ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6835/14 от 17.07.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6835/2014

17 июля 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Авиакомпания «Восток»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2014 № 6-23/32-2014 о назначении административного наказания.

Суд установил: открытое акционерное общество «Авиакомпания «Восток» (далее – ОАО «Авиакомпания «Восток», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора, административный орган) от 14.05.2014 № 6-23/32-2014 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с положениями статей 226 – 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

В установленный судом срок от административного органа поступил отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении.

Правила, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении, соблюдены.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

20 апреля 2014 года в 21.25 (местного времени) в контролируемой зоне аэропорта МВЛ Хабаровск ОАО «Авиакомпания «Восток» между электрослужбой и главным зданием при проведении осмотра территории, кочегар обнаружил под теплотрассой коробку из-под обуви с торчащим бумажным фитилем.

На место вызывались взрывотехники, сотрудники ФСБ и ЛОВД, пожарные расчеты. ВУ и ВВ не были обнаружены.

Первичная информация поступила в УГАН НОГБ ДФО Ространснадзора от Дальневосточного МТУВТФАВТ Росавиации.

Поскольку информация в отдел дежурно-диспетчерского обеспечения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ОАО «Авиакомпания «Восток» об угрозе совершения террористического акта не поступала, Управлением Ространснадзора в отношении ОАО «Авиакомпания «Восток» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.5 КоАП РФ.

Извещением от 21.04.2014 законный представитель ОАО «Авиакомпания «Восток» - генеральный директор ФИО1 по юридическому адресу уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 29.04.2014 в 12 часов 00 минут по адресу <...> каб. 404. Извещение вручено обществу 24.04.2014, что подтверждается карточкой почтового уведомления.

29.04.2014 главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 в отношении ОАО «Авиакомпания «Восток» в отсутствие его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении серия АБ № 11/2014, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.5 КоАП РФ.

Протокол содержит информацию о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.05.2014 в 12-00 ул. Петра Комарова, 6.

Копия протокола направлена в адрес общества заказным письмом с уведомлением и вручена 08.05.2014, что подтверждается карточкой почтового уведомления по адресу г. Хабаровск.

14.05.2014 постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 № 6-23/32-2014, вынесенным в отсутствие законного представителя заявителя, ОАО «Авиакомпания «Восток» привлечено к административной ответственности по статье 19.7.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии со статьей 19.7.5 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Закон № 16-ФЗ) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 16.02.2011 N 56 утвержден Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения.

Согласно п. 2.1 Порядка субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов. В ДФО территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора).

В соответствии с Положением об УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора (далее - Управление), утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02 июля 2011 года № АК-466фс, Управление осуществляет контроль (надзор) за исполнением на поднадзорной территории требований транспортной безопасности собственниками или пользователями объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п.3.1.2 Положения об Управлении).

Согласно перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному приказом Минтранс России, ФСБ России, МВД России 05.03.2010 №52/112/134, зарегистрированным в Минюсте России 02.04.10 №16782, 20 апреля 2014 года в аэропорту Хабаровск MB Л была создана угроза взрыва - возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

Согласно п.2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

В соответствии со ст.1 Закона № 16-ФЗ акт незаконного вмешательства -противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Аэропорт Хабаровск МВЛ является объектом транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) ОАО «Авиакомпания «Восток» - субъекта транспортной инфраструктуры. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта разработаны в соответствии со статьей 8 Закона № 16-ФЗ и утверждены приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40. Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Частью 5 ст.1 Закона № 16-ФЗ определено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.

Согласно п.3.4 «Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме аэропорта Хабаровск МВЛ» (далее - Инструкция) ОАО «Авиакомпании «Восток», согласованной УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора 18.12.2013 №3-25/2716 контролируемая зона аэропорта Хабаровск МВЛ ОАО «Авиакомпания «Восток» включает в себя зону транспортной безопасности, состоящую из перевозочного и технологического сектора, а также зону свободного доступа, в которой был обнаружен подозрительный предмет.

Согласно п.3.7 Инструкции начальник караула силами стрелков САБ, при их патрулировании, на границах зон ТБ организует дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности.

Объект транспортной инфраструктуры Аэропорт Хабаровск МВЛ ОАО «Авиакомпания «Восток» имеет сертификат соответствия аэропорта ФАВТ ДВ.А.00028 действующий до 19.02.2016, в реестре аэропортов Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ №11ДВ.

Приказ МТ России №56 и приказ МТ России №40 обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяется на все юридические и/или физические лица, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.

Непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - влечет наложение административного штрафа, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что исходя из смысла пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ОАО «Авиакомпания «Восток» является субъектом транспортной инфраструктуры, на заявителя возложена обязанность незамедлительно представлять информацию о совершении актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры в соответствующие органы.

В рассматриваемом случае, информация об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, выразившегося в нахождении в контролируемой зоне аэропорта МВЛ Хабаровск ОАО «Авиакомпания «Восток» коробки из-под обуви с торчащим бумажным фитилем своевременно органу Ространснадзора и его территориальным органам не поступила.

Наличие в действиях (бездействии) ОАО «Авиакомпания «Восток» события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела: оперативной информацией УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора за период с 08.00 20 апреля до 08.00 21 апреля 2014 года; протоколом об административном правонарушении. Факт не сообщения необходимой информации в органы Ространснадзора не отрицается и самим заявителем.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер и необходимых действий, направленных на своевременное сообщение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности о произошедшем случае, суду не представлено.

ОАО «Авиакомпания «Восток» имело возможность для принятия необходимых мер, однако не проявило в достаточной степени внимательность и заботливость. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях этого учреждения.

При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Авиакомпания «Восток» состава вменяемого ему административного правонарушения.

Порядок, сроки привлечения к ответственности, не нарушены.

Учитывая характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела и степени вины заявителя, оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

По смыслу статьи 19.7.5 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение таких требований может повлечь причинение значительного ущерба жизни, здоровью, имуществу граждан, а также имуществу государства, юридических лиц, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.

Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Следовательно, допущенное заявителем нарушение не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ОАО «Авиакомпания «Восток» о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 14.05.2014 № 6-23/32-2014 отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова