Дело №А73-7465/2007-89АП
г. Хабаровск
«04» октября 2007 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП г. Хабаровска «Южное»
об оспаривании постановлений № 2090 и № 2092 от 29.06.2007 г. Административной комиссии Администрации г. Хабаровска по делу об административных правонарушениях
при участии: не явился
от административного органа – ФИО1 (дов. № 1.33-51 от 11.01.2007 г.) главный специалист-юрист
Сущность дела: Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска «Южное» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений № 2090 и № 2092 от 29067.2007 Административной комиссии Администрации г. Хабаровска (далее – административный орган) по делу об административном правонарушении, которыми Предприятие привлечено к административной ответственности по статьи 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
В судебное заседании представители заявителя, извещенное надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явились.
Заявленные требования заявитель обосновывает неправомерностью привлечения к ответственности по статье 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, поскольку считает, что допущенное Предприятием правонарушение следовало квалифицировать по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ). Сам факт допущенных со стороны МУП «Южное» нарушений Предприятием не отрицается.
Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражал. Полагает заявленные требования не обоснованными, поскольку факт административного правонарушения подтверждается материалами административного производства. Настаивает на правильной квалификации допущенных правонарушений.
Суд установил:
25.06.2007 г. при объезде территории города главным специалистом управления административно-технического контроля выявлен факт нарушения действующих на территории города Хабаровска правил, выразившихся том, что по ул. Калараша, 22-а Предприятием не восстановлено благоустройство нарушенное при производстве земляных работ по устройству основания под установку павильона по ордеру № 383 от 12.12.2006 г. Срок по восстановлению благоустройства закончился 31.05.2007 г., на момент проверки не восстановлена зеленая зона.
Факт установленных нарушений зафиксирован путем проведения фотосъемки.
По результатам проверки 26.06.2007 г. в 11-30 в отсутствии законного представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, главным специалистом управления ФИО2 составлен в отношении МУП «Южное» протокол № 1455 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
29.06.2007 г. Административной комиссией Администрации г. Хабаровска в отсутствие представителя МУП «Южное», при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 2090, которым Предприятие привлечено к административной ответственности за не восстановление благоустройства (зеленой зоны) нарушенного при проведении земляных работ по устройству основания фундамента под установку павильона вторсырья по ордеру № 383 от 12.12.2007 г. по 31.05.2007 г. (на момент проверки зеленая зона не восстановлена, работы не ведутся). Сумма штрафа составила 10.000 руб.
Кроме того, 25.06.2007 г. при объезде территории города главным специалистом управления административно-технического контроля выявлен факт нарушения действующих на территории города Хабаровска правил, выразившихся том, что по ул. Кубяка, 20-22 не восстановлено благоустройство нарушенное при производстве земляных работ по устройству основания под установку павильона по ордеру № 381 от 12.12.2006 г. Срок восстановления нарушенного благоустройства закончился 31.05.2007 г. на момент проверки не восстановлена зеленая зона, не убраны кучи песка.
Факт установленных нарушений зафиксирован путем проведения фотосъемки.
По результатам проверки 26.06.2007 г. в 11-10 в отсутствии законного представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, главным специалистом управления ФИО2 составлен в отношении МУП «Южное» протокол № 1454 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.15 Кодекса.
29.06.2007 г. Административной комиссией Администрации г. Хабаровска в отсутствие представителя МУП «Южное», при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 2092, которым Предприятие привлечено к административной ответственности за не восстановление благоустройства (зеленой зоны) нарушенного при проведении земляных работ по устройству павильона приемки вторсырья по ордеру № 381 от 12.12.2006 г. по 31.05.2007 г. (на момент проверки зеленая зона не восстановлена, не убраны кучи песка). Сумма штрафа составила 10.000 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4. 15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, невосстановление благоустройства после производства работ, связанных с нарушением состояния благоустройства территорий, разрушением детских, спортивных и бельевых площадок, оборудования, установленного на них, малых архитектурных форм, рекламных установок является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Решением Хабаровской городской Думы от 17 декабря 2002 г. № 293 «Об утверждении Правил производства земляных работ в г. Хабаровске», в целях сохранности и бесперебойности работы подземных и наземных сетей и коммуникаций, повышения ответственности должностных лиц, производственного персонала, строительных, ремонтных и эксплуатационных организаций за соблюдением требований нормативных документов при производстве земляных работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом, переустройством подземных и наземных сооружений, установкой средств наружной рекламы и иных видов работ, усилением роли технического и авторского надзора, улучшения содержания территорий, своевременного и качественного восстановления нарушенного благоустройства, руководствуясь ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 27 Устава муниципального образования города Хабаровска, Хабаровская городская Дума, утверждены Правила производства земляных работ в г. Хабаровске.
