ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7250/2021 от 08.12.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-7250/2021

05 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Д.Л. Малашкина

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.И. Спицыной,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680028, <...>)

к Муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>),

Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680038, <...>),

Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 119160, <...>),

о взыскании 366 176 руб. 59 коп.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 25167, <...>, этаж 1, пом. 3), Общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой-Хабаровск»(ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680041, <...>),

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились,

от ответчиков:

от Администрации г. Хабаровска – ФИО1 представитель по доверенности от 28.12.2020 № 1.1.29-437,

от ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России – ФИО2 представитель по доверенности от 03.09.2021 № 90,

от Минобороны России – ФИО3 представитель по доверенности от 10.11.2020 № 207/4/60д,

от третьих лиц:

от ФГАУ «Росжилкомплекс» - не явились,

от ООО «Ремстрой-Хабаровск» – не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети» (далее – истец, МУП г. Хабаровска «Тепловые сети») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (далее – ответчик, Администрация г. Хабаровска) о взыскании 366 176 руб. 59 коп. задолженности по оплате за теплоснабжение жилых помещений, расположенных в г. Хабаровске, в том числе:

- 39 186 руб. 58 коп. - пер. Кедровый, д. 3, кв. 57 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 32 336 руб. 29 коп. - ул. Мате Залки, д. 44, кв. 24 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 42 670 руб. 58 коп. - ул. Вилюйская, д. 1, кв. 28 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 51 119 руб. 34 коп. - пер. Кедровый, д. 3, кв. 77 за период с октября 2019 года по май 2020года;

- 14 003 руб. 81 коп. - ул. Ульяновская, д. 160а, кв. 49 за период с апреля по декабрь 2019 года;

- 44 694 руб. 48 коп. - ул. Барабинская, д. 5, кв. 44 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 44 188 руб. 51 коп. - ул. Барабинская, д. 2, кв. 60 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 36 514 руб. 55 коп. - ул. Ульяновская, д. 164а, кв. 21 за период с октября 2019 года по май 2020 года;

- 10 728 руб. 93 коп. - пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30 за период с февраля по май 2020 года;

- 7 442 руб. 17 коп. - ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74 за период с февраля по май 2020 года;

- 7 113 руб. 49 коп. - пер. Анадырский, д. 16, кв. 29 за период с февраля по май 2020 года;

- 11 104 руб. 56 коп. - ул. Магаданская, д. 28, кв. 84 за период с февраля по май 2020 года;

- 14 344 руб. 37 коп. - ул. Магаданская, д. 28, кв. 3 за период с февраля по май 2020 года;

- 10 728 руб. 93 коп. - ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19 за период с февраля по май 2020 года.

Кроме того, истец просит возместить расходы за получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости в сумме 15 240 руб. 00 коп.

Определением суда от 21.05.2021 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу № А73-7250/2021, назначено предварительное судебное заседание на 28.06.2021 в 16 часов 30 минут.

Определением от 28.06.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 27.07.2021 в 12 часов 00 минут.

Определением суда от 27.07.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) и Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»). Судебное разбирательство по делу отложено на 10.09.2021 в 10 часов 30 минут.

Определением от 10.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой-Хабаровск» (далее – ООО «Ремстрой-Хабаровск»).

Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось.

В судебном заседании 29.10.2021 представитель истца на основании статьи 49 АПК РФ в связи с предоставлением документов о заселении части жилых помещений заявила ходатайство об уточнении исковых требований, просила взыскать:

- с Городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России и субсидиарно с Минобороны России долг по оплате за теплоснабжение жилых помещений, расположенных в городе Хабаровске по следующим адресам: ул. Мате Залки, д. 44, кв. 24; ул. Ульяновская, д. 160а, кв. 49; ул. Барабинская, д. 5, кв. 44; ул. Барабинская, д. 2, кв. 60 в размере 135 223 руб. 09 коп., расходы на получение выписок из ЕГРП в сумме 2 540 руб. 00 коп.;

- с Городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска долг по оплате за теплоснабжение жилых помещений, расположенных в городе Хабаровске по следующим адресам: пер. Кедровый, д. 3, кв. 57; ул. Вилюйская, д. 1, кв. 28; пер. Кедровый, д. 3, кв. 77; ул. Ульяновская, д. 164а, кв. 21; пер. Отрадный, 5а, кв. 30; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 84; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19 в размере 230 953 руб. 50 коп., расходы на получение выписок из ЕГРП в сумме 12 700 руб. 00 коп.

Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Определением от 29.10.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 08.12.2021 в 12 часов 00 минут.

Истец и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с правилами статей 121, 123 АПК РФ, в том числе путем размещения сведений в открытом доступе на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

В порядке частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц.

