АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7211/2013
29 октября 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.В. Лисица, помощником судьи М.Д. Орловой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НПФ Норд» о признании незаконными и отмене постановлений Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 28.05.2013г. № 67-п, № 69-п о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и 8.5 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 29.07.2013г.;
от административного органа: ФИО2 по доверенности № 01-30-4670 от 14.05.2013г.; ФИО3 доверенность от 31.01.2013 № 01-29-741.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22.10.2013 по 29.10.2013.
Сущность дела : общество с ограниченной ответственностью «НПФ Норд» (далее – ООО «НПФ Норд», общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 67-п, 69-п от 28.05.2013, которыми общество привлечено к административной ответственности по статьям 8.1, 8.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафов.
Представитель заявителя настаивал на требованиях, изложенных в заявлении.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, настаивал на законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях. Считают, что факт вменяемых административных правонарушений и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Прокуратурой Верхнебуреинского района при осуществлении надзорной деятельности 17.12.2012 проведена проверка ООО «НПФ «Норд» по вопросам соблюдения требования природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлены нарушения ООО «НПФ «Норд» природоохранного законодательства.
Результаты проверки отражены в справке от 17.12.2012.
22.03.2013 прокурором Верхнебуреинского района Хабаровского края в отношение ООО «НПФ «Норд», с участием директора общества ФИО4, возбуждены дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.1, 8.5 КоАП РФ.
Материалы административных дел переданы для рассмотрения в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Определениями от 15.04.2013 назначено время и место рассмотрения дела, которые вручены ООО «НФП «Норд» по адресу: <...> - 24.04.2013, по адресу: <...> - 30.04.2013.
28.05.2013 старшим государственный инспектор Хабаровского края в области охраны окружающей среды (по охране природы) Главного контрольного управления правительства Хабаровского края в отношение ООО «НПФ «Норд» рассмотрены дела об административных правонарушениях и вынесены Постановления № 67-п и 69-п, которыми Общество привлечено к административной ответственности по статьям 8.1, 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.
Объективную сторону образует неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства
Согласно статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствие с частью 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (часть 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствие со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из постановления № 67-п от 28.05.2013 по делу об административном правонарушении ООО «НПФ «Норд» осуществляет деятельность по изготовлению пластиковых изделий из ПБХ профиля, производственная база общества расположена по адресу: <...>.
На внутренней территории базы эксплуатируется одноэтажное каменное здание, общей площадью 438 кв. метров, арендуемое у гражданина ФИО5 (договор аренды от 10.01.2012 г.), используемые для размещения гаража и производственных помещений цеха по изготовлению пластиковых изделий из ПВХ профиля, котельной. В помещениях установлено оборудование для изготовления пластиковых изделий из ПВХ профиля и комплектующих изделий для установки окон и дверей. В здании имеются помещения используемые для бытовых нужд работающих.
Отопление здания осуществляется стационарным твердотопливным котлом отопления с организованным отводом дыма в виде дымовой трубы. В качестве топлива используется каменный уголь. На момент проверки котёл отопления эксплуатировался.
Котёл отопления здания, места хранения угля и золы, оборудование (станки) цеха по изготовлению пластиковых изделий из ПВХ: в том числе пилы настольные, углозачистные станки, сварочная машина для профиля и иное оборудование используемое в технологическом процессе, являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно представленной программы производственного контроля ООО «НПФ «Норд» при технологическом процессе изготовления изделий из ПВХ происходит выделение вредных веществ, в том числе таких как формальдегид, пыль ПВХ.
На момент проверки было установлено, что осуществляя хозяйственную деятельность, эксплуатируя здание капитального типа, ООО «НПФ «Норд» не соблюдает обязательные экологические требования природоохранного законодательства, направленные на уменьшение или ограничение вынужденного отрицательного воздействия на окружающую среду при ведении обществом хозяйственной деятельности.
В ООО «НПФ «Норд» отсутствуют нормативные документы в области охраны окружающей среды:
- инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух;
- расчёт массы неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком с территории производственной базы (цеха) в п. Чегдомын.
Не были представлены документы, подтверждающие разработку нормативных природоохранных документов и их направление для утверждения (согласования) в территориальный орган в области охраны окружающей среды.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что у ООО «НФП «Норд» отсутствует обязанность по соблюдению экологических требований природоохранного законодательства в части эксплуатации котельной.
Как уже было установлено, здание нанимаемое обществом отапливается собственной котельной. Согласно договора аренды от 09.01.2013 между обществом и физическим лицом ФИО5 обществу представлено недвижимое имущество в виде гаража общей площадью 438, 9 кв.м. в нежилом здании по адресу: <...>. Согласно пункта 2.1 договора обязанность по отоплению арендуемых помещений лежит на арендодателе. Котельная ООО «НФП «Норд» не передавалась и обществом не эксплуатируется.