В соответствии с пунктом 1 Правила производства земляных работ в г. Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17 декабря 2002 г. № 293 «Об утверждении Правил производства земляных работ в г. Хабаровске» (далее – Правила), данные Правила устанавливают порядок производства земляных работ в городе Хабаровске и обязательны для выполнения физическими, должностными и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Земляные работы, согласно пункту 2 Правил, это работы, связанные со строительством, эксплуатацией, прокладкой, реконструкцией, выноской, переустройством инженерных сетей и коммуникаций, ремонтом подземных и надземных сооружений, трамвайных и железнодорожных путей, транспортных пересечений, пешеходных переходов, коллекторов; установкой нестандартных (некапитальных) объектов, устройством стационарных и временных ограждений, строительством, реконструкцией, ремонтом дорог, тротуаров, внутриквартальных территорий, зеленых зон, устройством парковок, стоянок, установкой средств наружной рекламы, бурением скважин, рытьем шурфов, благоустройством, и иные работы, влекущие нарушение благоустройства территорий.
Пункт 47 Правил установил, что производство земляных работ осуществляется на основании разрешения (ордера), выдаваемого ГАТИ заказчику (генподрядчику), согласно заявке.
В ордере указываются (пункт 51 Правил): фамилия, имя, отчество, должность лица, ответственного за ведение работ; срок действия ордера; наименования и адреса организации-заказчика и организации, производящей земляные работы (подрядчика); организации, представители которых должны быть вызваны на место до начала земляных работ для уточнения местоположения действующих подземных сооружений и других требований, вытекающих из настоящих Правил. Вызов передается не позднее чем за три дня до начала работ; порядок вызова специалиста ГАТИ для принятия восстановленного благоустройства.
Согласно пункту 52 Правил ГАТИ выдает ордер на срок согласно договору, составленному с учетом графика производства работ, но в пределах срока, установленного в графике, согласованного с управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города и соответствующим комитетом по управлению округом.
Если работы в сроки, указанные в ордере, не могут быть окончены, заказчик (генподрядчик) обязан не позднее чем за пять дней до истечения его срока действия согласовать новый график в управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города и комитете по управлению соответствующим округом и продлить срок действия ордера в ГАТИ.
При производстве работ на большом участке местности (более 100 м) ордер может выдаваться на отдельные участки с установлением сроков на каждый из них (отдельным графиком), работы на последующих участках производятся после завершения работ на предыдущих, включая восстановление благоустройства и уборку территорий.
Срок действия ордера устанавливается ГАТИ исходя из периода времени, необходимого для выполнения соответствующих работ.
В соответствии с пунктом 54 Правил, проведение земляных работ на основании ордера, срок действия которого истек, влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях.
Восстановленное благоустройство принимается от заказчика (генподрядчика) по акту установленной формы специалистом ГАТИ в присутствии заказчика (генподрядчика), производителя работ (подрядчика), представителя соответствующего комитета по управлению округом после проверки фактического выполнения работ по восстановлению благоустройства в полном объеме и их качества. Без оформления указанного акта ордер, выданный на производство работ, не закрывается (пункт 60 Правил).
В акте отражаются все элементы восстановленного благоустройства. Объем и качество восстановления нарушенного благоустройства должны соответствовать техническим условиям, проекту производства работ, проекту восстановления благоустройства и дополнительным требованиям по устранению недостатков, выявленных в процессе производства работ. Указанный акт согласовывается председателем соответствующего комитета по управлению округом (пункт 61 Правил).
