Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7360/2022
29 сентября 2022 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Изосимова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.С.,
рассмотрел в заседании суда дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682460, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Нижнее Пронге» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682444, <...>)
о взыскании 11 405 817 руб. 16 коп
третье лицо - Межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо»
При участии в судебном заседании:
от истца и ответчика – явку представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены в порядке статьи 123 АПК РФ;
от третьего лица – ФИО1, действующая по доверенности №08/2021 от 17.08.2021.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района (далее - Управление, административный орган, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Нижнее Пронге» (далее – ООО «ЖКХ Нижнее Пронге», Общество, ответчик) о взыскании излишне перечисленных денежных средств субсидии в сумме 11 405 817 руб. 16 коп.
Исковое заявление обосновано положениями статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивировано не исполнением ответчиком обязательств по возврату субсидии в заявленном размере согласно условиям Соглашений о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения № 19-02-Э от 29.01.2019, № 17-20-Э от 10.01.2020, № 17-21-Э от 21.01.2021.
Определением суда от 06.07.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо».
Истец явку представителя не обеспечил. До начала судебного заседания от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ООО «ЖКХ Нижнее Пронге» сумму излишне перечисленных денежных средств в размере 11 405 817 руб. 16 коп.
Уточнение иска принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
Ответчик явку представителя не обеспечил. Ответчиком представлен отзыв, согласно которому ответчик с исковыми требованиями истца не согласен в части, со ссылкой на то, что утверждение, что ООО «ЖКХ Нижнее Пронге» было получателем субсидии в виде денежных средств в полном объеме не состоятельно, поскольку ответчик лишь получал топливо на сумму субсидии от ООО «Межрайтопливо»; ответчик выражает несогласие с актами сверки взаимных расчетов, а факт их подписания считает недействительным в виду того, что не уделил надлежащего внимания их содержанию и отнесся к ним без достаточной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от ответчика; ответчик считает, что из суммы 11 405 817,16 руб. следует вычитать сумму переплаты ООО «Межрайтопливо» в размере 8 905 297,04 руб., в связи с чем сумма излишне выплаченной субсидии составит 2 500 520,12 руб.
Третье лицо, также явку представителя не обеспечило, представило пояснения и документы во исполнение определения суда, которые приобщены к материалам дела.
В порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
как следует из материалов дела между Управлением (далее – главный распорядитель средств районного бюджета, ГРСРБ) и ООО «ЖКХ Нижнее Пронге» (далее получатель) 29.01.2019 заключено соглашение о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения № 19-02-Э (далее – Соглашение № 19-02-Э) предметом которого является предоставление из бюджета Николаевского муниципального района субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края, поступающих в виде субвенций в районный бюджет, в 2019 году в целях возмещения Получателю убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения (пункт 1.1. Соглашения).
Согласно разделу 3 Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на цели, указанные в разделах 1, 2 Соглашения, при предоставлении получателем главному распорядителю средств районного бюджета документов, предусмотренных пунктом 3.1. Порядка предоставления субсидии (пункт 3.1. Соглашения).
Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно, при условии поступления субвенций из краевого бюджета на счет ГРБС, на счет, открытый получателем в учреждениях ЦБ РФ и (или) кредитных организациях для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг.
Согласно пункт 3.3. Соглашения, если Получатель является участником централизованного завоза топлива, субсидии перечисляются, в том числе авансом, в соответствии с Типовой схемой централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017-2019 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р, на основании договора поручения, заключенного между Администрацией и Получателем на расчетный счет предприятия – организатора централизованной поставки топлива ООО «Межрайтопливо» в качестве оплаты (предоплаты) топлива, услуг по его перевозке, перевалке, услуг организатора.
27.01.2017 между ООО «Нижнее Пронге» (получатель) и администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края заключен договор поручения № 3/2017-СЗ (далее – договор поручения), согласно которому получатель, являющийся получателем топлива в рамках централизованного завоза, поручает, а Администрация принимает на себя обязательство совершить от имени получателя в том числе, действия по перечислению на счет ООО «Межрайтопливо» средств, предусмотренных для Получателей в соответствующих бюджетах муниципальных образований края
В силу пункта 4.3.3. Соглашения получатель обязуется возвращать в районный бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Кроме того, между Управлением, ООО «ЖКХ Нижнее Пронге» и ООО «Межрайтопливо» заключено Соглашение № 17-20-Э от 10.01.2020 и Соглашение № 17-21-Э от 21.01.2021 с предметом соглашения о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края, поступающих в виде субвенций в районный бюджет, соответственно в 2020 году и за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2021) в целях возмещения Получателю убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Соглашения заключены на аналогичных условиях.
Согласно Акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2019 по соглашению № 19-02-Э от 29.01.2019 задолженность в пользу Управления составляет 500 464,68 руб.
Согласно Акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2020 по соглашению № 17-20-Э от 10.01.2020 задолженность в пользу Управления составляет 6 568 392,32 руб.
Согласно Акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2021 по соглашению № 17-21-Э от 21.01.2021 задолженность в пользу Управления составляет 11 405 817,16 руб.
ООО «ЖКХ Нижнее Пронге» лишена права гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Хабаровского края постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.11.2021 г. № 37/5.
Согласно подпункту 4.3.5.4. Соглашений 3 Получатель субсидии (ООО «ЖКХ Нижние Пронге») обязуется в случае если на следующий финансовый год не заключается соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию убытков с главным распорядителем средств районного бюджета, субсидии на компенсацию убытков, излишне полученные по итогам 2019, 2020, 2021 г. (соответственно), согласно акту сверки (пункт 4.1.7.2 настоящего Соглашения) вернуть в полном объеме на счет главного распорядителя средств районного бюджета в срок, соответственно до 31 марта 2020, 2021, 2022 г.
В случае если размер субсидии на компенсацию убытков, перечисленной в соответствии с Типовой схемой централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2020 - 2022 годы, утверждённой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2019 г. № 714-р, на основании договоров поручения на расчетный счет предприятия -организатора централизованной поставки топлива (ООО «ЖКХ Нижние Пронге»), услуг по его перевозке и перевалке, услуг организатора, превысил фактический размер субсидии на компенсацию убытков за 2021 год (пункт 2.2 настоящего Соглашения), вернуть разницу в полном объеме на счет главного распорядителя средств районного бюджета в срок до 31 марта 2022 года (пункт 4.3.5.5. Соглашения № 17-21-Э).
Согласно расчетам истца, в соответствии с Соглашениями, на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цент (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению в 2019 - 2021 годах ООО «ЖКХ Нижние Пронге» перечислены средства субсидии в размере 38 140 935 (тридцать восемь миллионов сто сорок тысяч девятьсот тридцать пять тысяч) руб. 30 коп. (подтверждается приказами на оплату и платежными поручениями).
Потребность Ответчика на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в 2019 -2021 годах, составила 26 571 737 (двадцать семь миллионов пятьсот семьдесят одна тысяча семьсот тридцать семь) руб. 81 копейка.
Таким образом, на 01 января 2022 г., в результате авансирования задолженность ООО «ЖКХ Нижние Пронге» в пользу бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края составила 11 405 817 (одиннадцать миллионов четыреста пять тысяч восемьсот семнадцать) рублей 16 копейки(недоплата перед ООО «ЖКХ Нижние Пронге» на 01.01.2019 г. 163 380,33 руб., за период с 2019 по 2021 начислено 26 517 737,81 руб., перечислено 38 140 935, 30 руб.).
Решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края № 77-430 от 26.12.2016 утверждена структура администрации Николаевского муниципального района.
Решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края № 78-434 от 30.01.2017 утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района (далее - Положение об управлении). Согласно Положению об управлении - управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление ЖКХ) является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, являясь отраслевым органом администрации Николаевского муниципального района, осуществляющем бюджетные полномочия главного распорядителя средств бюджета района в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета района.
Согласно постановлению администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края № 356-па от 03.04.2017 «О реализации переданных государственных полномочий Хабаровского края» управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края определено уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края, а именно: по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного электроснабжения; по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению; по предоставлению компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию.
В марте 2022 г. в адрес ООО «ЖКХ Нижние Пронге» было направлено претензионное письмо с требованием в срок до 31.03.2022 вернуть в полном объеме субсидии на возмещение убытков, излишне полученные в период с 2019 по 2021 год (письмо от 24.03.2022 № 10.1-31-183).
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 органы местного самоуправления Николаевского муниципального района наделены государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Постановлением Администрации Николаевского муниципального района от 21.06.2018 № 323-па (действовавшим в спорный период) утвержден Порядок предоставления организациям субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Николаевского муниципального района.
Согласно пункту 1.1. Порядка № 323-па Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района является главным распорядителем средств районного бюджета.
В силу пункта 1.2. Порядка 323-па субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных главным распорядителем средств районного бюджета с организациями, у которых установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает предельный максимальный тариф на электрическую энергию для населения.
Организации осуществляют в срок не позднее 31 марта текущего финансового года возврат на лицевой счет Управления излишне полученных субсидий на возмещение убытков за предыдущий финансовый год (пункт 2.2.5. Порядка № 323-па).
Согласно правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 01.06.2021 № Ф03-2334/2021 по делу № А73-11741/2020 при толковании закона № 57 от 25.03.2020 перечисление денежных средств ресурсоснабжающим организациям без факта оказания организациями услуг по теплоснабжению в размере соразмерном предоставленной субсидии, судом расцениваются, как не использование денежных средств субвенции.
Как следует из материалов дела сторонами спора представлены одинаковые по суммам расчеты. Существо разногласий сводится к тому, что ответчик возражает частично на удовлетворении исковых требований считая, что сумма переплаты ООО «Межрайтопливо» в размере 8 905 297,04 руб. не является средствами субсидии полученными ответчиком, в связи с чем сумма излишне выплаченной субсидии составит 2 500 520,12 руб. (11 405 817,16 руб. сумма исковых требований - сумма переплаты ООО «Межрайтопливо» в размере 8 905 297,04 руб.).
В Акте сверки, подписанном между Администрацией и ООО «Нижнее Пронге» указывается 8 905 297,04 руб. произведенной по поручению ответчика переплаты в пользу ООО «Межрайтопливо» в сумме 8 905 297,04 руб.
Статьей 2 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 142 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» предусмотрена компенсация убытков энергоснабжающей организации в случае, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения.
На основании статьи 1 Закона Хабаровского края N 143 от 31.10.2007 (в редакции от 26.06.2019 N 426) государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения наделяются органы местного самоуправления - в частности администрация Николаевского муниципального района. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления указанным законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (статья 5 Закона № 143).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 N 73-пр утвержден порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
В силу пункта 2.4.4 указанного порядка одним из условий предоставления субвенций администрациям муниципальных образований является наличие заключенных администрацией муниципального образования с получателями субсидии соглашений о предоставлении субсидии на компенсацию убытков на текущий год в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования.
В силу распоряжение Губернатора Хабаровского края от 31.12.2019 N 714-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2020 - 2022 годы» в целях обеспечения труднодоступных районов Хабаровского края топливно-энергетическими ресурсами для бесперебойной работы предприятий и организаций, оказывающих услуги тепло и энергоснабжения, централизованная поставка топлива осуществляется в объемах исходя из среднегодового фактически реализованного за два прошедших отопительных периода объема тепловой и электрической энергии населению (аналогичное правило закреплено в распоряжении Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 N 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017 - 2019 гг.»).
Согласно типовой схеме централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017 - 2019 г.г., (на 2020-2022 годы), утвержденной распоряжением Губернатором Хабаровского края от 30.12.2016 N 681-р (от 31.12.2019 N 714-р), юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива формируют и направляют в администрацию района заявку с указанием вида, марки и объема топлива с помесячной разбивкой в объемах исходя из среднегодового фактически реализованного за два прошедших периода объема тепловой и электрической энергии. Администрация на основании заявок формирует общие для муниципальных районов края заявки, согласованные с финансовыми органами администраций муниципальных районов края, на поставку топлива по видам, маркам и количеству, с указанием источников оплаты поставок топлива и представляют на согласование в министерство ежегодно в срок до 15 декабря.
В соответствии с заключенными с получателями договорами поручения администрация заключает с ООО "Межрайтопливо" договор поручения на организацию централизованных поставок топлива получателям.
Во исполнение вышеназванных нормоположений между Управлением (главный распорядитель средств) и Обществом (получатель) в период 2019-2021 годы заключены Соглашения о предоставлении субсидий ООО «Нижнее Пронге» о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края, поступающих в виде субвенций в районный бюджет, соответственно в 2019, в 2020 годах и за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2021) в целях возмещения Получателю убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Согласно пункт 3.3. Соглашений, если Получатель является участником централизованного завоза топлива, субсидии перечисляются, в том числе авансом, в соответствии с Типовой схемой централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017-2019 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р, на основании договора поручения, заключенного между Администрацией и Получателем на расчетный счет предприятия – организатора централизованной поставки топлива ООО «Межрайтопливо» в качестве оплаты (предоплаты) топлива, услуг по его перевозке, перевалке, услуг организатора.
Кроме того, 27.01.2017 между ООО «Нижнее Пронге» (получатель) и администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края заключен договор поручения № 3/2017-СЗ (далее – договор поручения), согласно которому получатель, являющийся получателем топлива в рамках централизованного завоза, поручает, а Администрация принимает на себя обязательство совершить от имени получателя в том числе, действия по перечислению на счет ООО «Межрайтопливо» средств, предусмотренных для Получателей в соответствующих бюджетах муниципальных образований края.
Также между Администрацией и Обществом заключен договор поручения № 2/2020-СЗ от 12.12.2019 аналогичного содержания.
Денежные средства в виде субвенций, полученные из краевого бюджета, перечислены Администрацией в адрес ООО «Межрайтопливо» согласно условиям заключенных соглашений с ООО «Нижнее Пронге».
Согласно представленным в материалы дела счетов-фактур за период с 2019 по 2021 год, ООО «Нижнее Пронге» в спорный период получено топливо «нефтепродукты» на общую сумму 37 339 056,43 руб., и оказаны услуги оператора на общую сумму 175 686,32 руб. всего на сумму 37 514 742,75 руб.
При этом собственные денежные средства на приобретение указанного топлива ООО «Нижнее Пронге» использовались.
Согласно представленным истцом приказам и платежным поручениям, оплата производилась Управлением на расчетные счета ООО «Межрайтопливо» с указанием основания платежа: субсидия на воз недоп дох.
Согласно акту сверки, подписанному между Управлением и Обществом, по состоянию на 31.12.2021 задолженность ООО «Нижнее Пронге» по соглашению № 17-21-Э от 21.01.2021 составляет 11 405 817,16 руб.
Администрация перечисляла средства субсидии в счет оплаты нефтепродуктов по договору поручения. То есть, следуя воле ООО «Нижнее Пронге», в целях исполнения прав и обязанностей последнего по договорам поставки нефтепродуктов.
Доказательств использования предоставленных средств субсидии на цели, предусмотренные Порядком № 323-па – то есть на компенсацию убытков связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения Николаевского муниципального района ответчиком не представлено.
В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Согласно подпункту 4.3.5.4. Соглашений 3 Получатель субсидии (ООО «ЖКХ Нижние Пронге») обязуется в случае если на следующий финансовый год не заключается соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию убытков с главным распорядителем средств районного бюджета, субсидии на компенсацию убытков, излишне полученные по итогам 2019, 2020, 2021 г. (соответственно), согласно акту сверки (пункт 4.1.7.2 настоящего Соглашения) вернуть в полном объеме на счет главного распорядителя средств районного бюджета в срок, соответственно до 31 марта 2020, 2021, 2022 г.
В случае если размер субсидии на компенсацию убытков, перечисленной в соответствии с Типовой схемой централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2020 - 2022 годы, утверждённой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2019 г. № 714-р, на основании договоров поручения на расчетный счет предприятия -организатора централизованной поставки топлива (ООО «ЖКХ Нижние Пронге»), услуг по его перевозке и перевалке, услуг организатора, превысил фактический размер субсидии на компенсацию убытков за 2021 год (пункт 2.2 настоящего Соглашения), вернуть разницу в полном объеме на счет главного распорядителя средств районного бюджета в срок до 31 марта 2022 года (пункт 4.3.5.5. Соглашения № 17-21-Э).
Как разъяснено в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 тот факт, что денежные средства были израсходованы обществом не по целевому назначению, под которым понимается, в том числе завышение суммы субсидии, предоставленной обществу, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Удовлетворение иска в части неосновательного обогащения возможно при доказанности совокупности фактов приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком.
Соответственно в предмет доказывания по данному основанию входит: 1) факт обогащения одного лица за счет другого, 2) факт, что такое обогащение произошло при отсутствии этому законных оснований, 3) размер неосновательного обогащения.
С учетом установленных обстоятельств, на основании представленных истцом в обоснование своих требований в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, требование о взыскании с ответчика 11 405 817 руб. 16 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о недействительности представленных актов сверки к Соглашениям о предоставлении субсидии ввиду не проявления ответчиком при их подписании достаточной степени заботливости и осмотрительности, судом отклоняется как не обоснованный. Как установлено судом, представленный истцом расчет подтверждается материалами дела. Расчеты, произведенные ответчиком, идентичные с расчетами истца, по существу предметом спора является квалификация денежных средств, перечисленных Администрацией по договору поручения с ответчиком в счет оплаты нефтепродуктов, полученных ООО «Нижнее Пронге» в полном объеме.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании п.п. 1 п. 1 ст.333.37 НК РФ, с общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Нижнее Пронге» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 80 029 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Нижнее Пронге» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) в счет возврата субсидии 11 405 817 руб. 16 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Нижнее Пронге» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 80 029 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.М. Изосимов