В судебном заседании представитель Администрации г. Хабаровска с исковыми требованиями не согласился, привел возражения, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к отзыву, ссылался на то, что жилые помещения по адресам: пер. Отрадный, 5а кв. 30; ул. Мате Залки, 5 кв. 74; пер. Анадырский, 16 кв. 29; ул. Магаданская, 28 кв. 3; ул. Магаданская, 28 кв. 84; ул. Автобусная, 8а кв. 19 не перешли в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск», так как продолжают использоваться Министерством обороны Российской Федерации для заселения граждан-военнослужащих. В случае удовлетворения исковых требований просил производить взыскание за счет казны Муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».

Представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России иск не признал, привел возражения, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к отзыву; ссылался на то, что ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку все спорные квартиры, отапливавшиеся истцом в заявленный в иске период, находились в муниципальной собственности. У учреждения не возникло право оперативного управления на данные квартиры и не перешло в порядке универсального правопреемства от ФГУ «Краснореченская КЭЧ», так как до реорганизации ФГУ «Краснореченская КЭЧ» распоряжениями Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900 данные квартиры переданы в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск». Тот факт, что квартиры использовались для сдачи военнослужащим в служебный наем, после передачи их в муниципальную собственность, не изменяет правовой режим собственности, установленный распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, данные действия не свидетельствуют о сохранении права собственности на квартиры за Российской Федерацией.

Представитель Минобороны России иск не признал, привел возражения, изложенные в отзыве на иск, поддержал возражения ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, ссылался на то, что все жилые помещения перешли в собственность Городского округа «Город Хабаровск» на основании распоряжений Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900.

Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на иск и дополнению к отзыву, третье лицо - ФГАУ «Росжилкомплекс» ссылается на то, что жилые помещения, указанные в исковом заявлении, относятся к муниципальной собственности, переданы в соответствии с распоряжениями № 961 от 18.06.2007, №1701 от 14.11.2007, № 1900 от 18.12.2007. В соответствии с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Все спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью вне зависимости от факта их заселения военнослужащими. Также третье лицо предоставляет сведения о занятии гражданами (военнослужащими) жилых помещений в период с апреля 2019 г. по май 2020 г.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Многоквартирные дома, расположенные в г. Хабаровске по следующим адресам: пер. Кедровый, <...> дома. 5, 44; ул. Вилюйская, <...>находятся в управлении ООО «Ремстрой-Хабаровск».

Согласно протоколам общих собраний от 30.05.2018 № 109, от 25.06.2018 № 110, от 25.06.2018 № 116, от 25.06.2018 № 133, от 25.06.2018 № 140, от 25.07.2018 № 150, от 25.07.2018 № 154, от 25.07.2018 № 156, от 25.07.2018 № 158, от 25.07.2018 № 166, от 24.12.2018 собственниками помещений указанных многоквартирных домов приняты решения в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с 01.06.2018, 01.07.2018, 01.08.2018, 01.01.2019 с ресурсоснабжающей организацией – МУП г. Хабаровска «Тепловые сети».

МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» в период с апреля 2019г. по май 2020г. осуществляло через присоединенную сеть теплоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов, в том числе следующих жилых помещений:

1. пер. Кедровый, д. 3, кв. 57 - в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 39 186,58 руб.;

2. ул. Мате Залки, д. 44, кв. 24 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 32 336,29 руб.;

3. ул. Вилюйская, д. 1, кв. 28 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 42 670,58 руб.;

4. пер. Кедровый, д. 3, кв. 77 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 51 119,34 руб.;

5. ул. Ульяновская, д. 160а, кв. 49 – в период с апреля 2019г. по декабрь 2019г. на сумму 14 003,81 руб.;

6. ул. Барабинская, д. 5, кв. 44 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 44 694,48 руб.;

7. ул. Барабинская, д. 2, кв. 60 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 44 188,51 руб.;

8. ул. Ульяновская, д. 164а, кв. 21 – в период с октября 2019г. по декабрь 2019г. и с января 2020г. по май 2020г. на сумму 36 514,55 руб.;

9. пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 10 728,93 руб.;

10. ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 7 442,17 руб.;

11. пер. Анадырский, д. 16, кв. 29 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 7 113,49 руб.;

12. ул. Магаданская, д. 28, кв. 84 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 11 104,56 руб.;

13. ул. Магаданская, д. 28, кв. 3 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 14 344,37 руб.;

14. ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19 – в период с февраля 2020г. по май 2020г. на сумму 10 728,93 руб. (свидетельство о госрегистрации права).

Всего в вышеуказанные жилые помещения в спорный период отпущено тепловой энергии на общую сумму 366 176,59 руб.

Распоряжениями Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ТУФАУФИ) от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900 вышеуказанные многоквартирные дома были переданы в муниципальную собственность, право оперативного управления ФГУ «Краснореченская КЭЧ» (правопредшественник ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России), прекращено.

При этом в перечнях МКД, передаваемых Муниципалитету на основании вышеуказанных распорядительных актов, указано на то, что их передача в муниципальную собственность производится за рядом исключений (площадей, принадлежащих иным лицам и пр.), в том числе «за исключением служебных квартир» (в частности, по распоряжению № 961 за исключением служебных квартир в МКД по ул. Автобусной, 8а, пер. Анадырскому, 16, ул. Магаданской, 28, ул. Мате Залки, 5), «за исключением площадей помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности» (остальные распоряжения).

Также ко всем распоряжениям приложены перечни служебных квартир в передаваемом жилищном фонде.

В исковом заявлении истец указывает, что спорные квартиры не были включены в перечни служебных квартир в передаваемом жилищном фонде.

На жилые помещения, расположенные по адресам: пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3, 84; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19, в феврале 2020 года зарегистрировано право муниципальной собственности Городского округа «Город Хабаровск», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В заявленный в иске период спорные жилые помещения не были заселены.

В связи с отсутствием оплаты за потребленную тепловую энергию по вышеуказанным жилым помещениям за указанные периоды, МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» обращалось к Администрации г. Хабаровска с претензиями от 03.08.2020 № 4855, от 24.09.2020 № 5611, от 17.12.2020 № 6666 об оплате задолженности.

Поскольку задолженность к Администрацией г. Хабаровска не была оплачена, МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.

В ходе рассмотрения дела с учетом поступивших возражений Администрации г. Хабаровска и с согласия истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации.

Положениями пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 указанного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, за исключением установленных законом случаев.

В части 1 статьи 157.2 ЖК РФ определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.

В рассматриваемом случае, как установлено из материалов дела, собственниками помещений указанных в иске многоквартирных домов приняты решения в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающей организацией – МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» (протоколы общих собраний от 30.05.2018 № 109, от 25.06.2018 № 110, от 25.06.2018 № 116, от 25.06.2018 № 133, от 25.06.2018 № 140, от 25.07.2018 № 150, от 25.07.2018 № 154, от 25.07.2018 № 156, от 25.07.2018 № 158, от 25.07.2018 № 166, от 24.12.2018).

Разногласия сторон касаются передачи права собственности на спорные квартиры из одного уровня публичной собственности в другой.

Истец, согласно заявлению об уточнении исковых требований, просит взыскать задолженность в следующем порядке:

- с Городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, а при недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарно взыскать с Минобороны России долг по оплате за теплоснабжение жилых помещений, расположенных в городе Хабаровске по следующим адресам: ул. Мате Залки, д. 44, кв. 24; ул. Ульяновская, д. 160а, кв. 49; ул. Барабинская, д. 5, кв. 44; ул. Барабинская, д. 2, кв. 60 в размере 135 223 руб. 09 коп., а также расходы на получение выписок из ЕГРН в сумме 2 540 руб. 00 коп.;

- с Городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска взыскать долг по оплате за теплоснабжение жилых помещений, расположенных в городе Хабаровске по следующим адресам: пер. Кедровый, д. 3, кв. 57; ул. Вилюйская, д. 1, кв. 28; пер. Кедровый, д. 3, кв. 77; ул. Ульяновская, д. 164а, кв. 21; пер. Отрадный, 5а, кв. 30; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 84; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19 в размере 230 953 руб. 50 коп., а также расходы на получение выписок из ЕГРН в сумме 12 700 руб. 00 коп.

Администрация г. Хабаровска полагает, что квартиры, расположенные по адресам: пер. Отрадный, 5а кв. 30; ул. Мате Залки, 5 кв. 74; пер. Анадырский, 16 кв. 29; ул. Магаданская, 28 кв. 3; ул. Магаданская, 28 кв. 84; ул. Автобусная, 8а кв. 19, являются федеральной собственностью и находятся в ведении Минобороны России как служебное жилье, а ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации считают, что указанные жилые помещения перешли в муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела, все заявленные в иске квартиры расположены в многоквартирных домах, которые ранее находились на балансе ФГУ «Краснореченская КЭЧ» (правопредшественник ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России).

Согласно приложению 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) исключительно к федеральной собственности относится имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.

Соответственно при разграничении государственной собственности все квартиры в указанных жилых домах независимо от государственной регистрации (в силу закона) были отнесены к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.

Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).

В силу указанной нормы имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно абзацу 33 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой решением о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.

В абзаце 20 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).

Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.

Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900 заявленные в иске многоквартирные дома переданы в муниципальную собственность Городского округа «Город Хабаровск», право оперативного управления ФГУ «Краснореченская КЭЧ» прекращено. В приложенных к указанным распоряжениям перечнях имущества указано, что передача в муниципальную собственность жилых домов с принадлежащими инженерными коммуникациями производится за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам; к распоряжениям приложены перечни служебных квартир в передаваемом жилищном фонде.

Из перечней к распоряжениям Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900 не следует, что перечисленные в иске квартиры сохранены как объекты федеральной собственности.

Поскольку все перечисленные в иске квартиры вошли в составе многоквартирных жилых домов в перечни имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» (приложения к Распоряжениям от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900), указанные квартиры в исковой период имели статус муниципального имущества.

Также следует отметить, что в последующем, в феврале 2020 года за муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на отдельные квартиры (пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3, 84; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19). Основанием для возникновения права значится распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.06.2007 № 961.

По мнению Администрации г. Хабаровска, в соответствии с положениями статей 99, 102 ЖК РФ, несмотря на принятие Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю решения в порядке части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ о передаче многоквартирных домов в муниципальную собственность, расположенные в них служебные помещения из федеральной собственности не выбыли, оставшись в ведении уполномоченного учреждения Минобороны России, и используются им как военное имущество.

При этом Администрация также ссылается на преюдициальность обстоятельств, установленных судебными актами по делу № А73-25079/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.

Доводы Администрации г. Хабаровска судом не принимаются.

Само по себе обстоятельство использования уполномоченным учреждением Минобороны России спорных жилых помещений в качестве служебных не изменяет правовой режим собственности, установленный распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которые недействительными не признаны, а данные действия не свидетельствуют о сохранении права собственности на квартиры за Российской Федерацией.

После принятия вышеуказанных распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю отдельные квартиры действительно продолжали использоваться ФГКУ «Востокрегионжилье» (правопредшественник ФГАУ «Росжилкомплекс») в целях предоставления гражданам-военнослужащим в качестве служебных, что подтверждается представленными в материалы дела решениями о предоставлении специализированного жилого помещения.

При этом, как установлено из материалов дела, в спорные периоды, за которые истец взыскивает задолженность, не включены периоды, когда квартиры были заселены в установленном порядке.

Из содержания распорядительных документов следует, что на момент передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность все жилые помещения, принадлежащие Вооруженным Силам Российской Федерации, имели статус служебных и использовались для заселения военнослужащими, и в полном составе переданы в собственность муниципалитета.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Использование квартир в качестве служебного жилья на дату передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.06.2007 № 961, от 14.11.2007 № 1701, от 18.12.2007 № 1900, вопреки доводам Администрации г. Хабаровска, автоматически не исключало данные квартиры из перечня имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск», равно как не сохраняло право собственности за Российской Федерацией. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.11.2021 по делу № А73-21052/2020 Арбитражного суда Хабаровского края, в котором участвовали те же лица.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что все спорные квартиры в исковой период являлись объектами муниципальной собственности Городского округа «Город Хабаровск».

Ссылка Администрации г. Хабаровска на то, что установленные в рамках дела № А73-25079/2019 обстоятельства являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела, судом отклоняется, поскольку положения части 2 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают их иной правовой оценки.

При наличии противоречивых выводов об обстоятельствах дела, изложенных во вступивших в законную силу судебных актах арбитражного суда и суда общей юрисдикции, при разрешении спора суд не может ограничиться формальной ссылкой на результат рассмотрения спора по одному из данных дел и на положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2016 № 305-ЭС14-7445). В такой ситуации суд должен самостоятельно повторно установить фактические обстоятельства дела и на основе этого разрешить спор.

В рамках настоящего дела в целях полного и всестороннего исследования спорных отношений сторон, судом произведены анализ и оценка всех фактических обстоятельств, в том числе по передаче жилого фонда по распорядительным актам уполномоченного органа с перечнями служебного жилья, используемого для заселения военнослужащих. По результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу, что право собственности в отношении спорных жилых помещений перешло к муниципальному образованию. При этом судом учтены правовые позиции, изложенные в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), и в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.11.2021 по делу № А73-21052/2020 Арбитражного суда Хабаровского края.

Ссылка Администрации г. Хабаровска на заселение квартиры по адресу ул. Ульяновская, д. 160а, кв. 49 военнослужащим ФИО4 отклоняется как безосновательная, поскольку согласно сведениям поквартирной карточки данный гражданин вселен только 30.01.2020.

