ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7253/2011 от 16.08.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-7253/2011

«23» августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района

об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31.05.2011 № 29 о наложении штрафа по делу № 3-04/6 об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился;

от административного органа – ФИО1, действующей по доверенности № 6/4700 от 19.08.2009г.

Сущность дела: Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района (далее – МУП «КЭС», заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, административный орган) от 31.05.2011 № 29 о наложении штрафа по делу № 3-04/6 об административном правонарушении, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 6 статье 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

МУП «КЭС» Комсомольского района, извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя предприятия.

В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

МУП «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района, расположенное по адресу: 682660, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1022700758805 и на основании Устава, утвержденного главой администрации Комсомольского района 21.10.2003г. осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: передача (транспортировка) электрической энергии через сети предприятия для электроснабжения бытовых и других потребителей электрической энергии в соответствии с заданным режимом работы, ремонт распределительных сетей, оказание услуг промышленного и непромышленного характера в Комсомольском районе.

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 12.07.2010г. № ИА/21890 Управлением ФАС по Хабаровскому краю в адрес МУП «КЭС» Комсомольского района был направлен запрос от 01.09.2010г. № 6/6768 в части соблюдения требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее – Закон об энергосбережении, Закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

В ответ на вышеуказанный запрос 20.09.2010г. в административный орган поступило письмо от 16.09.2010г. № 150, из содержания которого следует, что предложений об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов Предприятие не направляло.

05.03.2011г. УФАС по Хабаровскому краю по факту нарушения требований частей 9 и 10 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении МУП «КЭС» Комсомольского района возбуждено дело № 3-04/6 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, о чем вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В соответствии с указанным определением от 05.03.2011г. у МУП «Коммунальные электрические сети» запрошена информация, имеющая значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По результатам анализа информации и документов, представленных МУП «Коммунальные электрические сети» от 17.03.2011г. № 42, установлено, что МУП «Коммунальные электрические сети» не соблюдено требование, предусмотренное частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, что свидетельствует о наличии в действиях МУП «Коммунальные электрические сети» события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Уведомлением от 31.03.2011 № 6/1996, направленным по месту нахождения предприятия и полученным им 12.04.2011г., МУП «КЭС» Комсомольского района извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (26.04.2011г. в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 18).

26.04.2011г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2, в отношении МУП «КЭС» Комсомольского района, в присутствии представителя предприятия ФИО3, действующего по доверенности от 24.04.2011г. № 54, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (31.05.2011 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. № 18) МУП «КЭС» Комсомольского района извещалось определением от 27.04.2011г. исх. № 6/3258, направленным по юридическому адресу Общества и полученным им, согласно почтовому уведомлению о вручении, 04.05.2011 г.

31.05.2011г. вышеуказанным должностным лицом УФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела № 3-04/6 об административном правонарушении вынесено постановление № 29 о привлечении МУП «КЭС» Комсомольского района к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя антимонопольного органа, изучив доводы заявления, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, частью 9 статьи 13 которого установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Таким образом, приведенными нормами установлена обязанность организаций, осуществляющих снабжение и передачу электрической энергии, в срок до 1 июля 2010 года предоставить определенному статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ кругу лиц предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов. Исходя из содержания приведенной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам, что подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178 примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.

Судом по материалам дела установлено, что МУП «Коммунальные электрические сети» осуществляет передачу (транспортировку) электрической энергии в частные дома, многоквартирные жилые дома, дачные или садовые дома в Комсомольском районе Хабаровского края, подлежащие в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета, и сети инженерно-технического обеспечения МУП «КЭС» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования вышеуказанных объектов.

Общество предоставило административному органу информацию о количестве объектов, использующих энергетические ресурсы, передачу которых осуществляет МУП «КЭС» Комсомольского района (с указанием поселения, улицы, номера объекта и вида снабжения).

Таким образом, исходя из материалов дела, МУП «Коммунальные электрические сети», осуществляя деятельность по транспортировке электрической энергии объектам, подлежащим в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета, является надлежащим субъектом обязанности, установленной частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ по направлению потребителям предложений об установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, передачу которых оно осуществляет.

Как установлено в ходе рассмотрения дела № 3-04/6 об административном правонарушении и не опровергнуто заявителем, ООО «КЭС» Комсомольского района не направляло предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о доказанности административным органом в действиях (бездействии) МУП «Коммунальные электрические сети» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обществом обязанности по предоставлению определенному статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ кругу лиц предложений об оснащении соответствующих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Обстоятельства административного правонарушения и вина предприятия подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнуты заявителем.

Суд считает, что административным органом доказана также и вина предприятия в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.

Таким образом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

МУП «Коммунальные электрические сети» должно было знать о необходимости соблюдения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицом является обязательным.

Также необходимо отметить, что примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденная Приказом Минэнерго России, содержит в себе информацию не только касающуюся установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, но и информацию по замене и эксплуатации данных приборов учета организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Приказ Минэнерго России зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2010 №17188 и является нормативным правовым актом обязательным для исполнения на территории Российской Федерации.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства об энергосбережении.

Следовательно, вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 Кодекса, административным органом установлена и доказана.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31.05.2011г. № 29.

Антимонопольный орган, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела, назначил предприятию административное наказание в минимально допустимом размере, установленном частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует установленным статьей 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а равно отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

При этом, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Поскольку в соответствии со статьей 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40. Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования МУП «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31.05.2011 № 29 по делу об административном правонарушении № 3-04/6 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Возвратить МУП «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.06.2011г. № 304.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак