Основанием для проведения внеплановой проверки послужило дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 06.06.2007 в г. Комсомольске-на-Амуре с участием автобуса DAEWOOBS-106 государственный номер c121ое 27, принадлежащего УМ ПАТП «Орион», под управлением водителя ФИО1

В ходе проверки, проведенной 22.06.2007 государственным инспектором ФИО2 совместно с  представителями ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства, а именно, установлено, что предприятием при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом допускаются нарушения по профессиональной компетентности должностных лиц предприятия, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и по прохождению аттестации, нарушения по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей квалифицированными специалистами, а также нарушения по режиму труда и отдыха водителей.

По результатам проверки составлен акт от 22.06.2007 № 07-183к.

22.06.2007 государственным инспектором ФИО2 в отношении УМ ПАТП «Орион» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в присутствии законного представителя (директора ФИО3) составлен протокол № 000571.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований.

Подпунктами «б», «г» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006               № 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В соответствии со статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995               № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, обеспечить проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств с привлечением работников органов здравоохранения.

Согласно пункту 3.3.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, владельцы транспортных средств обязаны организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утверждены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (Письмо от 21.08.2003 N2510/9468-03-32).

Из приведенных выше нормативных актов следует, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.

 Материалами дела установлено, что медицинский работник ФИО4, осуществляющая проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей предприятия на основании приказа от 01.01.2005 № 1, специального медицинского образования не имеет, курсов обучения на администратора по проведению медицинских осмотров водителей не проходила. Медицинский работник ФИО5, имеющая диплом  медицинского училища по специальности «медицинская сестра», также соответствующих курсов обучения не проходила.

  В соответствии с пунктом 3.3.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

В соответствии с пунктами 7, 8, 11 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Как следует из акта проверки от 22.06.2007 № 07-183к, в соответствии с коллективным договором водителям установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. В мае 2007 года баланс рабочего времени водителям был установлен 167 часов. Согласно записям в табельном листе за данный период у ряда водителей зафиксирована переработка рабочего времени.

В соответствии с приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности, в том числе, движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Пунктом 2 вышеуказанного приказа установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

Обязанность лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходить периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке предусмотрена также пунктом 2.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15.

В соответствии с приложением к Приказу Минтранса РФ от 22.06.1998 №75 «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям  или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

 Судом по материалам дела установлено, что должностные лица предприятия, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и подлежащие обязательной аттестации, в том числе, контролеры по выпуску автотранспортных средств ФИО6, ФИО7, ФИО8, диспетчеры ФИО9, ФИО10 и Киле Т.В. профессиональной компетентности не имеют.

Анализ и оценка установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод, что УМ ПАТП «Орион» при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были нарушены требования вышеуказанных нормоположений, что является нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), чем причинен вред порядку осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предприятием, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22.06.2007 № 000571, актом проверки от 22.06.2007 № 07-183к, лицензией  от 30.03.2006 № АСС-27-034459.

Вина предприятия заключается в бездействии и выражается в необеспечении соблюдения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Порядок, сроки привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Унитарное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Орион», зарегистрированное 12.12.2005 Межрайонной ИФНС № 2 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1052740148240, ИНН <***>, расположенное по адресу: 682711, Хабаровский край, п. Солнечный, промзона, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                И.А. Мильчина