Исковые требования по данной квартире заявлены за период с октября 2019г. по декабрь 2019г., т.е. до заселения ФИО4

Администрация г. Хабаровска также ссылается на заселение следующих жилых помещений:

- кв. № 60 в доме № 2 по ул. Барабинской включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО5;

- кв. № 44 в доме № 5 по ул. Барабинской включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО6;

- кв. № 28 в доме № 1 по ул. Вилюйской включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО7;

- кв. № 57 в доме № 3 по пер. Кедровому включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО8;

- кв. № 77 в доме № 3 по пер. Кедровому включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО9;

- кв. № 24 в доме № 44 по ул. Мате Залки включена в список повторного заселения военнослужащими, проживает ФИО10;

- кв. № 21 в доме № 164а по ул. Ульяновской самоуправно занята гражданами ФИО11, ФИО12, ФИО13

Обязанность по оплате задолженности в части перечисленных жилых помещений, по мнению Администрации г. Хабаровска, лежит на указанных гражданах.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Аналогичное требование для договора найма специализированного жилого помещения установлено в части 2 статьи 100 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда с момента заключения такого договора.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 раздела II «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам.

Таким образом, нанимателем гражданин становится, и обязанность по оплате коммунальных услуг возникает после заключения договора найма. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения не влечет возникновение обязанности по оплате коммунальных услуг.

Договоры найма жилых помещений в отношении вышеуказанных квартир не представлены.

Следовательно, до заключения договоров найма решения о предоставлении специализированного жилого помещения не свидетельствуют о фактическом заселении спорных жилых помещений и не влекут возникновение обязанности указанных в решениях граждан по оплате за теплоснабжение жилых помещений в силу подпункта 1 пункта 3 раздела 2 Правил № 354.

Таким образом, надлежащим ответчиком в отношении всех заявленных в иске жилых помещений является муниципальное образование Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска.

Расчет начислений за услуги отопления в спорный период выполнен истцом исходя из площади жилых помещений, установленного для г. Хабаровска норматива потребления коммунальной услуги отопления (0,0359 Гкал/м?, установлен постановлением Мэра г. Хабаровска от 12.01.2009 № 54), и действовавшего в рассматриваемый период тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» (Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 40/65 от 19.12.2018), сроков начала и окончания отопительного сезона 2019/2020 г. в г. Хабаровске (постановления Администрации г. Хабаровска от 02.10.2019 № 3269 и от 27.04.2020 № 1430). Согласно расчету истца, общий размер задолженности составил 366 176 руб. 59 коп.

Проверив расчет задолженности, суд признает его верным.

Ответчиком возражений по расчету задолженности не заявлено. Доказательств оплаты долга Администрация г. Хабаровска не представила.

На основании изложенного исковые требования МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» к муниципальному образованию Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска о взыскании долга в размере 366 176 руб. 59 коп. подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России и к Министерству обороны Российской Федерации следует отказать.

Довод Администрации г. Хабаровска о необходимости взыскания денежных средств с казны публично-правового образования (городского округа «Город Хабаровск») отклоняется судом.

Обязанность ответчика по уплате денежных средств в рассматриваемом случае возникла не вследствие причинения вреда (деликта) и не связана с присуждением компенсации за нарушение права на судопроизводство (исполнение судебного акта) в разумный срок, соответственно положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие взыскание за счет средств казны, применению не подлежат.

Поскольку взыскиваемая задолженность возникла вследствие неисполнения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу отопления, потребленную в принадлежащих ответчику жилых помещениях, подлежит применению статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если Федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Для защиты своего права и в целях получения доказательств (сведений о наличии государственной регистрации права собственности на жилые помещения) истец обращался за получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах на указанные в иске жилые помещения. Общая сумма расходов на получение выписок из ЕГРН в отношение 12 жилых помещений составила 15 240 руб. 00 коп.

На основании статьи 106 и части 1 статьи 110 АПК РФ документально подтвержденные судебные издержки истца в виде расходов за получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости в сумме 15 240 руб. 00 коп. подлежат возмещению путем взыскания с муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска.

Судебные расходы истца в виде уплаченной государственной пошлины в размере 10 324 руб. 00 коп. (платежное поручение № 1248 от 21.04.2021) так же подлежат возмещению по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ путем взыскания с муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации г. Хабаровска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Тепловые сети» основной долг в размере 366 176 руб. 59 коп., судебные издержки в виде расходов за получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости в сумме 15 240 руб. 00 коп. и судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 10 324 руб. 00 коп., всего 391 740 руб. 59 коп.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.Л. Малашкин