Согласно пункту 62 Правил, при невозможности восстановления нарушенного благоустройства (малых архитектурных форм, зеленых насаждений, асфальтобетонного покрытия) в зимний период (с 15 ноября по 1 мая) действие ордера приостанавливается оформлением акта приемки восстановленного благоустройства в зимнем варианте, в котором указывается перечень и объем работ по восстановлению благоустройства в полном объеме, которые Заказчик (генподрядчик) обязан выполнить по окончании зимнего периода.
В соответствии с пунктом 63 Правил, за нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях.
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется городской административно-технической инспекцией управления дорог и внешнего благоустройства департамента городского хозяйства администрации города (далее по тексту - ГАТИ), в соответствии с пунктом 3 Правил.
В соответствии с пунктом 2.2.7 Устава МУП г. Хабаровска «Южное», к основным видам деятельности предприятия относится в том числе, выполнение полного комплекса работ по строительству искусственных сооружений.
Факт допущенного предприятием нарушения действующих на территории города Хабаровска правил, выразившийся в том, что на момент проверки 25.06.2007 г. по ул. Калараша, 22-а Предприятием не восстановлено благоустройство нарушенное при производстве земляных работ по устройству основания под установку павильона по ордеру № 383 от 12.12.2006 г. (не восстановлена зеленая зона) при окончании срока по восстановлению благоустройства - 31.05.2007 г., на момент проверки не восстановлена зеленая зона и по ул. Кубяка, 20-22 не восстановлено благоустройство нарушенное при производстве земляных работ по устройству основания под установку павильона по ордеру № 381 от 12.12.2006 г. (не восстановлена зеленая зона, не убраны кучи песка), при окончании срока восстановления нарушенного благоустройства - 31.05.2007 г., подтверждается материалами дела, а именно протоколами об административном правонарушении № 1455 от 26.06.2007 г. и № 1454 от 26.06.2007 г., Уставом МУП «Южное», актами приемки работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства в процессе производства земляных работ от 03.07.2007 г., 10.01.2007 г., ордерами № 3-383 от 12.12.2006 г., № 3-381 от 12.12.2006 г., заявками на получение ордеров, графиками производства работ, договорами на производство земляных работ на территории г. Хабаровска, материалами фотосъемки.
Довод Предприятия о неправильной квалификации административным органом данного правонарушения, поскольку, по мнению Предприятия, данные правоотношения имеют федерального значение, являются нарушением установленных Российской Федерацией обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций изделий, следовательно, правонарушение необходимо квалифицировать по статье 9.4 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение вышеуказанных правил и норм, а не по статье 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях не принимается судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в частности установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из пункта 25 статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесена, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Таким образом, следует признать, что вопрос, связанный с благоустройством территорий городов и других населенных пунктов и их содержанием, не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющих исключительное федеральное значение. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2006 г. по делу № 11-Г06-7.
Как следует из материалов дела, Предприятие привлечено к ответственности не за нарушение каких-либо правил и стандартов в области строительства, а за не восстановление благоустройства (зеленой зоны) по окончанию строительства объектов.
При таких обстоятельствах, допущенное со стороны Предприятия правонарушение обоснованно квалифицировано административным органом по статьи 4.15 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Вина Предприятия заключается в бездействии и выражается в нарушении норм и правил производства земляных работ, действующих на территории г. Хабаровска.
Порядок и сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям действующего законодательства.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность нарушителя при рассмотрении дела установлено не было.
Размер штрафа применен административным органом в пределах санкции, предусмотренной статьи 4.15 Кодекса в минимальном её размере 10.000 руб.
Полномочия административного органа на вынесение Постановлений по делу об административном правонарушении определены Положением об управлении административно-технического контроля Администрации города, утвержденного Распоряжением Мэра г. Хабаровска от 19.10.2006 г. № 3209-р.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконными Постановлений Административной комиссии Администрации г. Хабаровска № 2090 и № 2092 от 29.06.2007 г. не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 207-211 АПК РФ, ст.30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Южное» о признании незаконными и отмене постановлений Административной комиссии Администрации г. Хабаровска № 2090 от 29.06.2007 г. и № 2092 от 29.06.2007 г. о назначении административного наказания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - Шестой апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края в течение 10 дней.
Судья Зверева А. В.