Однако соблюдение экологических требований при процессе изготовления изделий из ПВХ где происходит выделение вредных веществ, в том числе таких как формальдегид, пыль ПВХ, является обязательным, в связи с чем общество обязано было разработать нормативные документы в области охраны окружающей среды, а именно: инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; расчёт массы неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком с территории производственной базы (цеха) в п. Чегдомын.
В связи с чем суд находит правомерным вывод административного органа о наличии в действиях (бездействиях) ООО «НФП «Норд» признаков события административного правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.
Субъектом административного правонарушения, являются, в том числе юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленного в статье 8.5 КоАП РФ, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды. При этом, указанные действия должны быть совершены лицами, на которые возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (часть 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствие со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Как установлено при проверке, оборудование (станки) цеха по изготовлению пластиковых изделий из ПВХ: в том числе пилы настольные, углозачистные станки, сварочная машина для профиля и иное оборудование используемое в технологическом процессе, являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно представленной программы производственного контроля ООО «НПФ «Норд» при технологическом процессе изготовления изделий из ПВХ происходит выделение вредных веществ, в том числе таких как формальдегид, пыль ПВХ.
При осуществлении деятельности, при эксплуатации производственных, бытовых и офисных помещений, различного оборудования образуются твёрдые и жидкие отходы производства и потребления различного класса опасности.
На момент проверки было установлено, что осуществляя хозяйственную деятельность, ООО «НПФ «Норд» не исполняет требования природоохранного законодательства в области предоставления экологической информации: не предоставляет полную и достоверную, обязательную для всех хозяйствующих субъектов, экологическую информацию в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, имеющем право на получение экологической информации: об источниках загрязнения окружающей среды, о движении отходов (образовавшихся, находящихся на хранении, переданных иным лицам для захоронения или утилизации) и ином воздействии (организованные и неорганизованные сбросы) на окружающую среду при ведении хозяйственной деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В уполномоченный орган в области охраны окружающей среды по Верхне-буреинскому муниципальному району, экологическая информация от ООО «НПФ «Норд» о негативном воздействии на окружающую среду при осуществлении деятельности в Верхнебуреинском районе, об источниках загрязнения окружающей среды (выбросы, сбросы), о движении (образовавшихся, использованных, обезвреженных, находящихся на хранение, переданных иным лицам для вторичной переработки или захоронения) отходов производства и потребления не представлялась, что подтверждается информацией главы Верхнебуреинского муниципального района ФИО6. от 25.01.2013 г. № 1-11/213 и информацией Департамента Росприроднадзора по ДФО от 08.02.2013 г. № 30-38/547.
Уполномоченному органу в области охраны окружающей среды экологическая информация от хозяйствующих субъектов в виде справок, отчётности, расчётов платы за негативное воздействие (в ежеквартальные расчёты платы за негативное воздействие вносится вся экологическая информация, сведения об источниках загрязнения окружающей среды, о движении и количестве отходов, образовавшихся при осуществлении хозяйственной деятельности и находящихся на временном складировании, отправленных на захоронение, утилизированных, переданных иным лицам), необходима для информирования населения о состоянии окружающей среды, планирования мероприятий по охране окружающей среды, ведения базы данных источников загрязнения окружающей среды, установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной деятельности, принимаемых хозяйствующими субъектами мерах для снижения или ограничения негативного воздействия, ведения мониторинга окружающей среды и иных мероприятий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции делает вывод о необходимости предоставления обществом документов, содержащих полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду.
Указанные нарушения свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в не принятии всех зависящих мер по установлению фактических выбросов загрязняющих веществ и подачи достоверных сведений о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Однако постановление № 67-п подлежит изменению в части назначенной меры наказания по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1,3 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 8.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа для юридических лиц от 20 000 рублей.
Согласно постановлению от 28.05.2013 на заявителя наложен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Из постановления о назначении административного наказания не следует наличие отягчающих вину обстоятельств.
Санкция должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, суд считает возможным изменить постановление в части назначения наказания, определив меру наказания по постановлению № 67-п - штрафа в размере 20 000 рублей.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная ООО «НФП «Норд» государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению № 43 от 21.06.2013 подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьями 8.1, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью «НПФ Норд», удовлетворить частично.
Постановление Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 28.05.2013г. № 67-п, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания, определив меру административного наказания – штраф 20 000 рублей.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «НПФ Норд» о признании незаконными и отмене постановлений Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 28.05.2013г. № 67-п, № 69-п, отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «НПФ Норд» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 43 от 21.06.2013 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников